Качества хорошей модели компетенций

Чтобы модель компетенций работала эффективно, она должна соответствовать своему смыслу и использоваться по своему предназначению. Модель компетенций, по меньшей мере, дол­жна согласовываться со стандартами качества, перечисленны­ми в Таблице 1.

Руководство по компетенциям

Таблица 1 СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА ДЛЯ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ

- ясность и легкость для понимания - полезность для всего персонала, к которому относится модель - учет ожидаемых изменений - включение элементов, отличных один от другого (например: индикаторы поведения, не пересекающиеся один с другим) - справедливость по отношению ко всем, кто вовлечен в использование модели

Стандарты качества, сведенные в Таблицу 1, обеспечивают хоро­шую основу для оценки и проверки модели компетенции. Там, где модель не соответствует стандартам качества, исправить поло­жение можно, но исправление не всегда легко и не всегда прием­лемо по стоимости. Стандарты качества (деятельности, продук­ции, управления) необходимо разработать и принять до составления и введения в действие модели компетенции. Модель компетенции нужно выстраивать, исходя из заранее заданных стандартов: только тогда можно быть уверенным, что модель ком­петенций будет соответствовать возлагаемой на нее задаче.

Эти стандарты могут использоваться и как пакет требова­ний к качеству самой модели во время ее составления. Каждый из стандартов качества хорошей модели компетенций иссле­дуется ниже.

Ясность и легкость для понимания

Модель компетенций должна:

- быть недвусмысленной

- описываться простым языком

- иметь простую структуру

- обладать стройной структурной логикой.

Чтобы быть ясной и легкой для понимания, модель компетен­ций должна содержать язык и фразы, используемые внутри организации. Модель необходимо строить так, чтобы следовать этой модели было легко. Если модель компетенций неясна и пользователи затрудняются в использовании этой модели, ин­терес к компетенциям, скорее всего, утратится.

Релевантность

Язык, используемый в модели, должен быть «родным» для лю­дей, которые собираются использовать модель. Очень важно, станет модель общим достоянием или останется инструмен­том для «избранных». «Релевантность (соответствие) модели ком­петенций для всего штата сотрудников» означает: все сотруд­ники признают индикаторы поведения как требования, соответствующие качественному выполнению работы. Кроме того, каждый, кто будет применять модель, и каждый, к кому эта модель будет применяться, должны осознавать нужность и полезность для дела модели компетенций.

В общих моделях релевантность стандартов поведения персо­нала должна восприниматься носителями всех профессиональ­ных ролей. В специальных моделях релевантность может ограни­чиваться узким кругом ролей или особым способом применения.

Релевантность для всех ролей - общие модели

Максимального использования моделей компетенций можно достичь, если модели релевантны для всех ролей компании или отдела. "Релевантность для всех ролей" означает: компетенция в общих терминах должна описывать поведение, которое суще­ственно для эффективного исполнения всех ролей, охватывае­мых моделью. Важно, чтобы стандарты поведения имели пря­мое отношение к требованиям работы и чтобы они описывались примерами такого поведения, способствующими эффективно­му выполнению работы.

Релевантность для определенной роли - специальные модели

Если компетенции разрабатываются для специального приме­нения или специальной роли, то модель компетенций должна быть соответствующей в том применении и для той роли, для которых она предназначалась. Например: модель, разработан­ная специально для отбора персонала, должна быть достаточ­ной именно применительно к отбору.

Учет ожидаемых изменений

Чтобы модель оставалась актуальной, необходимо учитывать предполагаемые изменения, которые могут повлиять на орга­низацию деятельности фирмы. Вероятные изменения включаются в модель компетенций как стандарты поведения, которые описывают, как сотрудникам придется справляться с рабо­той в ближайшее время или в более отдаленной перспективе. Релевантная модель должна учитывать представление о буду­щем, которое существует у руководителей компании и которое включено в планы компании. Чтобы оставаться соответствую­щей, модель должна учитывать:

- изменения во внешней среде

- введение новой технологии

- образ будущего, спрогнозированный руководителями с це­лью информирования сотрудников о смысле принимаемых решений.

