Еждународное кредитование и финансирования России.

Рассмотрим виды финансовых потоков в Россию. Среди них большой удельный вес занимают кредиты международных финан­совых институтов (МВФ, ВБ и ЕБРР).

Прямые инвестиции - это долгосрочные вложения, при осуще­ствлении которых инвестор преследует стратегические цели. Для России, где много лет продолжается инвестиционный кризис, этот вид ресурсов наиболее предпочтителен. Однако прямое ин­вестирование не всегда ведет к росту капиталовложений и увеличе­нию национального богатства. Оно может осуществляться путем перераспределения собственности (особенно при приватизации) без последующего инвестирования в компанию, что имело место в России.

Иностранным инвесторам в России предоставлен националь­ный режим. Это означает, что условия их деятельности не могут быть менее благоприятны, чем для резидентов. Однако ряд льгот, предоставленных иностранным инвесторам в конце 80-х годов, утратили силу. Перевод иностранных инвесторов с преференци­ального режима на национальный наблюдается и в ряде других стран. Однако это изменение ослабило позиции России в кон­курентной борьбе, тем более что многие соседние государства продолжают предоставлять иностранным инвесторам различные льготы. Ряд субъектов также привлекают иностранный капитал, создавая для него благоприятные условия.

При разработке недр в России, прежде всего нефти, применяет­ся система распределения продукции (продакшн-шэринг) на основе соответствующего закона. Данная система основана на режиме долевого распределения продукции между инвестором и государ­ством - собственником недр. Иностранная компания в данном случае выступает в качестве подрядчика, заключившего контракт на проведение работ, включая разведку недр. В случае негативного результата убытки обычно несет иностранный инвестор. При ус­пешной реализации проекта подрядчику за счет добытой продук­ции возмещают все затраты. Одна часть добытого сырья прини­мает форму платы государству за использование недр. Другая часть делится на «компенсационный продукт» и «прибыльный продукт», который распределяется между инвестором и государ­ством - собственником недр.

Иностранный капитал инвестируется в основном в отрасли, дающие быструю отдачу, а также в разработку и переработку сырья, прежде всего в нефтяную промышленность. К отраслям с высокой рентабельностью относятся торговля и общественное питание, финансовая сфера, пищевая промышленность. Перечис­ленные отрасли в отличие от тяжелой промышленности отличают­ся низкой капиталоемкостью. При сравнительно скромных ин­вестициях они обеспечивают быстрый оборот капитала и высокую норму прибыли. Однако в странах, эффективно использующих иностранный капитал, приоритет отдается иным отраслям.

Во многих развивающихся странах для привлечения прямых иностранных инвестиций, особенно экспортной ориентации, ис­пользуются свободные экономические зоны (СЭЗ). На их территори­ях вводится упрощенный режим регистрации иностранного капи­тала, ему предоставляются налоговые и другие льготы, действуют либеральный внешнеторговый и валютный режимы. Первые акты о создании СЭЗ на территории России были приняты в 1990 г. В Законе об иностранных инвестициях сформулированы цели со­здания экономических зон и перечислены общепринятые в миро­вой практике льготы, которые могут предоставляться инвесторам.

Прямые инвестиции (по объему и структуре) не оправдали надежд. ТНК рассматривают Россию как сферу рискованного вложения капитала и проявляют большую осторожность. Несмот­ря на это, финансовый кризис еще раз доказал преимущества прямых (стратегических) инвестиций над портфельными и други­ми формами финансовых потоков.

Портфельные инвестиции в долевые ценные бумаги. В России к портфельным инвестициям в акции относится долевое участие инвестора, не превышающее 10% акционерного капитала компа­нии. Для привлечения портфельных инвесторов необходимо нали­чие акционерных компаний открытого типа и фондового рынка. Поэтому портфельное инвестирование в российскую экономику началось позже прямого. Фондовый рынок корпоративных ценных бумаг стал формироваться с началом приватизации в 1993 г. Зарубежные инвестиционные фонды вплоть до финансового кризи­са 1998 г. проявили активность на российском рынке и способ­ствовали его формированию и развитию.

