Потери и недостачи материально-производственных запасов в пределах норм естественной убыли

В соответствии со ст.254 НК они приравниваются к материальным расходам для целей налогообложения в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно названной выше норме принято постановление Правительства РФ от 12.11.2002 N 814 "О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей".

В постановлении предусмотрено, что нормативы естественной убыли разрабатываются министерствами и ведомствами с учетом технологических условий хранения и транспортировки ТМЦ, климатического и сезонного факторов, влияющих на их естественную убыль. Однако для большинства отраслей экономики эти нормы пока не разработаны. Вместе с тем на основании статьи 7 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ до утверждения норм естественной убыли в порядке, прописанном в подпункте 2 пункта 7 статьи 254 НК РФ, применяются нормы естественной убыли, установленные ранее соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

  1. Общие правила создания резервов в налоговом учете

По общему правилу резервы создаются под предстоящие расходы в целях их равномерного включения в издержки производства и обращения либо в расчет налоговой базы. Для целей налогообложения, наоборот, создание резерва - право налогоплательщика уменьшить налоговую базу заранее, не дожидаясь того момента, когда резервируемые расходы будут фактически осуществлены.

Глава 25 НК РФ разрешает организациям формировать различные виды резервов. Они позволят учесть досрочно некоторые расходы, в частности на выплату отпускных, ремонт основных средств, гарантийный ремонт, и равномерно списывать их на затраты, а также контролировать просроченную задолженность покупателей. Создание резерва является правом организации, а не обязанностью.

Налогоплательщик применяет предусмотренный соответствующими статьями главы 25 НК РФ порядок формирования резервов только в том случае, если определенный вид резерва заявлен им в учетной политике для целей налогообложения вне зависимости от того, каким порядком пользуется организация в отношении того или иного вида резерва в бухгалтерском учете.

Отчисления в тот или иной резерв в течение года равными долями относятся на соответствующие расходы. При этом суммы фактических затрат (вознаграждения, ремонт) в состав этих затрат уже не включаются, а списываются за счет резервов.

По итогам налогового или отчетного периода в зависимости от вида резерва они подлежат корректировке. Проводится инвентаризация, и сравниваются забронированные суммы и фактические затраты. Когда последние превышают сумму созданного резерва, разница включается в состав расходов, к примеру, на оплату труда, если речь идет о резервах на оплату отпусков. Недоиспользованный резерв либо переносится на следующий год, либо подлежит восстановлению, увеличивая внереализационные доходы.

Налогоплательщики в соответствии с НК РФ имеют право создавать следующие виды резервов:

Виды резервов Налог. учет Бух. учет
резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию + +
резерв под предстоящие ремонты основных средств + +
резерв по сомнительным долгам + +
резерв под предстоящие ремонты основных средств + +
резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов + -
Резерв для покрытия оценочных обязательств - +
  1. Порядок формирования резерва по сомнительным долгам

Для того чтобы приступить к созданию резерва по сомнительным долгам, налогоплательщик должен провести инвентаризацию дебиторской задолженности.

Инвентаризация сомнительных долговзаключается в проверке и оценке сумм числящихся дебиторских задолженностей, которые соответствуют понятию сомнительного долга. При этом, в соответствии со ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Налогоплательщику необходимо выявить всех покупателей, которые не рассчитались за отгруженные им товары (выполненные работы, оказанные услуги), и всех поставщиков, которые не отгрузили продукцию (не выполнили работы, не оказали услуги) в счет полученных ими авансом денежных средств.

На основе данных инвентаризации налогоплательщик определяет величину резерва по сомнительным долгам.

Если срок сомнительной задолженности составляет свыше 90 календарных дней, то в резерв включается полная сумма долга; если срок сомнительной задолженности составляет от 45 до 90 календарных дней(включительно), то в резерве учитывается только половина суммы долга; задолженность со сроком до 45 календарных днейв расчете резерва не учитывается.

Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручкиотчетного (налогового) периода. Суммы отчислений в этот резерв включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, подлежащих списанию, то разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.

При этом, безнадежными долгами (т.е. долгами, не реальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Следует обратить внимание на то, что организация при расчете суммы резерва может учитывать только суммы дебиторской задолженности, возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг. Все другие виды задолженности, которые не связаны с реализацией товаров, выполнением работ и оказанием услуг сомнительными долгами не признаются, поэтому и создание резерва по такой задолженности НК РФ не предусмотрено. Это относится к сомнительным долгам, но не к безнадежным. Безнадежным долгом (в данном случае покрываемым за счет ранее созданного резерва) признается любая задолженность перед налогоплательщиком.

  1. Порядок формирования резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

Если в договоре с покупателем предусмотрено гарантийное обслуживание, организация вправе создать специальный резерв. Причем формировать его разрешено, даже когда наступление гарантийного случая возможно лишь в последующие годы. Организация самостоятельно принимает решение о создании резерва и в учетной политике для целей налогообложения фиксирует предельный коэффициент отчислений в такой резерв.

