Сущность и виды стратегий предприятия
Роль и место планирования в управлении предприятием
Планирование – важная функция управления любым предприятием. В процессе планирования происходит системное формирование студента – экономиста как будущего специалиста, способный участвовать в создании предприятия и управления им.
Многолетний опыт зарубежных фирм и предприятий Беларуси показал что недооценка планирования предпринимаемой деятельности в условиях рынка, сведение его к мин, игнорирование или некомпетентное осуществление приводит к неоправданным экономическим рискам и следовательно к банкротству.
Руководитель не подавляет и не отрицает планирование, а только перемещает его в первичное производственное звено. Успешно работающее предприятие осуществляет не только стратегическое планирование но и детальную разведку оперативных планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.
В рыночных условиях хозяйствования п/п широко использует преимущества планирования в конкурентной борьбе.
В современных условиях каждому студенту – экономисту следует хорошо подготовиться предпринимательской деятельности, уметь составлять детальный план, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, технологию, организацию производства и реализацию продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развернуть производство, привлекать инвесторов, партнеров, а также:
- Определить пути и способы достижения поставленных целей
- Максимизировать исп конкурентом преимущества п/п
- Предотвращать ошибочные действия
- Систематизировать нов тенденции в эк, тех и техн-гии, и исп-ть их в своей деятельности
- Доказать и демонстративно обосновать надежность и реализуемость проектов
- Определить потребность в капитале и денежных средств
- Своевр-но принимать защитные меры против разного рода рисков
- Полнее исп инновации в своей деятельности
- Объективно оценить результаты производственной и коммерческой деятельности п/п
- Обосновать эк-ю целесообразность направления раз-я п/п
Одновременно планирование явл руководством к действию и исполнению. План необходим крупным и средним п/п но и малым.
В процессе планирования применяются различные методы:
- Социально-эк анализ
- Рассчетно – конструктивный
- Балансовый
- Индукции
- Дедукции
- Эк – математический
В результате изучения курса каждый студент должен знать
- Понятие, задачи, основные принципы и методы планирования
- Плановые расчеты и показатели
- Стратегическое планирование
- Планирование потенциала п/п
- Планирование производства и сбыта продукции
- Планирование ресурсного обеспечения деятельности п/п
- Планирование издержек и результатов
- Финансовое планирование
- Организацию планирования на п/п
План – образ модели будущего
Планирование – умственный процесс обработки информации об обосновании предстоящих действий.
2. Назначение и цели планирования в рыночной экономике.
План в общем смысле слова – образ чего либо, модель будущего, система мер направленная на достижение поставленных целей.
План п/п – заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции или оказания услуг.
Виды планирования
1. Долгосрочный
- Разработка альтернативных вариантов развития
- Выбор стратегических целей
2. Среднесрочный
- Разработка и принятие направления экономического технического и социологического развития
- Установление важных производственно – экономических пропорций
- Определение и обоснование предполагаемой экономической эффективности
3. Краткосрочный
- Система конкретных расчетов предпринимательской деятельности
- Разработка мер по обеспечению выполнения намеченных параметров
- Обоснование программ производственных подразделений
Основные задачи предприн. проекта
- Изучение емкости и перспективы развития рынков сбыта
- Обнаружение рисков
- Определение его эффективности
Предпринимаемый проект позволяет
1. Обосновать экономическую целесообразность направления развития фирмы
2. Рассчитать ожидаемые финансовые результаты деятельности
3. Определить намечаемое финансирование выбранной стратегии
Таким образом план
1. План позволяет определить жизнеспособность будущего п/п в условиях конкуренции
2. Содержит ориентиры для предпринимателя на каждом этапе становления п/п
3. Служит инструментом получения финансовой поддержки от инвесторов
Т.О. план п/п:
1. Рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы
2. Развернутая программа осуществления бизнес – проекта
3. Документ характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия
4. Результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке
Назначение плана п/п, его осн. элементы:
1. Что производить (товары и услуги)
2. Сколько производить (размер производства)
3. Как производить (техника, технология, организация, ресурсы)
4. Для кого производить (потребители)
5. Какая доходность проекта
6. Способы достижения цели (инвестиции, инновации, менеджмент, маркетинг)
Функции и принципы планирования на предприятии.
Бизнес планирование как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важных функций:
1. Инициирование
2. Прогнозирование
3. Оптимизация
4. Координация и интеграция
5. Безопасность управления
6. Упорядочение
7. Контроль
8. Воспитание и обучение
9. Документирование
Основные принципы внутрифирменнго планирования:
1. Необходимость планов
2. Непрерывность планирования
3. Эластичность и гибкость
4. Единство и полнота
5. Точность и детализация
6. Экономичность
7. Связь уровня и управления
8. Оптимальность максим-ции П и др. понятий на всех уровнях
9. Участие персонала в планировании
10. Колизм – сочетание координации и интеграции
11. Ранжирование объектов планирования
12. Адекватность
13. Согласованность со внешней средой (выявление степени влияния в нем факторов на плановые показатели)
14. Социальна ориентация (производство ради потребления)
15. Стабильность
16. Сбалансированность
17. Итеративность (дополнительная проработка данных разделов плана еще раз)
Принцип необходимости планирования состоит в том, что в планировании предпринимательской деятельности позволяет успешно реализовать ряд важных приемуществ:
1. Приготовится к использованию возможных в будущем благоприятных целей или к преодолению возникших препятствий
2. Увеличить информационные возможности фирмы
3. Улучшить координацию действий персонала и структурных подразделений п/п
4. Более рационально распределить дефицитные ресурсы
5. Организовать четкий контроль фирмы
Процесс и организация планирования на предприятии.