Выход российских компаний на западные фондовые рынки мог состояться только после развития внутреннего фондового рынка и завоевания высокого рейтинга российскими компаниями. Рынок АДР способствовал развитию внутреннего фондового рынка. Рост курса акций на российском фондовом рынке был связан с высоким спросом на эти акции на зарубежных рынках. Но вместе с тем игра на разнице в ценах на мировом и внутреннем рынках усиливала спекулятивный ажиотаж вокруг акций российских компаний.

Эмиссия долговых обязательств. Иностранные инвестиции в долговые ценные бумаги привлекают путем эмиссии на мировом рынке и привлечения нерезидентов на внутренний рынок. В России эти способы мобилизации ресурсов в большой степени исполь­зовались государственными институтами и в меньшей степени компаниями. Последние отдавали явное предпочтение долевым ценным бумагам, которые не сопряжены с ростом задолженности.

Для финансирования бюджетных дефицитов наряду с еврооб­лигациями использовался такой метод привлечения ресурсов, как продажа нерезидентам ценных бумаг, эмитированных на внутрен­нем рынке (ГКО-ОФЗ).* В других странах с развивающимися рынками подобный метод мобилизации ресурсов в бюджет не получил широкого распространения (за исключением Мексики, где широкий допуск нерезидентов на внутренний рынок государствен­ных ценных бумаг вызвал в 1994-1995 гг. финансовый кризис).

* ГКО - государственные казначейские обязательства;

ОФЗ - облигации федерального займа.

В современной практике долговые проблемы обычно разреша­ются путем переговоров и реструктуризацией долга. Односторон­ние действия, тем более приостановка выплат внутреннего долга нерезидентам, явление редкое. К тому же если в отношении урегу­лирования внешнего долга механизмы достаточно хорошо от­работаны, то в отношении внутреннего долга испытанные практи­кой схемы отсутствуют.

Еврооблигации и ГКО-ОФЗ являлись основными инструмен­тами привлечения внешних ресурсов при помощи ценных бумаг. Кроме того, еще до использования этих инструментов нерезиден­ты инвестировали свои средства в облигации внутреннего валют­ного займа России. После урегулирования долга через Лондонский клуб на вторичном рынке появились также соответствующие дол­говые ценные бумаги. Для них финансовый кризис также имел катастрофические последствия, и их котировки резко снизились.

Банковские кредиты. Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и экспортных кредитов. Банки не без основания рассматривали СССР как надежного должника. Однако после серьезных нарушений в обслуживании внешнего долга в 1991-1992 гг. банки резко снизили объемы своего креди­тования. Нетто-приток банковских кредитов в 1994 г. оказался близким к нулю, а в 1995 г. имел отрицательное значение.

Однако с 1996 г. банковское кредитование стало быстро возрож­даться. Этому способствовало укрепление международных позиций российских банков. Около 100 банков прошли международный аудит, примерно 40 из них получили рейтинги международных агентств. Если иностранные инвестиции в компании привлекались преимущественно в форме прямых или портфельных инвестиций в акции, то для банков источником увеличения их ресурсов явились кредиты международных банков. На 1 декабря 1997 г. отношение иностранных пассивов к активам-нетто банковской системы России, достигнув максимального уровня, составило 14%, т.е. на уровне стран ЮВА накануне кризиса. У некоторых московских банков, на которые приходилось 90% внешних кредитов, этот показатель был выше среднего (у СБС-АГРО - 38%, Империала - 28%). На 1 января 1998 г. в общем объеме привлеченных российскими бан­ками межбанковских кредитов доля нерезидентов достигла 60%.

Важное значение для предприятий приобретает привлечение кредитов без государственных гарантий. В российской практике применяется такая форма гарантии, как соглашения о взаимопо­ставках. В этих случаях обеспечением кредита служит выручка от поставок экспортных товаров.