Отчисления в резерв включаются в состав прочих расходов на дату реализации товаров или работ. Его максимальная величина рассчитывается так. Сначала определяется доля осуществленных затрат по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации товаров и работ на гарантии. Причем выручка берется за последние три года без учета НДС, а если организация работает менее трех лет, то за фактический период. Полученная величина умножается на сумму выручки от реализации гарантийной продукции за отчетный период.

Организация, не продававшая ранее товары с подобным обслуживанием, создает резерв в размере, "не превышающем ожидаемых расходов". Таковыми считаются затраты, предусмотренные в плане на выполнение обязательств по обслуживанию, с учетом сроков гарантии.

Если резерв меньше, чем фактические расходы, которые списываются за счет него, то разница включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Неиспользованная сумма резерва переносится на следующий год. При этом вновь формируемый резерв, который рассчитывается заново, корректируется на эту сумму. По окончании срока гарантии резерв восстанавливается, а неиспользованные суммы включаются в состав доходов.

  1. Порядок формирования резерва под предстоящие ремонты основных средств

В состав расходов на ремонт объектов ОС включаются стоимость запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта, расходы на оплату труда работников, осуществляющих ремонт, прочие расходы, связанные с проведением ремонта.

Резерв на ремонт основных средств формируетсяисходя из двух показателей: совокупной стоимости имущества и нормативов отчислений. Первый включает в себя первоначальную стоимость всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало года, в котором образуется резерв.

Норматив рассчитывается как частное от деления предельной суммы резерва и совокупной стоимости имущества. Первая определяется исходя из периодичности, частоты замены деталей оборудования, сметной стоимости работ и не превышает среднюю величину ремонтных расходов за последние три года.

Если принято решение о накоплении средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта ОС в течение более одного налогового периода, то предельный размер отчислений в резерв на обычный ремонт может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование дорогого вида ремонта. Отчисления по обычному и дорогостоящему виду ремонта складываются, и определяется общий норматив отчислений в резерв на эти виды ремонта.

В случае, если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, остаток затрат включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.

Если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, в отношении которых в соответствии со статьей 274 НК РФ отдельно исчисляется налоговая база по налогу, то аналитический учет расходов на ремонт основных средств для целей налогообложения ведется по видам производства, по видам деятельности.

  1. Порядок формирования резерва на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

Процент ежемесячных отчисленийопределяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на выплаты к величине затрат на оплату труда за тот же период.

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков относятся на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.

На конец налогового периода налогоплательщик обязан провести инвентаризацию указанного резерва. Недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы указанного резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. При недостаточности средств фактически начисленного резерва, подтвержденного инвентаризацией на последний день налогового периода, налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических расходов на оплату отпусков, по которым ранее не создавался указанный резерв.

Резерв должен быть уточнен исходя из количества дней неиспользованного отпуска, среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом установленной методики расчета среднего заработка) и отчислений на уплату страховых взносов на обязательное страхование.

Если при уточнении учетной политики на следующий налоговый период налогоплательщик посчитает нецелесообразным формировать резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, то сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

Изменять сумму созданного трудового резерва в течение года нельзя.

  1. Порядок оценки остатков незавершенного производства

Для целей налогообложения налогом на прибыль организаций под незавершенным производством понимается:

а) продукция частичной готовности.

б) продукция, хотя и законченная производством и даже принятая изготовителем как законченный объект, но не принятая полностью заказчиком и не считающаяся переданной заказчику (ввиду ее непринятия последним);

в) остатки невыполненных заказов всех производств;

г) остатки материалов и полуфабрикатов собственного производства

Налогоплательщики налога на прибыль организаций обязаны производить оценку незавершенного производства на конец текущего месяца

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукциюс учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции.

Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов. Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в текущем периоде, в полном объеме относится к расходам текущего периода.

Поскольку налогоплательщик самостоятельно разрабатывает порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию, то организация имеет право применять в целях налогового учета порядок оценки НЗП, применяемый в бухгалтерском учете.

Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ предусмотрено 3 способа оценки НЗП:

1) по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости

2) по прямым статьям затрат

3) по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Также налогоплательщик может применять порядок, который ранее был установлен НК.

Сумма остатков незавершенного производствана конец текущего месяца включается в состав прямых расходовследующего месяца.

  1. Порядок оценки остатков готовой продукции

Оценка остатков готовой продукции на складена конец текущего месяца производится налогоплательщиком на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП.

Оценка остатков готовой продукции на складе определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остаток НЗП), и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

  1. Порядок оценки остатков отгруженной, но не реализованной продукции

Оценка остатков отгруженной, но нереализованной на конец текущего месяца продукции производится в соответствии с положениями п. 3 ст. 319 Налогового кодекса РФ.

Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукциипроизводится налогоплательщиком на основании данных об отгрузке (в количественном выражении) и суммы прямых расходов, осуществленных в текущем месяце, уменьшенных на сумму прямых расходов, относящуюся к остаткам НЗП и остаткам готовой продукции на складе. Оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции определяется налогоплательщиком как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки отгруженной, но не реализованной готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящуюся на отгруженную продукцию в текущем месяце (за минусом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на складе), и суммой прямых затрат, приходящейся на реализованную в текущем месяце продукцию.

Наши рекомендации