МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами. Менеджер - это эрудированный управленец, умеющий наблюдать за внешней и внутренней средой фирмы, осуществлять качественную и количественную оценку изменений, происходящих в фирме, плани­ровать деятельность вверенных ему подразделений, организовывать процесс производства продукции (оказания услуги), разрабатывать и внедрять системы мотивации персонала, осуществлять контроль за ходом выполнения плановых заданий.

.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Целью курсовой работы является развитие навыков самостоя­тельной работы в области менеджмента. Для достижения поставлен­ной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:

- осуществить критический анализ литературы по тематике работы;

- спроектировать организационную структуру управления организацией;

- определить должностные обязанности и права сотрудников организации;

- разработать систему стимулирования работников организации.

Курсовая работа состоит из двух частей теоретической и прак­тической.

Рекомендуемая структура курсовой работы следующая: Введение

1. Теоретическая часть

2. Практическая часть
Заключение
Литература
Приложения

ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Теоретическая частькурсовой работы должна:

- демонстрировать умение студента самостоятельно проводить анализ научных источников (монографий, статей);

- показывать умение собирать, обрабатывать и анализировать статистическую информацию по исследуемой проблеме;

- проводить оценку накопленного отечественного и зарубежного опыта решения исследуемой проблемы;

- предусматривать взаимосвязь теоретических и практических аспектов рассматриваемой проблемы;

- содержать определение и уточнение основных понятий и по­ложений рассматриваемой проблемы;

- содержать выводы и рекомендации, полученные на основе проведенного анализа исследуемой проблемы.

Номер темы для теоретической части работы определяется по последней цифре зачетной книжки студента. Если две последних цифры образуют число, большее 30, то цифры складываются и полу­чившееся число определяет номер темы. Например, две последние цифры зачетки - 49. Номер темы - 13 (4+9=13).

Теоретическая и практическая часть должны иметь собственную структуру (быть разбиты на параграфы или разделы) по усмотрению студента. Список литературы для выполнения теоретической части работы должен содержать не менее 10 наименований источников не позднее 1999 года издания. В качестве источников литературы реко­мендуется использовать монографии, газетные и журнальные публи­кации, специальные издания, например, журналы «Экономические науки», «Правительственный вестник», «Проблемы теории и практи­ки управления», «Top Manager», газету «Экономика и жизнь».

Общий объем теоретической части работы - 20 страниц текста шрифта Times New Roman, гарнитура 14 или рукописного текста со­ответствующего объема.

К защите не допускаются полностью заимствованные и компи­лятивные работы, не содержащие критического анализа.

Практическая частькурсовой работы заключается в:

- проектировании организационной структуры управления фирмой;

- определении должностных обязанностей и прав сотрудников организации в спроектированной структуре;

- разработке системы мотивации сотрудников предприятия.

При проектировании организационной структуры необходимо установить отраслевую принадлежность проектируемой организации (определяется студентом самостоятельно в соответствии с планируе­мой им специализацией).

После выбора отраслевой принадлежности на основе анализа обязанностей и прав работников организации, приведенных в Прило­жении, определить:

- перечень руководителей, специалистов, технических работников, необходимых для эффективного функционирования организации;

- права и ответственность каждого сотрудника организации (устанав­ливается на основе классификации прав и ответственности, приведенных в Приложении. Список должен быть дополнен студентом с учетом отраслевой специфики предприятия);

- организационную структуру предприятия;

- систему стимулирования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

В процессе проектирования организационной структуры управ­ления организацией решаются, как правило, следующие задачи [4, с. 51]:

- определение типа структуры управления;

-определение состава и количества подразделений по уровням управления;

- установление численности административно-управленческого пер­сонала;

- определение характера соподчиненности между звеньями организации;

- расчет затрат на содержание аппарата управления.