Однако для предприятий, работающих на внутренний рынок, соглашения о взаимопоставках не очень подходят. Для них наибо­лее приемлемо проектное финансирование. Но в российских усло­виях данный способ финансирования, в том числе с привлечением экспортных кредитов, проблематичен с точки зрения техники его реализации. К тому же он дорого стоит, требуются большие затраты на предварительную экспертизу.

33. Выход России на мировой финансовый рынок. Структура внешних заимствований, ее изменение. Соотношение между государственными и корпоративными заимствованиями. Долговая политика Росси.

На январь 2016 года общий внешний долг Российской Федерации составляет 515 млрд долл , при этом собственно обязательства государства (и связанных с государством структур) составляют скромные 270 млрд долл (около 25% отВВП). Это относительно невысокий показатель: для сравнения, общий внешний долг США составляет около 110% ВВП. В то же время внешний долг США для них самих номинирован в их национальной валюте, что в действительности его нивелирует в попытках подобных сравнений с внешними долгами других стран, номинированных в основном в долларах США .[1].

В абсолютном выражении российский внешний долг (государственный долг) на 19 декабря 2013 года составил 55,8 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе[3]. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны. По данным рейтингового агентстваMoody's, внешний долг РФ остаётся очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны.

Структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 декабря 2015 года, млн. долл. США

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего СССР, принятые Российской Федерацией) - 50 128,6

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — не членами Парижского клуба - 840,3

Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами — бывшими странами СЭВ - 422,8

Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами - 976,3

Задолженность по внешним облигационным займам - 35 888,0

Задолженность по ОВГВЗ (облигации внутреннего государственного валютного займа) - 5,4

Прочая задолженность - 19,5

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте - 11 976,3

нешний долг Российской Федерации, по оценкам ЦБ, в январе составлял 599,5 млрд долларов — по текущему курсу это около 50% ВВП страны. Сама по себе эта цифра не считается критической, тем более что на собственно государственный долг приходятся скромные 41,5 млрд. Что действительно может представлять угрозу экономическому суверенитету страны, так это валютные аппетиты госкорпораций и тающие золотовалютные резервы России.

После распада СССР внешний долг России неуклонно возрастал и достиг своего максимума сразу после кризиса1998 года, когда он достиг 146,4 % от ВВП страны. После этого началось его быстрое снижение. В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны.

В 2004—2008 годах, учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный с улучшением налогового законодательства и ростом мировых цен на это сырьё, государственный долг стремительно сокращался. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба, после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП).

Пик российского государственного долга пришёлся на 1998 год (146,4 % ВВП). На 1 января 2000 года внешний долг достиг 158,7 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП).

Таким образом, на сегодняшний день размер госзаимствований российских органов власти на внешнем рынке считается небольшим.

Иначе дело обстоит с корпоративными долгами. Общая задолженность компаний на лето 2011 года, по даннымЦБ РФ, составляет: банки – 157 млрд, прочие организации – 328,5 млрд. Общая сумма внешних заимствований оценивается в 532,2 млрд долларов, что больше, чем когда-либо. При этом следует учитывать, что в большинстве крупнейших компаний, имеющих доступ к международным денежным рынкам и рынкам капиталов, крупнейшим акционером выступает государство. Поэтому не исключено, что в случае дефолта иностранные кредиторы могут попытаться обратить взыскание на федеральные органы власти.

Для оценки размера внешнего долга экономисты, как правило, используют показатель отношения его размера кваловому внутреннему продукту (ВВП). По данным Всемирного банка, самый большой внешний долг у США: он составляет 14,59 трлн долларов, или 99% от ВВП. На втором месте – Великобритания (8,98 трлн, 400% от ВВП), на третьем – Германия (4,7 трлн, 142 %). При этом общая задолженность Евросоюза всего на 0,87 трлн меньше, чем американская. На этом фоне общий внешний долг России выглядит умеренно: мы занимаем 21-е место в мире: 532 млрд, или 33% от ВВП. Это составляет приблизительно по 3 тыс. долларов США в пересчете на каждого жителя страны.

