МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами. Менеджер - это эрудированный управленец, умеющий наблюдать за внешней и внутренней средой фирмы, осуществлять качественную и количественную оценку изменений, происходящих в фирме, планировать деятельность вверенных ему подразделений, организовывать процесс производства продукции (оказания услуги), разрабатывать и внедрять системы мотивации персонала, осуществлять контроль за ходом выполнения плановых заданий.
.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Целью курсовой работы является развитие навыков самостоятельной работы в области менеджмента. Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
- осуществить критический анализ литературы по тематике работы;
- спроектировать организационную структуру управления организацией;
- определить должностные обязанности и права сотрудников организации;
- разработать систему стимулирования работников организации.
Курсовая работа состоит из двух частей теоретической и практической.
Рекомендуемая структура курсовой работы следующая: Введение
1. Теоретическая часть
2. Практическая часть
Заключение
Литература
Приложения
ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Теоретическая частькурсовой работы должна:
- демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников (монографий, статей);
- показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;
- проводить оценку накопленного отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;
- предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;
- содержать определение и уточнение основных понятий и положений рассматриваемой проблемы;
- содержать выводы и рекомендации, полученные на основе проведенного анализа исследуемой проблемы.
Номер темы для теоретической части работы определяется по последней цифре зачетной книжки студента. Если две последних цифры образуют число, большее 30, то цифры складываются и получившееся число определяет номер темы. Например, две последние цифры зачетки - 49. Номер темы - 13 (4+9=13).
Теоретическая и практическая часть должны иметь собственную структуру (быть разбиты на параграфы или разделы) по усмотрению студента. Список литературы для выполнения теоретической части работы должен содержать не менее 10 наименований источников не позднее 1999 года издания. В качестве источников литературы рекомендуется использовать монографии, газетные и журнальные публикации, специальные издания, например, журналы «Экономические науки», «Правительственный вестник», «Проблемы теории и практики управления», «Top Manager», газету «Экономика и жизнь».
Общий объем теоретической части работы - 20 страниц текста шрифта Times New Roman, гарнитура 14 или рукописного текста соответствующего объема.
К защите не допускаются полностью заимствованные и компилятивные работы, не содержащие критического анализа.
Практическая частькурсовой работы заключается в:
- проектировании организационной структуры управления фирмой;
- определении должностных обязанностей и прав сотрудников организации в спроектированной структуре;
- разработке системы мотивации сотрудников предприятия.
При проектировании организационной структуры необходимо установить отраслевую принадлежность проектируемой организации (определяется студентом самостоятельно в соответствии с планируемой им специализацией).
После выбора отраслевой принадлежности на основе анализа обязанностей и прав работников организации, приведенных в Приложении, определить:
- перечень руководителей, специалистов, технических работников, необходимых для эффективного функционирования организации;
- права и ответственность каждого сотрудника организации (устанавливается на основе классификации прав и ответственности, приведенных в Приложении. Список должен быть дополнен студентом с учетом отраслевой специфики предприятия);
- организационную структуру предприятия;
- систему стимулирования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
В процессе проектирования организационной структуры управления организацией решаются, как правило, следующие задачи [4, с. 51]:
- определение типа структуры управления;
-определение состава и количества подразделений по уровням управления;
- установление численности административно-управленческого персонала;
- определение характера соподчиненности между звеньями организации;
- расчет затрат на содержание аппарата управления.
При выполнении практической части курсовой работы необходимо учитывать отраслевую принадлежность организации, определенную студентом самостоятельно с учетом своих настоящих или будущих профессиональных интересов. Отраслевая принадлежность определит и перечень руководителей, специалистов, технических работников, которые должные обеспечивать функционирование организации. Если, например, в качестве объекта проектирования выбрана туристская фирма, то в перечень должностей можно включить:
- директор;
- заместители директора;
- менеджеры по продажам;
- менеджеры паспортного отдела;
- менеджеры по рекламу и маркетингу;
- секретарь;
- курьер;
- технический работник.
Студентам, не имеющим опыта практической работы, для определения данного перечня целесообразно использовать отраслевые специализированные журналы и газеты.
При разработке организационной структуры рекомендуется учитывать следующее.
Организационная структура - это упорядоченное расположение ее взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Основу организационной структуры составляет совокупность обособленных видов деятельности, направленных на достижение тех или иных целей организации. Эти виды деятельности объединяются в самостоятельные группы и служат основой процесса департаментализации, или формирования соответствующих подразделений, то есть официально созданных групп людей, ответственных за выполнение определенного набора конкретных функций. Подразделения различаются статусом, числом работающих, величиной средств, которыми могут оперировать в процессе своей деятельности.
В зависимости от характера связей между различными подразделениями наиболее часто используются следующие типы организационных структур: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная и матричная.
Линейная организационная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководителей, наделенные всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Примерная схема линейной структуры управления представлена на рис. 1.
Рис. 1. Линейная структура.