При выполнении практической части курсовой работы необхо­димо учитывать отраслевую принадлежность организации, опреде­ленную студентом самостоятельно с учетом своих настоящих или бу­дущих профессиональных интересов. Отраслевая принадлежность определит и перечень руководителей, специалистов, технических работников, которые должные обеспечивать функционирование орга­низации. Если, например, в качестве объекта проектирования выбра­на туристская фирма, то в перечень должностей можно включить:

- директор;

- заместители директора;

- менеджеры по продажам;

- менеджеры паспортного отдела;

- менеджеры по рекламу и маркетингу;

- секретарь;

- курьер;

- технический работник.

Студентам, не имеющим опыта практической работы, для опре­деления данного перечня целесообразно использовать отраслевые специализированные журналы и газеты.

При разработке организационной структуры рекомендуется учи­тывать следующее.

Организационная структура - это упорядоченное расположение ее взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Основу орга­низационной структуры составляет совокупность обособленных ви­дов деятельности, направленных на достижение тех или иных целей организации. Эти виды деятельности объединяются в самостоятель­ные группы и служат основой процесса департаментализации, или формирования соответствующих подразделений, то есть официально созданных групп людей, ответственных за выполнение определенно­го набора конкретных функций. Подразделения различаются стату­сом, числом работающих, величиной средств, которыми могут опе­рировать в процессе своей деятельности.

В зависимости от характера связей между различными подраз­делениями наиболее часто используются следующие типы органи­зационных структур: линейная, линейно-функциональная, линейно-штабная и матричная.

Линейная организационная структура управления характери­зуется тем, что во главе каждого структурного подразделения нахо­дится руководителей, наделенные всеми полномочиями и осуществ­ляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Пример­ная схема линейной структуры управления представлена на рис. 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами - student2.ru

Рис. 1. Линейная структура.

При определении целесообразности использования линейной структуры в проектировании студент должен учитывать ее достоин­ства и недостатки. Достоинствами линейной организационной струк­туры являются:

- единство и четкость распорядительства;

- согласованность действий исполнителей;

- простота управления (один канал связи);

- четко выраженная ответственность;

- оперативность в принятии решений;

- личная ответственность руководителя за конечные результаты дея­тельности своего подразделения.

К недостаткам линейной организационной структуры принято относить:

- высокие требования к квалификации руководителя, который должен иметь высокую эрудицию и опыт для того, чтобы обеспечивать эф­фективное руководство по всем функциям управления;

- отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений;

- перегрузка руководителя информацией, множество контактов с под­чиненными и вышестоящими структурами;

- концентрация власти и полномочий в управляющей верхушке.

При линейно-функциональной структуре управленияимеется некоторая совокупность подразделений, специализированных на вы­полнении конкретных видов работ, необходимых для принятия реше­ний в системе линейного управления. В данном случае выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специа­листов, т.е. каждый орган управления либо исполнитель специализирован на выполнении отдельных видов деятельности. Примерная схема линейно-функциональной структуры представлена на рис. 2.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами - student2.ru

Рис. 2. Линейно-функциональная структура.

В линейно-функциональной структуре управления вместо уни­версальных менеджеров, который должны осуществлять все функции управления, используется штат специалистов, имеющих высокую квалификацию в узкой предметной области и отвечающих за опреде­ленное направление (например, за маркетинг).

Достоинствами линейно-функциональной структуры управле­ния являются:

- высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществле­ние конкретных функций;

- освобождение линейных менеджеров от решения профессиональных вопросов в конкретной предметной области;

- стандартизация, формализации и программирование явлений и про­цессов;

- исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;

- уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

Недостатками линейно-функциональной структуры являются:

- наличие двойного и более подчинения для исполнителей и нарушение принципа единоначалия;

- чрезмерная заинтересованность руководителей подразделений в реализации целей и задач своих подразделений;

- трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

- появление тенденций чрезмерной централизации;

- длительность процедур принятия решений;

- относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

При штабной структуре управления всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, возглавляющий организацию. При разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих ре­шений, программ и планов ему помогает специальный аппарат (штаб), состоящий из руководителей функциональных подразделений и приглашенных экспертов. Штаб - это постоянное или временное структурное подразделение, создаваемое для решения некоторой оп­ределенной задачи.