Дискретные элементы

Одним из основных способов использования компетенций явля­ется оценка персонала. Это может быть оценка претендентов на вакансии при отборе или оценка успешности сотрудников в ра­боте. Структура модели компетенций имеет важное влияние на простоту и точность оценок. Поэтому очень существенно, чтобы каждая из компетенций имела ясно определенные элементы. Без ясных индикаторов поведения экспертам трудно оценить, к какой компетенции они должны отнести конкретный при­мер эффективной деятельности. Несколько простых правил могут помочь избежать смешения разных компетенций:

- Одна компетенция не должна зависеть от других компетенций.
- Компетенции и индикаторы поведения должны содержать­ся только в одном фрагменте модели.

- Компетенции не должны включаться в несколько кластеров.

- Индикаторы поведения не должны относиться к несколь­ким компетенциям

- Индикаторы поведения не должны относиться к несколь­ким уровням компетенции.

Индикаторы поведения - это рабочая часть компетенций, ис­пользуемая при оценке сотрудников. Чтобы стандарты поведе­ния «работали», они должны:

- описывать непосредственно измеряемые (наблюдаемые)
проявления компетенции индивидуума.

Например: информирует коллег об изменении приоритетов в работе; составляет детальные планы достижения целей.

- описывать всего лишь один акт поведения - недопустимо, чтобы одни индикаторы поведения человека были хороши­ми, а другие плохими.

- не допускать дублирования компетенций и уровней - недо­пустимо, чтобы индикатор поведения, включенный в одну компетенцию или в один уровень компетенции, вошел в
другую компетенцию или в другой уровень компетенции.

- выстраиваться из глагольных выражений: индикаторы по­ведения описывают действия человека.

Например: информирует коллег об изменении приоритетов в работе; составляет детальные планы достижения целей.

- включат достаточный объем контекстуальной информа­ции, чтобы действия несли в себе ясный смысл, то есть объясняли человеку, зачем нужны совершаемые им дей­ствия.

Например: информирует коллег об изменении приоритетов в работе; составляет детальные планы достижения целей.

Справедливость во всем

Если в модель компетенций включены высокие стандарты ка­чества, то модель будет справедливой по отношению ко всем, к кому она применяется. Однако модель может отвечать выше­указанным стандартам качества, но, тем не менее, узакони­вать насаждение несправедливости в компании. Несправедли­вость может возникнуть из-за недостаточного внимания к источникам разных деформаций. Например: модель компетен­ций разрабатывается только старшими по возрасту (или толь­ко белыми, или только лицами мужского пола) менеджерами. Формально соответствуя всем стандартам качества, подобная модель, тем не менее, будет несправедливой по отношению ко всем: она может исключить стандарты поведения, свойствен­ные эффективным менеджерам, но не вошедшие в принятую фирмой модель.

Выводы

Компетенции могут определяться по-разному, но большинство моделей сейчас основывается на индикаторах поведения. Важ­на ясность в определении модели компетенций применитель­но к конкретной ситуации. Этой ясности можно достичь, опре­делив цели, для достижения которых будет использоваться разработанная модель компетенции.

Для простоты использования самой модели компетенций она должна быть предельно простой. Многие успешные компа­нии считают: легче применять общую модель компетенций при четких инструкциях пользователям модели, чем пытаться со­ставить модель, которая бы охватывала требования, необходи­мые для выполнения всех задач и всех ролей.

Компетенции должны содержать набор стандартов, которые можно применить к широкому диапазону деятельности, свя­занной с управлением персоналом. Чтобы управление персо­налом было эффективным, необходимы:

- разнообразная информация

- ясно и четко организованный процесс деятельности

- опытные пользователи.

Компетенции могут повысить эффективность деятельности по управлению людьми в компании, но сами по себе компетенции не гарантируют эффективности управления.

Качество модели компетенций существенно влияет на про­стоту и долговечность ее применения. Хорошо разработанная модель компетенций отличается:

-четкой структурой

- фразеологией, используемой в компании.

Какой бы ни была цель введения модели компетенций, сама модель должна относиться:

- к сегодняшнему и будущему штату, на который распрост­раняется принятая модель

- к современным и перспективным интересам компании.

Следование этим требованиям приведет (хотя и без гарантии) к созданию модели, которая справедлива для всех, к кому модель будет относиться. Потенциальные источники несправед­ливости тоже нужно учитывать при создании модели компе­тенций, а высокие стандарты поведения включать в модель, чтобы обеспечить:

- справедливость

- релевантность

- ясность

- разделение по элементам

- длительный срок применения конкретной модели

компе­тенций.

Наши рекомендации