Понятие рекламы и ее виды
Реклама — от латинского слова «reclamare», что означает «выкрикивать», поэтому можно предположить, что рекламе письменной предшествовала реклама устная и в деле рекламирования товаров устное слово играло важную роль.
Реклама осуществлялась еще в древности, принимая различные формы. Она возникла с появлением товарных отношений как связующее звено между производителем и потребителем. На первых порах ей была присуща чисто информационная функция.
В Лондоне, в Британском музее, хранится экземпляр рекламного папируса, иероглифы которого оповещали о продаже раба. Однако самым древним является рекламный текст, высеченный на камне и найденный археологами: «Я, Рино с острова Крит, по воле богов толкую сновидения», — этой рекламе 2500 лет.
Реклама занимает особое место в коммуникационной политике. В маркетинговой деятельности она призвана решать наиболее сложную и трудно реализуемую задачу — формировать и стимулировать спрос.
Реклама – самый действенный инструмент в попытках предприятия модифицировать поведение покупателей, привлечь их внимание к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную полезность.
Реклама содействует реализации товара, процессу превращения его в деньги, способствует ускоренному и успешному завершению процесса оборота средств, т.е. процессу воспроизводства на уровне фирмы. Реклама может конструировать спрос и рынок и управлять ими.
Существует достаточно большое число определений рекламы, различающихся по форме распространения информации, охвату функций, разрешительным возможностям.
- Реклама - информация о потребительских свойствах товаров и разных видов услуг с целью их реализации, создания спроса на них.
- Реклама— любая оплачиваемая конкретным заказчиком форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг.
- Реклама — вид деятельности либо произведенная в ее результате продукция, целью которой является реализация сбытовых и других задач промышленных, сервисных предприятий и общественных организаций путем распространения оплаченной ими информации, сформированной таким образом, чтобы оказывать усиленное воздействие на массовое или индивидуальное сознание, выпивая заданную реакцию выбранной потребительской аудитории.
- Реклама — один из инструментов комплекса продвижения продукта, представляет собой любую оплачиваемую форму неперсональной презентации и продвижения идей, товаров и услуг, осуществляемую конкретным заказчиком и др.
Таким образом, реклама — это способ привлечения внимания к товару, услуге конкретного производителя, торговца, посредника и распространение за их счет и под их маркой предложений, призывов, советов, рекомендаций купить этот товар или воспользоваться услугами.
Сама этимология слова «реклама» (от латинского глагола «reklamare» - кричать) подчеркивает, что главная ее функция - информационная (передача информации) в вербальных каналах социальной коммуникации, как правило, оплаченная определенным рекламодателем и, как правило, направленная на определенный круг лиц (целевую аудиторию).
Характеристиками рекламы как инструмента маркетинговых коммуникаций являются: общественный характер, способность к убеждению, экспрессивность, обезличенность, однонаправленность, опосредованность.
Общественный характер рекламы проявляется в том, что рекламные объявления получают одновременно множество лиц, поэтому поведение покупателя понятно многим и многими будет одобрено.
Способность к убеждению – реклама многократно повторяет своё предложение. Покупатель имеет возможность сравнить обращения продавцов – конкурентов и выбрать наиболее убедительное.
Экспрессивность – реклама может быть броской и эффективной благодаря искусству и техническим средствам.
Обезличенность – реклама адресуется не конкретному лицу, а группе лиц, образующих её целевую аудиторию.
Однонаправленность – реклама имеет фактически только одно направление – от рекламодателя к объекту воздействия. От аудитории не требуется ответа на сделанное ей предложение. Сигналы по обратной связи поступают только в виде конечного поведения потенциального покупателя.
Опосредованность – при передаче рекламного объявления используются посредники – средства рекламы и каналы распространения массовой информации.
Виды рекламы:
I. По товару (индивидуального потребления, производственного назначения).
1. Товарная.Информирование покупателя об особенностях и достоинствах услуг, пробуждает интерес к ним.
2. Престижная (фирменная). Представляет достоинства фирмы, выгодно отличающие ее от конкурентов. Цель – создание привлекательного имиджа.
II. По распространению рекламного обращения:
1. Прямая. Чаще всего индивидуальная — распространение агентами по рекламе спецлитературы непосредственно потенциальным клиентам. Кроме того — распространение рекламных материалов по почте и работа с клиентами по телефону.
2. Безличная (массовая):
1) реклама в прессе;
2) печатная реклама (проспекты, каталоги, плакаты, листовки, календари и т.д.);
3) экранная реклама;
4) радиореклама;
5) наружная реклама (крупногабаритные плакаты, специальные рекламные места);
6) реклама на транспорте (внутрисалонная, размещаемая на наружной поверхности транспортных средств, размещаемая на станциях общественного транспорта и вокруг них);
7) сувениры и др. формы рекламы.
III. По характеру и особенностям рекламного продукта, жизненного цикла товара и задач, которые ставятся перед рекламой на конкретном этапе, ее можно классифицировать следующим образом:
1. Информативная. Преобладает при выведении нового продукта на рынок, когда стоит задача первичного формирования спроса.
2. Увещевательная. Применяется на этапе расширения рынка, задача фирмы — формирование нового рынка сбыта. Задача рекламы — доказательство преимуществ условий и качества конкретной услуги, по конкретному сравнению ее с аналогичной практикой конкурентов.
3. Напоминающая. Банк уже многого достиг в оказании конкретных услуг и ему нужно вновь сконцентрировать внимание на их достоинствах.
4. Подкрепляющая. Уверяет клиентов в правильности сделанного ими выбора.
Иногда разновидностью рекламы выступает так называемая «антиреклама». Бывают моменты, когда маркетинговой программой поставлена цель снизить спрос на определенный вид услуг. Тогда применяется антиреклама, подчеркивающая некоторые негативные последствия использования такой услуги.