Матричная организационная структура управления создается путем совмещения структур двух видов: линейно и программно-целевой. При функционировании программно целевой структуры управляющее воздействие направлено на выполнение определенной целевой задачи, в решении которой участвуют все звенья организа­ции.

В установившуюся линейно-функциональную структуру вре­менно или постоянно вводятся особые штабные органы, которые ко­ординируют существующие горизонтальные связи по выполнению конкретной программы или проекта, сохраняя при этом вертикальные отношения, свойственные данной структуре. Основная часть работ­ников, занятых реализацией программы, оказывается в подчинении не менее двух руководителей, но по разным программам.

Матричная структура позволяет:

- быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации;

- повышать творческую активность административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами;

- рационально использовать кадры за счет специализации различных видов трудовой деятельности;

- увеличивать мотивацию деятельности за счет децентрализации управления и усиления демократических принципов руководства;

Недостатками матричной структуры являются:

-сложная структура соподчинения, в результате чего возникают про­блемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распре­делением времени на их выполнение;

- внутрифирменная конкуренция между руководителями программ;

- необходимость постоянного контроля за соотношением сил между задачами управления по целям;

- трудности в приобретении навыков, необходимых для работы по новой программе.

После изучения особенностей, достоинств и недостатков данных типов организационных структур студент должен аргументировано обосновать свой выбор одной из них и построить схему организаци­онной структуры с учетом нормы управляемости (не более семи под­чиненных для одного руководителя).

К выбранной организационной структуре предъявляются сле­дующие требования [4, 53], соответствие которым должно быть обос­новано в курсовой работе.

1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях управления устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.

Для обоснования соблюдения данного принципа в курсовой ра­боте необходимо показать, что введение дополнительных ступеней управления усложнит процесс принятия решений. С другой стороны, необходимо показать, что введенные звенья управления достаточны для достижения цели организации.

2. Оперативность. За время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые от­рицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.

Для обоснования соблюдения данного принципа необходимо привести примеры того, как структура обеспечивает своевременность принятия решений в конкретной производственной ситуации.

3. Надежность. Структура аппарата управления должна гаранти­ровать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.

Для обоснования соблюдения данного принципа необходимо показать, что в структуре исключены ситуации получения подчинен­ными от руководителей взаимоисключающих или противоречивых указаний.

4. Экономичность. Нужный эффект от управления достигается при минимальных затратах на управленческий персонал.

Для обоснования соблюдения данного принципа в курсовой ра­боте необходимо разработать штатное расписание организации (см. табл. 1).

Таблица 1

Штатное расписание организации
(пример)

Должность Количество единиц Оклад, руб. ФОНД ОПЛАТЫ, РУБ.
Директор
Главный бухгалтер
Менеджер
Итого  

На основании разработанного штатного расписания необходимо показать, что любое увеличение численности сотрудников организа­ции приведет к увеличению затрат на персонал при неизменном уровне достижения целей.

6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основ­ных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.

Для обоснования соблюдения данного принципа необходимо привести примеры успешного реагирования организации на измене­ния внешней среды без изменений организационной структуры.

При установлении прав и ответственности необходимо руково­дствоваться следующим:

- каждый работник фирмы должен выполнять определенные обязан­ности и обладать правами, обеспечивающими возможность выпол­нения этих обязанностей;

- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами - student2.ru МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Курс «Менеджмент» является одним из основных для студентов, готовящихся стать профессиональными менеджерами - student2.ru не допускается дублирование ответственности;

- список, приведенный в Приложении, не содержит отраслевой спе­цифики и обязательно должен быть дополнен студентом.

В связи с этим рекомендуется следующее оформление данного этапа работы (см. табл.2 и табл.3).

Таблица 2

Наши рекомендации