Для покрытия дефицита бюджета государство использует внешние и внутренние заимствования, в результате чего и формируется государственный долг. И деятельность органов власти по управлению государственным долгом называется долговой политикой. Таким образом, долговая политика призвана обеспечивать государству приток недостающих для покрытия дефицита бюджета средств на наиболее выгодных для него условиях. Эти условия должны включать в себя выбор источника финансирования, способа займа, валюты займа, срока погашения задолженности и др. Долговая политика должна обеспечивать государственную безопасность и устойчивое социально — экономическое развитие страны. Особенностью экономики современной России в настоящее время является усиление тенденции роста государственного долга. Государственные заимствования сегодня оказывают весьма значительное влияние на экономическое развитие страны и регулирование ее долговых проблем.Следовательно, неграмотно и неправильно разработанная и реализованная долговая политика приведет к самым печальным последствиям (прежде всего экономического характера), поэтому вопросы разработки, формирования и реализации долговой политики являются крайне актуальными на сегодняшний день.

Целями государственной долговой политики в 2013–2015 гг. являются:

• обеспечение постоянного доступа РФ и национальных корпоративных заемщиков на российский и международные рынки капитала;

• поддержание умеренной долговой нагрузки, оптимизация объема и структуры долга, сохранение высокой степени долговой устойчивости;

• поддержание высокого уровня странового кредитного рейтинга с перспективой получения рейтинга "А";

• уменьшение стоимости государственных заимствований;

• безусловное выполнение финансовых обязательств по международным договорам.

Это базовые цели. Помимо них, важными ориентирами государственной долговой политики являются:

• превращение национального рынка капитала в стабильный источник финансирования бюджета;

• модернизация инфраструктуры рынка государственных бумаг;

• расширение круга инвесторов в госбумаги;

• сохранение статуса суверенного заемщика путем регулярных умеренных выпусков еврооблигационных займов РФ;

• совершенствование механизма предоставления государственных гарантий;

• улучшение мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора;

• урегулирование задолженности стран-дебиторов.

Управление государственным долгом является частью общегосударственной финансовой политики. В марте 2013 г. принята Государственная программа "Управление государственными финансами". В ней одна из подпрограмм посвящена управлению государственным долгом и государственными финансовыми активами. Госпрограмма, по сути, обеспечивает финансированием "Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013–2015 гг.".

Результатом реализации программы станет сохранение объема государственного и муниципального долга на экономически безопасном уровне и минимизация рисков его роста (в пределах 20% к ВВП), поддержание устойчивости бюджета пенсионной системы, стерилизация избыточно высоких нефтегазовых доходов в суверенных фондах, сохранность и капитализация доходов фондов.

34. Россия – международный кредитор.

Сумма зарубежных долговых активов России примерно равна сумме ее зарубежных долговых пассивов. Но это не означает возможности проведения взаимозачета и сведения к нулю баланса. Долг России (включая долг СССР) сформировал­ся в основном на обычных рыночных условиях в свободно конвер­тируемой валюте. А зарубежные долговые активы, доставшиеся в наследство России от СССР, по сути, имеют иной характер. Должниками в данном случае выступают развивающиеся страны, которым кредиты предоставлялись на основе межправительствен­ных соглашений исходя из политических и военно-стратегических соображений. Кредиты выделялись в форме товарных поставок на льготных условиях. До 80% их суммы приходилось на вооруже­ние. Погашение этих ссуд в отличие от западных кредитов также предусмотрено в форме товарных поставок. Это определяет при­нципиальное различие и несопоставимость долговых зарубежных активов и пассивов.

Ряд должников России относится к числу наименее развитых стран. А согласно договоренностям, достигнутым в рамках пере­говоров семи ведущих держав мира, до 80% долга таких стран подлежит списанию. Валютой кредита был переводной рубль или рубль. Поскольку валютные оговорки не включались в соглаше­ния, то, в связи с обесценением рубля, некоторые страны-долж­ники настаивают на пересчете суммы задолженности. И, наконец, ряд стран отказываются погашать долг, поскольку кредиты име­ют ярко выраженную политическую окраску, а в отдельных случа­ях предоставлялись режимам, потерявшим власть. Эти аргументы подкрепляются негативной оценкой, которую в начале 90-х годов дала российская дипломатия политике СССР в зоне национально-освободительного движения.

