В реализации финансовой политики

Реализация целей и задач финансовой политики осуществля­ется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализо­ванном уровнях, которые в совокупности определяют содержа­ние механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм — совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения[44].

Вид организации финансовых отношений является исходным, первичным элементом финансового механизма, поскольку опре­деляет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовых ресурсах. В финансовой науке выделяют виды фи­нансовых ресурсов, каждый из которых является результатом расп­ределительного процесса как на макроуровне, так и при форми­ровании денежных доходов и накоплений в рамках отдельной организации. На практике в сфере государственных и муници­пальных финансов в процессе мобилизации доходов в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления и бюджеты государственных внебюджетных фондов используются конкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль орга­низаций, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений (дивиденды по акциям, принад­лежащим государству, проценты по бюджетным кредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства и т.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные виды бюджетных расходов — на финансирование со­ответствующих отраслей экономики, на содержание аппарата уп­равления, на реализацию целевых программ, на обслуживание долговых обязательств субъектов власти на всех уровнях бюджет­ной системы РФ и прочие расходы. В сфере финансов субъектов хозяйствования примерами видов финансовых ресурсов коммер­ческих организаций являются взносы учредителей в денежной форме в уставный (складочный) капитал организации, прибыль, амортизационные отчисления, а некоммерческих организаций — доходы от оказания платных услуг, доходы от сдачи имущества в аренду, взносы учредителей, членские взносы и т.д.

Под формой организации финансовых отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов и условий его реализации на практике. В ходе организа­ции бюджетных отношений используются различные формы расходов бюджетов (ст. 69 БК РФ), формы поступления средств в процессе межбюджетного распределения и перераспределения финансовых ресурсов (отчисления от регулирующих доходов, дотации, субвенции и др.). При формировании налоговых дохо­дов бюджета в порядок их образования будут включаться регла­ментируемые нормами налогового права источник уплаты налога и налоговая база, процентные ставки, система налоговых льгот и санкций, а также порядок уплаты налога. На микроуровне ис­пользуются различные формы финансового обеспечения воспро­изводственного процесса: самофинансирование, кредитование и государственное финансирование.

Методами организации финансовых отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финанса­ми. Можно выделить четыре основных метода формирования финансовых ресурсов:

1) финансовый метод используется для формирования финан­совых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвоз­мездной основе. Финансовым методом, как правило, формиру­ются собственные финансовые ресурсы коммерческих и неком­мерческих организаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организациях соответствующих организацион­но-правовых форм; формирование амортизационных отчисле­ний и прибыли в коммерческих организациях происходит на без­возмездной и безвозвратной основах);

2) метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходе предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету (ст. 6 БК РФ), а на микроуровне — при получении юридическими ли­цами кредитов банков, бюджетных кредитов (ст. 16—11 БК РФ), налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых цен­ных бумаг коммерческими организациями;

3) налоговый метод подразумевает аккумулирование денеж­ных средств для финансового обеспечения деятельности государ­ства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязатель­ной, принудительной и безвозмездной основах. В условиях функ­ционирования рыночной экономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовой базы деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако при его использовании следует обеспечивать необ­ходимый баланс между объемом аккумулируемых с помощью на­логов финансовых ресурсов на макроуровне и размером финан­совых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и на­селения с целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населения от различных эко­номических и социальных рисков;

4) страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Его использова­ние в рыночной экономике, характеризующейся проявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования, не­посредственно связано с особенностями осуществления финан­совой деятельности субъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастает возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денеж­ной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирова­ние экономики и социальной сферы при наступлении различно­го рода непредвиденных событий, имеющих негативное влияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйство­вания, бюджетную систему государства и социальное обеспече­ние населения.

Методы практического осуществления операций, непосред­ственно связанных с формированием и использованием финан­совых ресурсов, которые также входят в состав финансового механизма, можно рассматривать в разрезе отдельных функцио­нальных элементов управления финансами (методы финансово­го планирования и прогнозирования, методы оперативного уп­равления финансами, методы финансового контроля) (см. гл. 3, 4, 6 учебника).

