Объектом валютного регулирования являются валютные операции
Как такового определения валютной операции в Законе нет. Он содержит перечень операций, признаваемых валютными в соответствии с данным Законом (п. 9 ст. 1 Закона). Анализ этих операций позволяет классифицировать их следующим образом.
Во-первых, к категории валютных операций относятся любые операции с валютными ценностями (т.е. с иностранной валютой и внешними ценными бумагами) независимо от того, между какими субъектами возникают валютные отношения.
Так, приобретение на законных основаниях валютных ценностей резидентом у резидента, резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и нерезидентом у нерезидента является валютной операцией.
Также признается валютной операцией отчуждение на законных основаниях валютных ценностей резидентом в пользу резидента, резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента и нерезидентом в пользу нерезидента.
Использование валютных ценностей (т.е. иностранной валюты и внешних ценных бумаг) в качестве средства платежа как резидентами, так и нерезидентами также признается валютной операцией независимо от субъектного состава валютных отношений.
Помимо операций с валютными ценностями, к валютным в соответствии с Законом относятся следующие операции:
в отношениях между резидентами и нерезидентами:
- приобретение на законных основаниях резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента, а также отчуждение на законных основаниях резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
- использование валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в отношениях между нерезидентами:
- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента на законных основаниях валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
- использование валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
К числу валютных операций Законом отнесены также переводы валюты Российской Федерации, внешних и внутренних ценных бумаг с одного счета, открытого на территории России, на другой счет того же лица, также открытый в Российской Федерации.
Кроме перечисленных выше операций, к валютным в соответствии с настоящим Законом относятся еще два вида операций независимо от того, кто их совершает:
- ввоз на таможенную территорию России и вывоз с ее таможенной территории валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
- переводы иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внешних и внутренних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории России, и наоборот - со счета, открытого на территории России, на другой счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации.
В целях валютного регулирования все валютные операции можно разделить на две группы - регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые валютные операции прямо перечислены в Законе. На них могут вводиться валютные ограничения. Остальные валютные операции, не указанные в числе регулируемых, относятся к группе нерегулируемых. На них валютные ограничения вводиться не могут.
В свою очередь регулируемые валютные операции разделены Законом на две группы. Одна группа (ст. 7 Закона) - это операции, регулируемые Правительством РФ. Другая группа (ст. 8 Закона) - операции, регулируемые Банком России. По своему характеру регулируемые валютные операции связаны с движением капитала.
Правительством РФ регулируются экспортно-импортные операции, расчеты по которым производятся на условиях предоставления нерезидентам отсрочки платежа при экспорте и отсрочки на поставку товара в счет переведенных нерезидентам авансов при импорте.
Банк России регулирует финансовые операции - в основном получение от нерезидентов и предоставление им кредитов, операции с ценными бумагами и некоторые другие.
Общие принципы валютного регулирования в Российской Федерации на современном этапе отражают валютную политику государства. Основными из них признаются приоритет экономических мер перед административными в реализации государственной политики в области валютного регулирования, обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Но соотношение экономических и административных мер зависит от состояния экономики и валютно-финансовой сферы страны.
Анализ валютного законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что система валютного регулирования за прошедший период в целом развивалась в направлении либерализации внешнеэкономической деятельности. Это соответствует требованиям времени, поскольку перед страной поставлена задача полноправного вхождения в мировое экономическое пространство.
Снять валютные ограничения на проведение операций движения капитала и изменить соотношение в комплексе мер валютного регулирования в пользу экономических методов позволили существенные положительные сдвиги в экономике, произошедшие к этому времени, улучшение финансовой ситуации в стране и укрепление национальной валюты.
С учетом внесенных в Закон изменений порядок проведения валютных операций в Российской Федерации в зависимости от субъектного состава валютных отношений может быть представлен следующим образом.