По оценке Счетной палаты, на 1 января 1996 г. задолженность иностранных государств России по межправительственным креди­там равнялась 96,4 млрд руб. В пересчете по курсу, котируемому ЦБ РФ для платежно-расчетных соглашений Советского Союза, этот долг равен 149,6 млрд долл. Однако, по официальной оценке, в лучшем случае может быть возмещена 1/3 этой суммы в течение нескольких десятилетий. По графику долг развивающихся стран России подлежал погашению в основном к середине 90-х годов. Однако объем его почти не сокращается, поскольку реально в счет этого долга поступает ежегодно не более 1,5 млрд долл., что составляет примерно 1/10 от платежей согласно графику. Должни­ки России - 57 развивающихся стран. На Кубу, Монголию, Вьетнам приходилось свыше 40% долга. Однако у этих стран просроченная задолженность составляла около 1/2 суммы долга. Около 30 млрд долл. (1/5 суммы долга) приходилось на наименее развитые страны. Большинство из них вообще не производили никаких платежей, получая постоянные отсрочки. Лишь немногие страны (Индия, Пакистан, Бангладеш, Индонезия) выполняли свои обязательства. Из 1,5 млрд долл. ежегодных долговых посту­плений около 1 млрд приходится на Индию.

Долг развивающихся стран России, как это предусмотрено соглашениями, в основном должен погашаться товарными постав­ками. В условиях рынка был осуществлен переход от практики номинирования организаций-импортеров к отбору их на конкурс­ной основе (тендеры). Это позволило расширить круг импортеров, усилить конкуренцию между ними. Внешэкономбанк проводит также валютные тендеры по клиринговым валютам. Однако фир­мы-импортеры сталкиваются с трудностями отбора товаров, что задерживает долговые платежи даже в тех случаях, когда страны-должники соблюдают их график.

Чтобы ускорить погашение долга, используется практика пере­уступки задолженности банкам и фирмам других стран. Однако переуступить долги стран с низким уровнем платежеспособности можно только на условиях большой скидки, которая обычно достигает 90%. В российской практике этот метод не получил широкого распространения. А продажа долга Ганы за 18,9% суммы долга считается крайне неэффективной сделкой. Переуступ­ка российских требований за бесценок не отвечает и долгосрочным интересам России, поскольку в этом случае она утрачивает с тру­дом завоеванные позиции в развивающихся странах. Более пред­почтителен метод конверсии долга в инвестиции в экономику страны-должника. Однако, как показывает опыт развивающихся стран, отбор подобных объектов для инвестирования сложен, и прорыва в данном направлении ожидать не приходиться. Поэто­му товарные поставки остаются основным методом погашения внешнего долга России развивающимися странами.

Надеясь ускорить процесс погашения долга развивающимися странами, Россия в 1997 г. вступила в Парижский клуб в качестве государства-кредитора. Однако из числа российских должников лишь 25 стран (около 1/2) работают с Парижским клубом (Вьет­нам, Йемен, Эфиопия, Алжир, Мозамбик и др). На них приходит­ся долг в размере 50 млрд долл.

С Парижским клубом не работает самый крупный российский должник - Куба, а также Монголия, Сирия, Афганистан. Послед­ние три страны должны России около 30 млрд долл. При урегули­ровании долга развивающихся стран России в рамках Парижского клуба значительная часть его в объеме 35-80% списывается. Размер списания зависит от уровня развития страны и доли по­ставки военной техники в сумме долга.

35. Методы урегулирования международных требований России к развивающимся странам.

Задолженность развивающихся стран перед Россией. Крупнейшие должники России: Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Сирия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Йемен, Ливия, Алжир, а также КНДР, Египет, Ангола и т. д. Значительная часть задолженности (50 %) считается безнадежной. Из 57 стран примерно 1/3 выполняет свои долговые обязательства. В настоящее время все больше говорится о необходимости продажи долга с использованием механизма международного вторичного рынка долговых обязательств, но, во-первых, котировка долгов многих интересующих Россию стран крайне низкая – иногда менее 10 % номинала, ликвидность их невелика, а, во-вторых, обязательства некоторых наших должников в последнее время стали повышаться в цене.