Способы количественного определения параметров финансово­го механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида финансовых ресурсов в фондовой и нефондовой форме, объем бюджетных ассигнований и прочие количественные параметры), являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров финансового механизма относятся спо­собы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюд­жетам, способы начисления амортизации и т.п. Необходимость

их постоянного изменения и совершенствования диктуется пере­меной государственного устройства, состава финансовых полно­мочий на соответствующем уровне управления, методов хозяй­ствования, условий экономического и социального развития го­сударства и прочими факторами. Такие изменения, как правило, обусловлены целями и задачами финансовой политики государ­ства на современном этапе.

Финансовый механизм является инструментом осуществле­ния финансовой политики государства, регионов и муниципаль­ных образований. Используя различные элементы финансового механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию це­лей финансовой политики, решение ее стратегических и такти­ческих задач. При этом корректировка элементов финансового механизма происходит путем изменения соответствующих норм финансового права, в которых установлены четкие правила функционирования каждого структурного элемента финансово­го механизма. Таким образом, перестройка финансового меха­низма в соответствии с ходом экономического и социального развития государства обязательно регламентируется соответству­ющими нормативно-правовыми документами.

Финансовый механизм включает множество взаимосвязан­ных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию финансовых отношений в обществе. С целью их упорядочения, структурирования, приведения в определенную систему финансовый механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и звеньев финансовой системы, функционирование которых обеспечивает финансовый меха­низм, он включает финансовый механизм субъектов хозяйство­вания (в его состав входят финансовый механизм коммерческих организаций, финансовый механизм некоммерческих организа­ций и финансовый механизм предпринимателей индивидуаль­ных) и механизм государственных и муниципальных финансов (включает бюджетный механизм и финансовый механизм функ­ционирования государственных внебюджетных фондов).

Внутри каждого их перечисленных звеньев финансового ме­ханизма используются разнообразные критерии его дальнейшего деления. Так, например, в бюджетном механизме, в зависимости от экономического содержания разных групп бюджетных отношений, выделяют три звена: механизм мобилизации денежных средств в федеральный, региональные и местные бюджеты; меха­низм расходования бюджетных средств путем их предоставления юридическим и физическим лицам; механизм межбюджетного распределения и перераспределения денежных средств.

В соответствии с государственным устройством Российской Федерации в финансовом механизме выделяют три звена: фи­нансовый механизм Российской Федерации, финансовый меха­низм субъектов РФ и финансовый механизм органов местного самоуправления. Такое деление обусловлено компетенцией орга­нов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования финансовых отношений, регламентиру­емой Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ (БК РФ) и Налоговым кодексом РФ (НК РФ).

По воздействию на общественное производство в составе фи­нансового механизма выделяют следующие функциональные звенья: механизм мобилизации и использования финансовых ре­сурсов, механизм финансового регулирования общественного производства, механизм финансового стимулирования общест­венного производства.

В составе каждого из перечисленных механизмов использу­ются различные источники формирования и методы мобилиза­ции финансовых ресурсов, их состав, методы распределения, формы расходования финансовых ресурсов, принципы органи­зации финансово-хозяйственной деятельности и построения фи­нансовых отношений. Учитывая эти особенности, можно регули­ровать воздействие отдельных элементов финансового механиз­ма на общественное производство и его конкретные сферы, инициировать ускорение развития соответствующих отраслей экономики, видов деятельности, добиваясь в конечном итоге ре­ализации целей и задач финансовой политики.

Изменение соответствующих элементов финансового меха­низма в зависимости от условий экономического и социального развития общества предопределяет возможности его количест­венного и качественного воздействия на экономику и социаль­ную сферу.

