Как правильно определять ошибочные цели
Пример 1.
В классе идет урок, Мэри начинает постукивать карандашом о парту. Учительница просит ее прекратить, но постукивание продолжается. Тогда она резко обращается к Мэри: «Я сказала, перестань!» А Мэри в ответ: «Нет, не перестану!»
Вопросы:
1. Что чувствует учительница?
2. Какова реакция Мэри на замечание учительницы?
3. Что хочет сказать Мэри своим поведением?
4. Какую цель поставила перед собой Мэри?
Пример 2.
На уроке Мэри начинает стучать карандашом о парту. Учительница делает ей замечание: «Мэри!» Девочка тут же прекращает и говорит: «Простите, пожалуйста. Хотите, я сейчас расскажу вам весь алфавит?» «Не сейчас, Мэри, — отвечает учительница. — Подожди, пока подойдет твоя очередь». «Но я ведь знаю его полностью! Пожалуйста, можно рассказать его?» «Ну, ладно», — уступает учительница. «Эй, би, си...» Учительница глубоко вздыхает и закатывает вверх глаза, а Мэри медленно проговаривает весь алфавит.
Вопросы:
1. Что чувствует учительница?
2. Какова реакция Мэри на ее замечание?
3. Что хочет сказать Мэри своим поведением?
4. Какую цель преследует Мэри? Пример 3.
Во время урока Мэри демонстративно хлопает рукой по парте, вскакивает и говорит: «Что за бестолковое занятие — повторять этот алфавит! Я его уже давным-давно выучила!» Учительница возмущена. В ответ она грубо бросает Мэри: «Я не потерплю, если ты будешь разговаривать со мной в таком тоне, дорогая моя! Я пошлю записку твоей матери». «Подумаешь!» — парирует Мэри. «Да, именно так, — резко обрывает ее учительница. — А сейчас иди в кабинет директора!»
Вопросы:
1. Что чувствует учительница?
2. Какова реакция Мэри на замечание учительницы?
3. Что хочет сказать Мэри своим поведением?
4. Какую цель поставила перед собой Мэри?
Пример 4.
На уроке учительница вызывает Мэри рассказывать алфавит. Мэри говорит, опустив вниз глаза: «Я не знаю». «Ну, давай же, Мэри, — уговаривает учительница. — Я знаю, что ты сможешь рассказать его». Та лишь пожимает плечами. Учительница вздыхает, затем ласково говорит: «Ну, давай, Мэри, ты можешь назвать первую букву? Можешь сказать "А"?» Мэри нерешительно говорит «А». «Молодец, Мэри», — хвалит учительница.
Вопросы:
1. Что чувствует учительница?
2. Какова реакция Мэри на замечание учительницы?
3. Что хочет сказать Мэри своим поведением?
4. Какую цель поставила перед собой Мэри?
Ответы к примеру 1.
1. Учительница злится. Затронут ее авторитет.
2. Мэри игнорирует замечание.
3. «Вы не можете меня заставить».
4. Влияние (борьба за «власть»).
Таблица ошибочных целей поведения детей
Если вы чувствуете | Как реагирует ребенок на ваше замечание | Что говорит ребенок своим поведением | Цель | Как исправить такое поведение | Научите вашего ребенка |
Раздражение. Желая напомнить ребенку, что вы заняты, уговорить его не мешать вам. Восхищение «примерным» ребенком | Добившись вашего внимания к себе, ребенок временно перестает мешать вам | Со мной будут считаться, когда заметят или попросятчто-либо сделать. Быть любимым — пользоваться вниманием | Внимание | Не заглядывайте в глаза. Ничего не говорите.Молча дайте понять ребенку, что вы ею любите. Приступайте к действию, как только ребенок начнет раздражать вас | Привлекать к себе внимание должным образом |
Подстрека тельство. Потребность употребить свою «власть», возмущение. Вам брошен вызов — <«Я заставлю тебясделать это!» «Все равно ты не сможешь превзойти меня в этом!» | Продолжайте настаивать на своем. Ребенок хочет превзойти вас, статьхозяином положения | Со мной будут считаться лишь тогда, когда я буду иметь влияниена кого-нибудь; вы сделаететак, как хочу я; я докажу, что вы не сможетепомыкать мной | Влияние | Дайте право на выбор, не приказывайте. Не состязайтесь в «перетягивании каната». Ласково загляните в глаза. Не ввязывайтесь в ссору, но и не уступайте. Разумным образом дайте ребенку почувствовать свою самостоятельность | Достигать желаемого гак, чтобы обе стороны конфликта оставались довольными |
Обида. Разъяренность. Вы коште«свести счеты». «Как ты мог поступить гак со мной?» | Хочет «отплатить вам тем же». Вызывает неприязнь к себе | Пусть меня не любят, и я ничего не могу поделать, но со мной будут считатьсялишь тогда, когда я отомщу обидчику | Месть | Не вымешайте свою обиду. Восстановите взаимоотношения. Воспользуйтесь естественными последствиями, от которых ребенок получит удовольствие. Установите с ним более тесный дружеский контакт | Достойно сдерживать свое чувство обиды, не вымешать ее на других |
Отчаяние. «Чтомне делать?» Жалость | Никак не реагирует. Чувствует, что бесполезно даже пытаться сделатьчто-либо. Пассивен | У меня ничего не получаетсятак, как надо, поэтому я вообще ничего не буду делать.Я бездарен и глуп. Оставьте меня в покое | Уклонение | Не уговаривайте и не показывайте, что вы жалеете ребенка. Ведите к успеху постепенно. Не делайте ничего за ребенка сами. Найдите такую ситуацию, в которой ребенок ощутитсвое достоинство | Доводить дело до конца и преодолевать трудности. Ощущать свои истинные способности |
Ответы к примеру 2.
1. Раздражение.
2. Прекращает плохо вести себя, потому что ребенок получил желаемое внимание.
3. «Заметьте меня». «Обратите на меня внимание».
4. Внимание.
Ответы к примеру 3.
1. Учительница чувствует обиду и желание отомстить тому, кто это сделал.
2. Мэри опять грубит учительнице в ответ на ее замечание.
3. «Я буду обижать других так же, как они обижают меня».
4. Месть.
Ответы к примеру 4.
1. Досада и сочувствие.
2. Не было сделано никакого замечания.
3. «Оставьте меня в покое».
4. Уклонение.