Пути решения проблемы задолженности:

1. Конверсия долгов в собственность, другие активы стран-должников. Конверсия долгов в инвестиции в странах-должниках. Этот путь позволит России укрепить и расширить свои позиции в государствах-должниках, причем в наиболее перспективных отраслях.

2. Получение от заемщиков различных товаров для насыщения внутреннего рынка (сырьевые, потребительские, продукция тропического земледелия). Недостаток этого способа в том, что большинство наших должников просто не имеют подобной продукции, а если она и есть, то ее предпочитают продавать на мировом рынке за твердую валюту.

4. Аукционы по продаже обязательств иностранных должников России еекоммерческим банкам и фирмам, которые заинтересованы либо в приобретении товаров в этой стране, либо в длительном производственно-техническом сотрудничестве. Погашение части долга национальной валютой.

5. Установление путем договоров определенной доли от суммы долга, которую страна-должник обязуется выплатить, а остальная часть просто списывается.

36. Тенденции развития деятельности России как международного кредитора.

На начало 2011 г. Россия являлась кредитором 54 стран, в том числе получивших кредиты еще во времена СССР. С ними было заключено 287 кредитных соглашений. С 2008 г. сведения об их долге не публикуются. Это обусловлено тем, что отдельные должники не были согласны с оценками данной задолженности российской стороной по разным причинам.

В 2007—2011 гг. Россия списала крупные суммы задолженности Афганистану (почти 11 млрд долл.), Алжиру (4,7 млрд), Ливии (4,5 млрд), Ираку (8 млрд), КНДР (11 млрд долл. с учетом уточненных требований и накопленных процентов). Был списан также существенный объем задолженности (около 1 млрд долл.) группе беднейших стран (латиноамериканской Гайане и 12 африканским государствам — Конго, Эфиопии, Гвинее, Гвинее-Бисау, Мозамбику, Замбии, Мадагаскару, Танзании, Бенину, Сан-Томе и Принсипи, Бурунди и Чаду) в рамках участия России в программах Официальной помощи развитию. Достигнуты договоренности о конверсии в инвестиции индийского долга, а также продолжались некоторые выплаты по долгу, оставшемуся после списания части советских кредитор., и по кредитам, предоставленным Россией после 1991 г.

Задолженность стран СНГ перед Россией. Государственный долг стран СНГ России образовался, в основном, в первой половине 1990-х гг. В 1992 1993 гг. в результате либерализации цен возникло значительное положительное сальдо в торговле России со странами СНГ, и Банк России был вынужден предоставить им технические (платежные) кредиты (в валютной оценке почти 5,3 млрд долл.). При этом был использован выгодный для заемщиков курс пересчета этих кредитов, что означало дополнительное скрытое кредитование Россией стран СНГ. Впоследствии эти кредиты были переоформлены в государственную задолженность стран СНГ перед Россией.

Дальнейший рост задолженности стран СНГ перед Россией связан с новыми кредитами: почти на 900 млн долл. со второй половины 1993 до 2000 г. Более 90% кредитов были связанными, т.е. предоставлялись для оплаты конкретных поставок российских товаров, а некоторые были предназначены для рефинансирования просроченной задолженности.

Страны СНГ частично обслуживали свою задолженность. В 1994—1997 гг. объем выплат по их государственным долгам перед Россией составил 1,5 млрд долл. Но в дальнейшем он уменьшился: в 1998 г. было выплачено 42,5 млн долл., в 1999 г. -33,1 млн, в 2000 г. — 33,9 млн и в 2002 г. — 42 млн долл. Это значительно меньше обязательств по первоначальному графику платежей. Например, в 2000 г. выплаты стран СНГ должны были составить 187 млн долл., в 2001 г. — 235 млн долл.

