Характеристика и классификация предприятий
Предприятие – это субъект предпринимательской деятельности, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнении работ или оказания услуг и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законном порядке.
Предприятие имеет собственное название, фирменный знак (марку), самостоятельный баланс, расчетный счет в банке. Оно несет имущественную ответственность по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом.
Пред-тия и орг-ции как юр.лица различаются целым рядом признаков:
1. принадлежностью их к секторам эк-ки
2. размерами
3. степенью специализации и масштабами пр-ва однотипной продукции
4. способами организации пр-ва и степенью механизации и автоматизации
5. организационно-правовыми формами
Для организации и функционирования предприятия необходим УК – зафиксированная сумма основного и оборотного капитала пред-я, кот.образуется на момент создания пред-я и находится в его распоряжении на протяжении всего его срока функ-ния.(Для ОАО – min 1000 МРОТ, ДЛЯ ООО и ЗАО – 100 МРОТ)
Каждое предприятие в условиях рынка стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности системы, НТП. уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.п. Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих форм хозяйствования.
Классификация предприятий
№ | Классиф-ный признак | Принадлежность пред-я к сектору эк-ки | Краткий комментарий |
Хар-р потребляемого сырья | Добывающая пром-ть | Явл. Базовым сектором эк-ки РФ, в кот. Доля гос-го участия высока | |
Обрабатывающая пром-ть | Обеспечивает в стране долгосрочное, конкурентное преимущество за счет технического развития. В РФ сейчас пред-тия в этом секторе испытывают инвестиционные, сбытовые, технологические трудности снижающие показатели рентабельности и прибыли | ||
Назначение ГП | Пр-во средств пр-ва | Ориентируется на спрос со стороны промышленных потребителей, имеет стабильный ур-нь прибыли и рентабельности в среднесрочном и долгосрочном периодах | |
Пр-во предметов потребления | Ориентируется на платежеспособный спрос, быстрее окупается, возможна высокая прибыль | ||
Технологическая общность | С непрерывным процессом пр-ва | Характерен для аппаратурных технологический процессов (плавка стали) | |
С дискретным процессом пр-ва | Хар-н для механических и физических, технологических процессов (фрезеровка и термическая обработка) | ||
Время работы в течении года | Круглогодичного действия | Пр-во товаров и услуг не имеющих сезонных перебоев с поставками сырья | |
Сезонного действия | Пр-во с/х продукции, консервные заводы, пред-тия по переработке с/х сырья | ||
Размеры пред-тия | Крупное | Годовая выручка свыше 1 млрд.руб, чис-ть раб-в более 251 чел. | |
Среднее | Год.выручка до 1 млрд.руб, чис-ть раб. 101-250 чел. | ||
Малое | Год.выручка до 400млн.руб, чис-ть раб 16-100 чел. | ||
микропредприятие | Год. Выр. До 60 млн.руб, чис-ть раб. Не более 15 чел. | ||
Методы организации производственного процесса | Паточный метод | Непрерывность и относительно длительный период изготовления ограниченной номелклатуры однородной продукции | |
Серийный метод | Выпуск ряда конструктивной одинаковой продукции | ||
Единичный метод | Штучный объем пр-ва | ||
Основная деятельность предприятия | промышленная | Пр-во товаров и оказания производственных услуг | |
Торговая | Оптовая и розничная торговля | ||
инвестиционная | Долгосрочное вложение капитала в какое-либо предприятие с целью получения прибыли | ||
Транспорт и др. | Услуги по перевозке людей и грузов | ||
Экономич. цель | коммерческое | С целью получения прибыли | |
некоммерческие | Приследует социальные, религиозные, общественные и иные цели некоммерческого хар-ра |
2. Структура предприятия –это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, участков, отделов, лабораторий и др.подразделений, составляющих единый хоз.объект.
Структура пред-тия делится на:
1. общая структура пред-тия
2. производственная
3. организационная
Общая структура предприятия представляет собой производственные подразделения, подразделения обслуживающих работников, органы управления пред-тия, которые взаимозависимы между собой и взаимосвязаны. Например: общая структура состоит из производственной структуры предприятия, в кот.входят основные цехи, вспомог.цеха(ремонтный, инсртументальный, энергетический) и обслуживающие цеха (транспортные, складной)
Производственная структура предприятия представляет собой внутреннее строение предприятия, т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных подразделений (цехов, участков, отделений, служб, хозяйств, рабочих мест) и коммуникаций. В производственную структуру предприятия включаются подразделения только производственного назначения. В нее не входят общезаводские хозяйства и учреждения по обслуживанию работающих (жилищнокоммунальное хозяйство, санитарнолечебные и образовательные учреждения, объекты социальнокультурного и бытового назначения), а также службы управления и охраны завода (заводоуправление, пожарное депо, проходные, бюро пропусков и т.д.)
Организационная струкрута управления предприятия – это сов-ть служб, управляющие его деятельностью, кот.между собой взаимосвязаны. Организационная структура предприятия хар-ся различным числом звеньев, чаще всего исполбьз.3-х звенная система, например: директор, начальник цеха, мастер.
Различают след.основные организационные структуры управления предприятием:
- линейная;
- линейно-функциональная
- линейно-штабная;
- функциональная;
- проектная
- матричная(программно - целевая)
- дивизионная
Линейную структуру управления используют мелкие и средние фирмы, осуществляющие несложное производство. Это многоуровневая иерархическая система управления, в которой вышестоящий руководитель осуществляет единоличное руководство подчиненными ему нижестоящими руководителями, а нижестоящие руководители подчиняются только одному лицу - своему непосредственному вышестоящему руководителю.
Линейно-функциональная структура управления предприятия состоит из: линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу и специализированных обслуживающих функциональных подразделений. Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений. Функциональные службы доводят свои решения до исполнителей либо через высшего руководителя.
Линeйнo-штaбнaя cтpyктypa включaeт в ceбя cпeциaльнo coздaнныe пpи линeйныx pyкoвoдитeляx пoдpaздeлeния, кoтopыe нe oблaдaют пpaвoм пpинятия peшeний и pyкoвoдcтвa кaким-либo нижecтoящим пoдpaздeлeниeм. Глaвнaя зaдaчa штaбныx пoдpaздeлeний cocтoит в oкaзaнии пoмoщи линeйнoмy мeнeджepy в выпoлнeнии oтдeльныx фyнкций yпpaвлeния. Штaбнaя cтpyктypa включaeт штaбныx cпeциaлиcтoв при выcшиx мeнeджepax.
Функциональная структура- такая структура органов управления, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций. Выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений.
Проектная структура — это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл ее состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников организации для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен, команда распускается. Ее члены переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в своем «родном» отделе или уходят из этой организации.
Матричная структура представляет собой сетевую структуру, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны - непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой - руководителю проекта или целевой программы, который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления.
Дивизионная структура - ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой являются уже не руководители функциональных подразделений, а менеджеры, возглавляющие производственные отделения (дивизионы). Структуризация по дивизионам, как правило, производится по одному из критериев: по выпускаемой продукции - продуктовая специализация; по ориентации на определенные группы потребителей - потребительская специализация; по обслуживаемым территориям - региональная специализация.