В технологич. отношении планирование как процесс научной и практической деятельности в виде последовательности взаимосвязанных действий проходит несколько этапов:
1. Определение целей
2. Анализ проблем
3. Поиск альтернатив
4. Определение потребности в ресурсах и способных достижению целей
5. Оценка, т.е. проведение оптимизационных расчетов и обоснование экономических показателей
6. Формирование плана в виде единого документа
При организации разработки планов предварительно определяют:
1. Объекты планирования
2. Разработчиков плана
3. Средства планирования
4. Порядок составления плана
5. Методы планирования
На практике применяют три схемы организации работ по составлению планов:
1. Сверху вниз
2. Снизу вверх
3. Круговым способом
Плановые показатели, нормы и нормативы.
Показатель – качественно определимая переменная велечина, которой может соответствовать множество количественных значений. Она состоит из одного или нескольких признаков отражающих сущность.
Используемые плановые показатели должны обладать:
1. Достоверностью
2. Свой-ми меры
3. Достаточно полно характеризовать существенные стороны производства или сбыта
4. Однозначность
5. Способностью агрегироваться
6. Гибкостью, адаптивностью
7. Оперативностью
8. Локаничностью
9. Экономичностью
Группы норм и нормативов:
1. Удельные нормы МЗ, сырья, материалов, комплектующих изделий и тд
2. Нормы использования орудий труда
3. Организационные нормы
4. Нормы качества продукции
5. Нормы окупаемости затрат и прибыльности производства
6. Нормы труда
Нормы и нормативы д.б. обоснованы технически, экономически и физиологически
Методы установления норм
1. Аналитический
- Исследовательский
- Расчетный
2. Суммарный
- Опытный
- Статистически
- Сравнительный
Общие положения планирования стратегии развития предприятия.
Долгосрочная эффективная работа любого предприятия его экономический рост и развитие определяется прежде всего правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.
Практическая стратегия должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие п/п.
При этом понятие рост и развитие могут не совпадать по своему содержанию.
Рост – в основном увеличение размеров п/п и расширение объемов производства.
Развитие – означает в первую очередь качественное изменение и обновление хозяйственной системы, повышение эффективности функционирующая на основе совершенствования техники, технологии, организации труда во всех структурных подразделениях и улучшение качества выпускаемой продукции.
В теории и практике выделяют 3 основные концепции развития экономической системы:
1. Идеальная – в об-т производства по мере научно – технического прогресса вносят необходимые инновации
2. Реальная – частичное реформирование п/п-я после появления первых негативных признаков в его финансово - экономическом состоянии
3. Радикальное – координальное изменение функционирования коммерческих организаций, направленное на их реструктуризацию, способствующую улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности продукции, производительности труда, снижение издержек производства, улучшению финансово – экономических результатов деятельности.
В отличие от развития, рост размеров производства м.б.:
1. Горизонтальный – путем увеличения объема выпуска и продаж одних и тех же товаров
2. Вертикальная – за счет организации или объединения техники взаимосвязанных производств
3. Диверсифицированный – объединение разнородных производств конгламерат
Качество продукции – ее потребительские свойства позволяющие наиболее полно удовлетворять запросы пользователей.
Классификационные группы качества:
1. Назначение
2. Надежность
3. Долговечность
4. Экологичность
5. Технологичность
6. Унификация
7. Транспортабельность
8. Безопасность
9. Экономичность
Эффект для п/п
1. Повышение спроса на продукцию
2. Улучшение использования ресурсов
3. Рост доходов от реализации продукции
4. Устойчивое положение на ынке
5. Расширение возможностей для стимулирования рынков
Сущность и виды стратегий предприятия.
Сущность экономической стратегии на уровне п/п-я состоит в ответе на 4 вопроса:
1. В каком финансово-экономическом состоянии находится п/п в настоящее время
2. Какое его состояние в перспективе желательно и реально возможно
3. Какие возможны альтернативные направления развития системы с учетом сильных и слабых сторон, шансов и рисков
4. Какими действиями методами и средствами можно реализовать выбранную стратегию
По своему содержанию стратегия учитывает основные базисные процессы на п/п и в его внешней среде, возможности роста экономического потенциала. В основе выработки стратегии ее практической реализации лежат стратегическое управление решения. К ним можно отнести:
1. Выбор местоположения п/п
2. Реконструкцию производственных мощностей
3. Имен-е организационно – правовой формы, структуры производства и управления и т.д.
4. Инновации
5. Слияние, поглощение, присвоение формы организаций п/п
В процессе формирования и принятия долгоср. решений необходимо учитывать основные стратегические принципы предпринимательства.
1. Творческий подход т.е. умение предвидеть будущие проблемы
2. Инновационное поведение т.е. готовность к непрерывному обновлению и улучшению технологии и организации труда, товарной и рыночной политики
3. Гибкость и адаптивность т.е. быстрое внесение необходимых изменений в зависимости от меняющихся условий на рынке
4. Учет всех сфер деятельности на п/п
5. Осознание своих сильных предпринимательских сторон и их развития
6. Практичность реализуемость стратегии
7. Эффективность
8. Согласованность с ресурсными возможностями
9. Учет внутрифирменных приоритетов и усиления мотивации персонала
Следует отметить что единой стратегии для всех п/п не существует.
Каждое п/п, даже одной отрасли уникально, поэтому определение стратегии оригинально и зависит от позиции п/п на рынке, его потенциала, поведения конкурентов, особенности выпускаемой продукции, оказания услуг, и многих других факторов.