Во второй половине 1990-х гг. благодаря урегулированию расчетов на принципах снятия взаимных претензий, а также взаимозачетов ("нулевого варианта") и погашения долга задолженность по государственным кредитам ряда стран уменьшилась (Белоруссии) или была фактически ликвидирована (Украины, Казахстана, Азербайджана, Туркменистана). К началу 2007 г. задолженность стран СНГ составляла 3,2 млрд долл.

Россия всегда оказывала финансовую поддержку странам СНГ в разных формах (не только в виде кредитов). Эта поддержка была во многом обусловлена геополитическими причинами, прежде всего стремлением сохранить традиционные хозяйственные связи и развивать интеграционные процессы в СНГ и ЕврАзЭС.

На рубеже 2010-х гг. усилился коммерческий подход к сотрудничеству со странами СНГ. Это объективно потребовало перехода России от их скрытого субсидирования в форме льготных цен на нефть и газ к предоставлению финансовых кредитов, что усилило риск их невозврата. В 2008—2009 гг. в условиях мирового финансово-экономического кризиса Россия предоставила кредиты Беларуси на 3,5 млрд долл. и 6 млрд руб. в форме синдицированного кредита российских банков, Молдавии — 100 млн долл., Армении — 500 млн долл.

Для того чтобы уменьшить кредитные риски, Россия стала активнее использовать многостороннее сотрудничество. Например, в 2009 г. был создан Антикризисный фонд (АКФ) ЕврАзЭС с участием России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана и Армении, в целях взаимной помощи в преодолении последствий мирового финансово-экономического кризиса, обеспечения долгосрочной устойчивости их экономик и содействия интеграционным процессам в регионе. На начало 2012 г. объем АКФ составил свыше 8,5 млрд долл., в том числе взнос России — 7,5 млрд долл., Казахстана — 1 млрд, Беларуси — 10 млн, Кыргызстана, Таджикистана и Армении — но 1 млн долл.

Кредитование с использованием средств АКФ позволяет предъявлять более жесткие требования к заемщикам и контролировать их выполнение. Так, средствами Фонда управляет международный Евразийский банк развития (ЕАБР). Однако риск невозврата кредитов приходится в основном на Россию, поскольку она внесла наибольший взнос в АКФ.

В 2010 г. из АКФ ЕврАзЭС был предоставлен кредит Таджикистану (70 млн долл.), в 2011 г. — Беларуси (3 млрд долл.). В 2012 г. списана задолженность Киргизии перед Россией (около 500 млн долл.)

37. Перспективы экономической и валютной интеграции в Евразийском экономическом сообществе.

После подписания Договора о создании Евразийского экономического союза перед государствами открываются новые перспективы для интеграции. Договор предусматривает согласованную политику в ключевых сферах экономики и снятие ограничений на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в том числе путем сближения национальных законодательств. Раздел XIV Договора о ЕАЭС предусматривает поэтапное осуществление гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики.

Конкретно в области валютно-финансовых отношений предстоит решать следующие важнейшие задачи: • повышение роли национальных валют и снижение доли доллара США в расчетах и резервах. Подготовка предпосылок для введения общей валюты в будущем; • создание собственных систем расчетов и систем передачи финансовой информации; • создание общего пространства для валютно-финансовых услуг, в том числе в рамках интегрированного валютного рынка, инфраструктуры и институтов; • повышение ликвидности финансового рынка интеграционного объединения (сейчас в интеграционной системе практически нет ресурсной базы); • создание банковской и биржевой инфраструктуры мирового уровня с широким спектром инструментов; • создание прототипа межгосударственного института, занимающегося разработкой механизмов взаимодействия в валютно-финансовой сфере интегрирующихся государств (здесь тоже институциональный вакуум); • создание институционально-правового режима, не допускающего валютных ограничений и барьеров для проведения операций между резидентами и нерезидентами; • создание интеграционных фондов, механизмов привлечения и перераспределения ресурсов, необходимых для интеграционных проектов (эти задачи также до сих пор не решались практически).