При определении целесообразности использования линейной структуры в проектировании студент должен учитывать ее достоинства и недостатки. Достоинствами линейной организационной структуры являются:
- единство и четкость распорядительства;
- согласованность действий исполнителей;
- простота управления (один канал связи);
- четко выраженная ответственность;
- оперативность в принятии решений;
- личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.
К недостаткам линейной организационной структуры принято относить:
- высокие требования к квалификации руководителя, который должен иметь высокую эрудицию и опыт для того, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;
- отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;
- перегрузка руководителя информацией, множество контактов с подчиненными и вышестоящими структурами;
- концентрация власти и полномочий в управляющей верхушке.
При линейно-функциональной структуре управленияимеется некоторая совокупность подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного управления. В данном случае выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления либо исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов деятельности. Примерная схема линейно-функциональной структуры представлена на рис. 2.
Рис. 2. Линейно-функциональная структура.
В линейно-функциональной структуре управления вместо универсальных менеджеров, который должны осуществлять все функции управления, используется штат специалистов, имеющих высокую квалификацию в узкой предметной области и отвечающих за определенное направление (например, за маркетинг).
Достоинствами линейно-функциональной структуры управления являются:
- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;
- освобождение линейных менеджеров от решения профессиональных вопросов в конкретной предметной области;
- стандартизация, формализации и программирование явлений и процессов;
- исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;
- уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.
Недостатками линейно-функциональной структуры являются:
- наличие двойного и более подчинения для исполнителей и нарушение принципа единоначалия;
- чрезмерная заинтересованность руководителей подразделений в реализации целей и задач своих подразделений;
- трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;
- появление тенденций чрезмерной централизации;
- длительность процедур принятия решений;
- относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.
При штабной структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий организацию. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ и планов ему помогает специальный аппарат (штаб), состоящий из руководителей функциональных подразделений и приглашенных экспертов. Штаб - это постоянное или временное структурное подразделение, создаваемое для решения некоторой определенной задачи.
Матричная организационная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейно и программно-целевой. При функционировании программно целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организации.
В установившуюся линейно-функциональную структуру временно или постоянно вводятся особые штабные органы, которые координируют существующие горизонтальные связи по выполнению конкретной программы или проекта, сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре. Основная часть работников, занятых реализацией программы, оказывается в подчинении не менее двух руководителей, но по разным программам.
Матричная структура позволяет:
- быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации;
- повышать творческую активность административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами;
- рационально использовать кадры за счет специализации различных видов трудовой деятельности;
- увеличивать мотивацию деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства;
Недостатками матричной структуры являются:
-сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение;
- внутрифирменная конкуренция между руководителями программ;
- необходимость постоянного контроля за соотношением сил между задачами управления по целям;
- трудности в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе.
После изучения особенностей, достоинств и недостатков данных типов организационных структур студент должен аргументировано обосновать свой выбор одной из них и построить схему организационной структуры с учетом нормы управляемости (не более семи подчиненных для одного руководителя).
К выбранной организационной структуре предъявляются следующие требования [4, 53], соответствие которым должно быть обосновано в курсовой работе.
1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях управления устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
Для обоснования соблюдения данного принципа в курсовой работе необходимо показать, что введение дополнительных ступеней управления усложнит процесс принятия решений. С другой стороны, необходимо показать, что введенные звенья управления достаточны для достижения цели организации.
2. Оперативность. За время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
Для обоснования соблюдения данного принципа необходимо привести примеры того, как структура обеспечивает своевременность принятия решений в конкретной производственной ситуации.
3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
Для обоснования соблюдения данного принципа необходимо показать, что в структуре исключены ситуации получения подчиненными от руководителей взаимоисключающих или противоречивых указаний.
4. Экономичность. Нужный эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий персонал.
Для обоснования соблюдения данного принципа в курсовой работе необходимо разработать штатное расписание организации (см. табл. 1).
Таблица 1
Штатное расписание организации
(пример)
Должность | Количество единиц | Оклад, руб. | ФОНД ОПЛАТЫ, РУБ. |
Директор | |||
Главный бухгалтер | |||
Менеджер | |||
Итого |
На основании разработанного штатного расписания необходимо показать, что любое увеличение численности сотрудников организации приведет к увеличению затрат на персонал при неизменном уровне достижения целей.
6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
Для обоснования соблюдения данного принципа необходимо привести примеры успешного реагирования организации на изменения внешней среды без изменений организационной структуры.
При установлении прав и ответственности необходимо руководствоваться следующим:
- каждый работник фирмы должен выполнять определенные обязанности и обладать правами, обеспечивающими возможность выполнения этих обязанностей;
- не допускается дублирование ответственности;
- список, приведенный в Приложении, не содержит отраслевой специфики и обязательно должен быть дополнен студентом.
В связи с этим рекомендуется следующее оформление данного этапа работы (см. табл.2 и табл.3).
Таблица 2