Приоритетные направления государственной молодежной политики
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.
Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития России на среднесрочную перспективу, государственная молодежная политика в Российской Федерации будет реализована по следующим приоритетным направлениям:
· вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
· развитие созидательной активности молодежи;
· интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.
Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:
· системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;
· выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;
· вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, — инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.
Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены следующие проекты:
· «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"»;
· «Доброволец России»;
· «Карьера»;
· «Молодая семья России».
Основными целями проекта «Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд"» являются:
· вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе;
· развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории;
· развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества;
· формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.
Указанный проект адресован молодым гражданам Российской Федерации, их родителям и сотрудникам учреждений, работающим с молодежью.
Основными видами работ в рамках данного проекта являются:
· развитие системы информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная и личная жизнь, семья, международные отношения и жизнь молодежи в других странах и др.);
· развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;
· развитие молодежных информационных проектов и программ;
· популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение Отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность) средствами социальной рекламы;
· разработка и распространение информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан;
· разработка специальных проектов, предоставляющих равные возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации;
· участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.
Основными целями проекта «Доброволец России» являются:
· мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;
· формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых россиян;
· развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.
· Основными видами работы по реализации указанного направления являются:
· развитие и поддержка общественных организаций и молодежных объединений;
· формирование информационных банков данных о потребностях и возможностях организации добровольческого труда молодежи в регионах России и за рубежом;
· привлечение молодежи к добровольческому труду в регионах России и за рубежом в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи.
Указанный проект адресован каждому молодому человеку в возрасте от 14 до 25 лет, живущему в Российской Федерации.
В результате этой работы формируется открытая и доступная для молодых людей система поддержки инициатив молодежи, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России. Кроме того, молодые люди получают возможность проявить себя и осознать свою востребованность в обществе.
Основными целями проекта «Карьера» являются:
· самоопределение молодежи на рынке труда;
· развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные:
· на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;
· на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;
· на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;
· на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;
· на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;
· на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет, участникам рынка труда.
По видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским законодательством, аудитория этого проекта может быть условно разделена на следующие группы:
от 14 до 18 лет – несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;
от 18 до 30 лет – совершеннолетние участники, в основном обучающиеся, и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;
молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места.
По отношению к 1-й группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения.
В отношении 2-й группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимоотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее.
Применительно к 3-й группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.
Основными целями проекта «Молодая семья России» являются:
· укрепление института молодой семьи;
· увеличение количества благополучных семей в России;
· пропаганда ответственного родительства.
К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:
· пропаганда семейных ценностей среди молодежи;
· формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;
· подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;
· содействие в обеспечении жильем молодых семей.
Указанный проект адресован молодым жителям России и молодым семьям.
В целях реализации этого проекта планируется проведение и широкое освещение в средствах массовой информации мероприятий, демонстрирующих и пропагандирующих ценности семейной жизни для молодых людей, а также создание условий для стимулирования частичной занятости молодых родителей, воспитывающих малолетних детей.
Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках».
Основными целями проекта "Команда" являются:
· обеспечение участия молодежи в процессе коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления - собственной жизнедеятельностью;
· развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью;
· вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества.
· К задачам, решаемым в рамках этого проекта, относятся:
· распространение эффективных моделей и форм участия молодежи в управлении общественной жизнью;
· развитие моделей и программ подготовки лидеров молодежи;
· привлечение молодежи к участию в общественной и общественно-политической жизни, вовлечение молодых людей в деятельность органов самоуправления в различных сферах жизни общества;
· привлечение молодых людей к работе в исполнительных и представительных органах власти;
· привлечение молодежи к участию в проектной, управленческой, исследовательской деятельности;
· популяризация идей участия молодежи в общественной и общественно-политической жизни;
· привлечение молодежи к участию в выборах законодательных органов власти;
· поддержка молодежных общественных организаций и объединений;
· включение молодых людей в международные проекты по подготовке лидеров молодежных общественных объединений и работу международных молодежных органов.
Указанный проект адресован российской молодежи в возрасте до 25 лет.
Основной целью проекта «Успех в твоих руках» является выявление и продвижение талантливой молодежи и использование продуктов ее инновационной деятельности.
Для достижения этой цели планируется осуществить:
· поддержку способной, инициативной и талантливой молодежи;
· развитие молодежного предпринимательства и деловой активности молодежи;
· поощрение молодежи за ее разработки и исследования проблем, имеющих значение для развития страны;
· привлечение молодежи в творческие, научные и спортивные объединения;
· внедрение системы развивающих, ролевых, спортивных игр, конкурсов и фестивалей по профилям деятельности и интересам молодежи;
· вовлечение российской молодежи в инновационные международные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий;
· популяризацию и пропаганду успехов российской молодежи в мировом сообществе.
Указанный проект рассматривает в качестве адресата всех молодых граждан Российской Федерации, обладающих мотивацией к деятельности в общественно-политической, социально-экономической и социокультурной жизни.
Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».
Основными целями проекта «Шаг навстречу» являются:
· оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество;
· вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества;
· развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
· Основными видами работ по реализации указанного направления являются следующие:
· выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
· развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
· развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
· распространение для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни;
· поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе.