В качестве институциональной основы развития валютно-финансового сотрудничества на пространстве ЕАЭС можно определить деятельность Межгосударственного банка, созданного государствами СНГ. По своей сути Банк может выполнять функции «интеграционного банка». В основу его создания была положена идея ис- пользования на постсоветском пространстве опыта Европейского платежного союза. Первоначально Межгосударственный банк был создан как клиринговый центр для проведения многосторонних межгосударственных расчетов в рамках рублевой зоны. Однако все попытки развития системы многосторонних расчетов с использованием механизма клиринга натолкнулись на существенные трудности, связанные с экономически- ми различиями в формирующихся новых независимых государствах в начале 1990-х годов.

38. Ведущие мировые финансовые центры: особенности образования и основные операции.

Мировые финансовые центры (англ. International financial centres) — центры сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, золотом. Мировые финансовые центры — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Франкфурт-на-Майне, Люксембург, Сингапур и др.

До Первой мировой войны господствующим финансовым центром был Лондон. Это было обусловлено высоким уровнем развития капитализма в Великобритании, её сильными и обширными торговыми связями с другими странами, относительной устойчивостью фунта стерлингов, развитой кредитной системой страны. После Первой мировой войны ведущий мировой финансовый центр переместился в США. С 60-х годов монопольное положение США как мирового финансового центра было ослаблено, так как возникли новые центры — в Западной Европе и Японии.

Основные структурные компоненты мировых финансовых центров:

· валютный рынок;

· рынок депозитов;

· рынок международных облигаций и кредитный рынок, структурированный по срочности;

· рынок золота.

Токийский и Нью-Йоркский мировые финансовые центры исторически сложились как относительно универсальные рынки, тогда как другие мировые финансовые центры отличаются специализацией. Нью-Йорк как финансовый центр, является городом с самыми большими и ликвидными фондовыми рынками мира. В пользу этого финансового центра говорит хотя бы наличие биржевого «рая» Wall-street, а также крупнейших бирж NASDAQ и NYSE. В Нью-Йорке сосредоточены более 2/3 всех активов иностранных банков, действующих в США.

Лондон связан прежде всего с рынками евровалютных операций, ценных бумаг, золота, фьючерсных сделок. Он является и самым большим нетто-экспортером финансовых услуг. Лондон лидирует также в сфере управления активами и занимает второе место после Швейцарии по объемам управления активами состоятельных людей.

Цюрих предоставляет наиболее надежные варианты инвестиций капитала и является ведущим (после Лондона) рынком золота.

Люксембург выделяется своей фондовой биржей и как центр долгосрочных инвестиций.

Сингапур играет роль главного фондоаккумулирующего рынка Азиатско-Тихоокеанского региона.

В Сянгане (КНР) сосредоточен центр международного синдицированного кредитования.

39. Цели создания и различия между Парижским и Лондонским клубами.

Парижский клуб - неинституциализированное объединение стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 г. для обсуждения и урегулирования проблем задолженности суверенных государств.

В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: 1. наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, 2. обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику, 3. равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.

Парижский клуб был образован в 1956 г. из представителей ряда западно-европейских стран-кредиторов Аргентины, собравшихся в Париже для выработки единой позиции по урегулированию внешней задолженности латиноамериканской страны. Инициатором создания Парижского клуба выступила Франция.

Лондонский клуб - Неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьёзными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу.

Предметом переговоров с Лондонским клубом являются не покрытые гарантиями государства долги частным банкам.

Соглашения о реструктуризации долгов коммерческими банками под эгидой Лондонского клуба основаны на трех главных положениях:

• Положение об общем доступе. При выплате задолженности не допускается дискриминация ни одного из кредиторов.

• Положение о равноправии. Все займы рассматриваются на равноправной основе, которая предусматривает одинаковые права на платеж и залог, которые зависят от фактического объема риска банка.

• Положение об обязательной подписке. В случае досрочных платежей в счет погашения долга их распределение между кредиторами проводится на равной основе.

• Взаимодействие с банковским консультативным комитетом (БКК).

Наши рекомендации