Общая характеристика законодательства РФ об акционерных обществах
Характеризуя законодательство РФ об акционерных обществах, прежде всего необходимо отметить некоторые важнейшие его особенности:
сравнительно небольшой временной период формирования системы нормативных актов;
наличие нескольких «особых» групп акционерных обществ, специфика создания, правового положения и обращения акций, которых регулируется специальными нормативными актами (п. 3, 4, 5 ст. 1 Закона РФ «Об акционерных обществах», Закон РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» № 115-ФЗ от 19 ию ля 1998 года, Закон РФ «О газоснабжении в РФ» № 69-ФЗ от 31 марта 1999 года).
Всё законодательство об акционерных обществах можно систематизировать следующим образом по степени уменьшения юридической силы:
1. Конституция РФ.
Роль Конституции РФ в регулировании акционерных отношений состоит в следующем:
во-первых, ст. 30 Конституции гарантирует право каждого на объединение, а акционерное общество представляет собой именно объединение для достижения общих целей;
во-вторых, ст. 35 Конституции гарантирует в РФ право частной собственности. Форма собственности, характерная для акционерного общества, является именно частной;
в-третьих, Конституция провозглашает целый ряд позиций общего характера, которые во многих ситуациях могут служить надежной гарантией для обеспечения прав акционерного общества как субъекта права. Ст. 46 Конституции гарантирует защиту прав и свобод, позволяет обжаловать действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц.
2. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии со ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 Гражданского кодекса РФ являются составной частью правовой системы РФ. Нормы международного права обычно применяются к акционерным обществам с участием иностранных инвестиций. Общепризнанные нормы международного права и международные договоры имеют приоритет перед законодательством РФ в случае коллизии. В качестве примера такого международного договора можно привести Соглашение с Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества
3. Федеральные законы РФ являются основным элементом законодательства РФ об акционерных обществах. К их числу относятся:
кодифицированный акт – Гражданский кодекс РФ (1-я и 2-я части), в котором особое значение имеет гл. 4 «Юридические лица»;
Федеральный закон «Об акционерных обществах»от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ;
Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ;
Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» от 19 апреля 1998 года №115-ФЗ;
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ;
Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 5 марта 1999 года №46-ФЗ и некоторые другие законы, содержащие отдельные нормы, относящиеся к акционерным обществам.
4. Подзаконные нормативные акты играют значительную роль в регулировании акционерных отношений. К их числу относятся: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств, ведомств, иных федеральных органов исполнительной власти, среди которых особенно выделяются Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли, Министерство юстиции, Федеральная антимонопольная служба. В последнее время нередко появляются межведомственные подзаконные нормативные акты. Указы Президента и Постановления Правительства подлежат официальному опубликованию (кроме актов или отдельных их положений, составляющих государственную тайну), ведомственные акты должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ.
Подзаконные нормативные акты могут быть общего и специального характера. Подзаконные нормативные акты общего характера устанавливают общие для всех акционерных обществ правила, в то время как акты специального характера регулируют особенности, свойственные отдельным акционерным обществам.
5. Правовые обычаи (обычаи делового оборота), т.е. правила, во-первых, достаточно сложившиеся и определенные в своем содержании, во-вторых, широко применяемые и не имеющие узкоспециального характера, в-третьих, сфера их применения ограничивается предпринимательскими отношениями, в-четвертых, не предусмотренные действующим законодательством.
На основании анализа содержания ст. 5 и 6 ГК РФ можно сделать вывод, что правовые обычаи применяются там и тогда, где обнаруживаются пробелы законодательства, не восполненные соглашением сторон. По мере совершенствования законодательства ряд обычаев делового оборота получает закрепление в нормативных актах. Так, неписаное правило о том, что общее собрание акционеров ведет председатель совета директоров, нашло свое отражение в п. 2 ст. 67 ФЗ «Об акционерных обществах».
6. Вопрос о том, являются ли источниками законодательства об акционерных обществах акты судебной и арбитражной практики, является предметом многочисленных дискуссий.
7. Локальные акты акционерных обществ. Локальные акты акционерных обществ разумно разделить на две группы: внутренние акты и санкционированные государством уставы и иные документы (санкционирование проявляется в государственной регистрации и в утверждении, например, уставов акционерных обществ, создаваемых при приватизации государственных унитарных предприятий). В числе внутренних актов необходимо выделить различные положения, а именно: о распределении и использовании прибыли, о ценных бумагах общества, о реестре акционеров общества и т.п.
8. В литературе к числу источников «акционерного права» некоторые авторы относят еще и договоры. Такая позиция представляется спорной, поскольку, хотя учредители и заключают между собой письменный договор о создании общества, являющийся договором простого товарищества, но такой договор порождает юридические последствия лишь для определенного круга лиц – учредителей общества.
Создание и ликвидация АО
Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, разделения, выделения, преобразования).
Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.
Создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя). Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично.
Учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по учреждению общества, размер уставного капитала общества, категории и типы акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества. Договор о создании общества не является учредительным документом общества и действует до окончания определенного договором срока оплаты акций, подлежащих размещению среди учредителей.
В случае учреждения общества одним лицом решение об учреждении должно определять размер уставного капитала общества, категории (типы) акций, размер и порядок их оплаты.
Учредителями общества могут являться граждане и (или) юридические лица, принявшие решение о его учреждении.
Государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.
Общество не может иметь в качестве единственного учредителя (акционера) другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено федеральным законом.
Учредительным документом общества является Устав.
Требования устава общества обязательны для исполнения всеми органами общества и его акционерами.
Устав общества должен содержать следующие сведения:
полное и сокращенное фирменные наименования общества;
место нахождения общества;
тип общества (открытое или закрытое);
количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа);
размер уставного капитала общества;
структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
сведения о филиалах и представительствах общества;
иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Устав общества может содержать другие положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.
Реорганизация общества
Общество может быть добровольно реорганизовано в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Особенности реорганизации общества - субъекта естественной монополии, более 25 процентов акций которого закреплено в федеральной собственности, определяются федеральным законом, устанавливающим основания и порядок реорганизации такого общества.
Другие основания и порядок реорганизации общества определяются Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Реорганизация общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.
Общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство.
Ликвидация общества
Общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований настоящего Федерального закона и устава общества. Общество может быть ликвидировано по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации.
Ликвидация общества влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между акционерами в очередности, установленной законом.
Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.