Необходимые институциональные изменения

В обозримой перспективе государственное финансирование сферы культуры призвано решать следующие главные задачи:

■ обеспечение государственных гарантий реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

■ сохранение историко-культурного наследия;

■ поддержка развития тех видов культурной деятельности, осуществление которых невозможно на рыночной основе;

■ предоставление населению информации о государственной политике;

■ сохранение единого информационного пространства Российской Федерации;

■ поддержка общественно значимых телевизионных и радиопередач и периодических изданий.

Для повышения эффективности государственного финансирования сферы культуры необходима реализация следующих мер.

1. Уточнение путей реализации конституционных прав граждан в сфере культуры, включая дифференцированное определение соответствующих гарантий для малоимущих и социально незащищенных групп граждан и для остальных категорий населения.

2. Существенное увеличение доли ассигнований, выделяемых в форме дискреционных субсидий: это потребует превратить конкурсный порядок распределения бюджетных средств из вспомогательного в основной способ финансирования культурной деятельности; преодоление практики выделения бюджетных средств на поддержку учреждений и деятелей культуры без четких обязательств с их стороны и без контроля за результатами использования бюджетных ассигнований.

3. Развитие механизмов долевого финансирования культурных проектов из средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.

4. Повышение разнообразия форм организаций культуры с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления в качестве учредителей.

5. Создание условий для участия в реализации государственных и муниципальных культурных программ не только государственных и муниципальных, но и негосударственных некоммерческих организаций.

6. Реструктуризация сети бюджетных учреждений культуры, включая передачу в собственность субъектов Российской Федерации отдельных федеральных учреждений культуры, деятельность которых связана главным образом с решением региональных социокультурных задач.

7. Обеспечение прозрачности финансовых потоков и финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств в сфере культуры. Это включает:

введение системы национальных счетов, обеспечивающей учет всех источников доходов организаций культуры и направлений их использования;

обязательность публикации органами управления, государственными и муниципальными организациями культуры отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств и проведении конкурсов;

создание попечительских советов, осуществляющих функции общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждений культуры.

8. Переход на контрактную форму заключения трудовых договоров с руководителям организаций культуры и ведущими творческими работниками.

Контрольные вопросы

1. Какие признаки таких отраслевых систем, как исполнительское искусство, музейное дело, клубная деятельность, пресса, телевидение и др., позволяют объединить их общим понятием "сфера культуры"?

2. Почему предметом общественного финансирования выступает кинематограф и не выступает производство аудиопродукции?

3. Почему при свободном ценообразовании на билеты в театры и концертные залы существует практика продажи таких билетов с рук по спекулятивным ценам?

4. Сравните преимущества и недостатки финансовой поддержки культурной деятельности, оказываемой государством и негосударственными благотворительными организациями и частными лицами.

5. Каковы достоинства и недостатки современной системы общественного финансирования средств массовой информации в России?

Литература

Основная

Глаголев А.И. Экономические отношения в художественной культуре. Западный опыт. М.: ВНИИ искусствознания, 1991.

Культура и культурная политика в России / Отв. ред. И.А. Бутенко, К.Э. Разлогов. М.: Московский общественный научный фонд, 2000.

Культура на перепутье / Под ред. Б.Ю. Сорочкина. М.: РКХ РИЦ, 1994.

Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на одну проблему. М.: Либерея, 1998.

Farchy J., Sagot-Duvauroux D. Economiе des politiques culturelles. Paris: Press Universitaire de France, 1994.

Media Economics: Theory and Practice. Ed. by A. Alexander, J. Owers, R. Carveth. 2nd ed. Mahwah, N. J.; L., Lawrence Erlbaum Associates, 1998.

Дополнительная

Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности. М.: АСКИД, 1996.

Гуревич С.М. Экономика средств массовой информации. М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.

Иванов Г.П., Шустров М.А. Экономика культуры. М.: ЮНИТИ, 2001.

Кокарев И.Е. Кино как бизнес. Минск, 1991.

Развитие отраслей социальной сферы в переходной экономике / Под ред. Е.Н. Жильцова, П.Н. Ломанова. М.: ТЕИС, 2001. Раздел 3. Экономические аспекты развития культуры в рыночных условиях.

Шишкин С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей. М.: НИИ культуры, 1992.

Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1991 – 1997. М.: ИЭППП, 1998. Гл. 16. Институциональные реформы в социально-культурной сфере.

Social policy / Ed. by J. Baldock, N. Manning, S. Miller, S. Vickerstaff. Oxford, N. Y.: Oxford University Press, 1999. P. 488-514.

Наши рекомендации