Указанный проект адресован молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, участниками же должна стать российская молодежь в возрасте до 30 лет.
Для достижения целей Стратегии требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в молодежной среде. В этой связи приоритетными направлениями Стратегии предусмотрены проекты, которые будут реализованы на федеральном и региональном уровнях.
В рамках проектов на федеральном уровне поддерживаются мероприятия, ориентированные на всю молодежь страны, в том числе массовые кампании, программы, конкурсы, всероссийские молодежные акции. В рамках проекта на региональном уровне будут созданы условия для решения задач, определяемых настоящей Стратегией и среднесрочной программой социально-экономического развития Российской Федерации.
Для каждого проекта Министерством образования и науки Российской Федерации с участием уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации разрабатывается технико-экономическое обоснование, которое будет содержать цели соответствующего приоритетного направления Стратегии, основные федеральные и региональные приоритеты и значения индикаторов государственной молодежной политики. К этой работе будут привлечены научные и молодежные общественные организации.
Для привлечения исполнителейприоритетного направления, прежде всего из числа уполномоченных органов по работе с молодежью субъектов Российской Федерации и общественных организаций, работающих в молодежной сфере, будут проведены конкурсы. Предметом конкурсного отбора станут проекты и мероприятия, направленные на решение одной или нескольких задач, определяемых Стратегией и соответствующими приоритетными направлениями. К организации и проведению конкурсного отбора будут привлечены ведущие эксперты из числа государственных, общественных, научных организаций, имеющих большой опыт работы в области молодежной политики.
Информация о поддержанных проектах, об организациях победителях, ожидаемых результатах и о сроках их реализации будет доведена до сведения широкой общественности, в том числе в рамках работы создаваемой российской информационной молодежной сети.
На федеральном уровне за реализацию приоритетных направлений Стратегии отвечает Министерство образования и науки Российской Федерации во взаимодействии с институтами гражданского общества и научной общественностью. На региональном уровне — уполномоченный орган по работе с молодежью субъекта Российской Федерации.
Главным результатом реализации Стратегии должны стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие страны.
К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг, доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.
Результатом вклада молодежив социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие страны являются:
· повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);
· сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;
· сокращение уровня безработицы в молодежной среде;
· снижение уровня правонарушений среди молодежи;
· повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;
· повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;
· увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти всех уровней.
В числе первоочередных мер по реализации Стратегии рассматривается разработка российской системы оценки эффективности государственной молодежной политики и положения молодежи в России, число критериев которой с учетом включенных в них индикаторов будет уточнено в результате ее формирования. В качестве основного критерия оценки эффективности государственной молодежной политики будет рассматриваться влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в российском обществе, на динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности.
Поскольку Стратегия носит комплексный характер, предполагается разработка системы измерителей, позволяющих сопоставить качественное улучшение положения молодежи с общими показателями развития ситуации в стране.
Источником исходной информации станут данные мониторингов положения молодежи в России, качественных оценок роли и места государственной молодежной политики в улучшении этого положения, предоставляемых всеми ее адресатами и участниками.
Формируемая система измерения и измерителей обеспечит возможность осуществления оперативного анализа мер Стратегии, прогнозирования положения молодежи и выявления актуальных задач государственной молодежной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
Помимо этого будут внесены коррективы и изменения в систему сбора данных государственного статистического наблюдения в части, отражающей актуальные задачи и приоритеты государственной молодежной политики, обоснованные настоящей Стратегией.
В описании Стратегии сказано: «В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.
Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений».
В последнее время конкурсный подход получил широкое распространение и в сфере распределения бюджетных средств, выделенных на поддержку некоммерческих организаций, а точнее — наиболее социально значимых проектов НКО. Механизм государственного и муниципального заказа тоже подразумевает наличие конкурентной среды между претендентами на бюджетные деньги и опирается на основные принципы социального проектирования — актуальность, связность, эффективность, визуализация результатов, оптимизация затрат и т.д.
Несмотря на то, что представители органов власти, в первую очередь, тоже люди, со свойственными им рациональными, эмоциональными и нравственными мотивациями, их возможности ограничиваются существующей нормативно-правовой базой.
Если коммерческая компания может позволить себе роскошь выделить в качестве целевого благотворительного пожертвования ту сумму, которую пожелает, и той организации, которая ей придется по душе, то бюджетные деньги, как говорят специалисты, трудно получить, но еще труднее — отдать. Ну, и отчитаться, конечно, не просто. Если в регионе не существует четко прописанный и законодательно закрепленный механизм финансирования проектной деятельности НКО со стороны бюджета, получить бюджетные деньги не представляется возможным, кроме как по договору закупки услуги способом запроса котировки цен. Но и это практически невозможно, если не существует региональной или местной практики включения НКО в реализацию целевых социальных программ.
Таким образом, чтобы получить финансирование из бюджета, НКО должны:
· Знать местное, региональное и федеральное законодательство в части, предусматривающей бюджетную поддержку деятельности общественных организаций.
· Осуществлять мониторинг изменений законодательства.
· Предпринимать необходимые меры по обеспечению доступа к информации о возможностях использования бюджета по всем каналам, как официальным, так и неофициальным.
· Иметь наготове собственные проектные предложения.