Количественное воздействие финансового механизма выража­ется через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяй­ствования и органами власти финансовых ресурсов и их распреде­ления между сферами и звеньями финансовой системы государства. В зависимости от изменений соотношения объема финансо­вых ресурсов на централизованном и децентрализованном уров­нях, величины налоговых поступлений в бюджет соответствую­щего уровня, размера государственных закупок, объемов финан­сирования организаций и отраслей экономики регулируется развитие экономики и деятельность ее субъектов, осуществляется воздействие на общественное производство, социально-культур­ное развитие общества, его научно-технический потенциал.

Качественное воздействие финансового механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования финансовых ресурсов, форм организации финан­совых отношений, которые позволяют их рассматривать в каче­стве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. К таким элементам финансового меха­низма можно отнести снижение налоговых ставок, условия пре­доставления налоговых льгот, установление предельного размера бюджетного дефицита, предельного объема государственного долга РФ, субъектов РФ и муниципального долга, условия пре­доставления бюджетных кредитов организациям различных орга­низационно-правовых форм, порядок применения различных финансовых санкций и прочие формы и методы организации финансовых отношений стимулирующего характера.

Эффективность используемого финансового механизма оп­ределяется взаимосвязанным, согласованным, комплексным функционированием всех его элементов. Основными условиями эффективности функционирования финансового механизма яв­ляются:

• объективная обоснованность финансового механизма, ко­торый должен быть сформирован с учетом объективных законо­мерностей развития экономики государства. Только при таком условии использование элементов финансового механизма мо­жет обеспечить экономическую стабильность, сбалансирован­ность бюджетов всех уровней, эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, соци­альную защиту и благосостояние населения;

• соответствие условиям развития экономики и методам хо­зяйствования. В условиях централизованной плановой экономи­ки использовался только директивный финансовый механизм, обеспечивающий организацию финансовых отношений, распре­деление и использование финансовых ресурсов в интересах государства. В настоящее время с переходом к рыночным основам функционирования экономики используется иной механизм ор­ганизации финансовых отношений, предполагающий широкое применение разнообразных инструментов финансового регули­рования и стимулирования экономического развития: налоговый механизм строится с учетом не только его фискальной функции, но также способствует регулированию и стимулированию отдель­ных видов деятельности и отраслей экономики; механизм соци­ального страхования способствует смягчению негативного воз­действия элементов рыночной экономики путем финансового обеспечения реализации государственных социальных гарантий нетрудоспособным и малоимущим слоям населения; бюджетный механизм характеризуется использованием принципиально но­вых методов мобилизации и форм использования бюджетных средств, принципов бюджетного планирования и финансирова­ния, методов осуществления финансового контроля;

• связь финансового механизма с факторами производства и экономическими интересами субъектов финансовых отношений: использование элементов финансового механизма должно спо­собствовать удовлетворению потребностей всех участников об­щественного воспроизводства в финансовых ресурсах, достиже­нию их устойчивого развития и реального экономического эф­фекта от проводимых финансовых операций;

• взаимосвязь составных элементов финансового механизма, их взаимное регулирование, которое в конечном итоге определя­ет последовательность осуществления финансовых операций, состав субъектов финансовых отношений, порядок их организа­ции на практике.

Соблюдение указанных требований и подходов к организа­ции и функционированию финансового механизма является за­логом его успешного использования в ходе управления финанса­ми на централизованном и децентрализованном уровнях.

Контрольные вопросы

1. Что понимается под финансовой политикой?

2. В каких структурных элементах финансовой политики раскрывается ее содержание?

3. В чем заключается научный подход к выработке финансо­вой политики?

4. По каким критериям можно классифицировать финансо­вую политику?

5. Какие факторы оказывают влияние на результативность финансовой политики?

6. Назовите стратегические и тактические мероприятия, про­водимые в рамках современной бюджетной политики, налоговой политики, политики в области государственного социального страхования.

7. Что понимается под финансовым механизмом?

8. Что понимается под видами, формами и методами органи­зации финансовых отношений?

9. Что понимается под количественным и качественным воз­действием финансового механизма на экономику и социальную сферу?

10. Каковы условия эффективности функционирования фи­нансового механизма?

Наши рекомендации