Используется метод конверсии займов, метод их консолида­ции или унификации

Конверсия займа означает изменение первоначальных условий займа (цена номинала, величина процента, срок зай­ма, форма погашения). При конверсии меняют часть первич­ных условий. Чаще всего величину процента и срок погаше­ния. Бывают и случаи полной конверсии (в СССР четыреж­ды была проведена полная конверсия займов).

Конверсии бывают добровольные, обязательные и прину­дительные.

При добровольной конверсии правительство предлагает держателям облигаций добровольно обменять облигации ста­рого займа на новые, как правило, с более низким процен­том. Держатель облигаций обычно имеет право прекратить действие кредита, получив свои деньги (с потерей процен­та), либо обменять старые облигации на новые, либо не обме­нивать свои облигации и получать по ним годовые проценты на новых условиях.

При обязательной конверсии старые облигации подлежат либо обмену на новые, либо возврату их государству в обмен на деньги.

При принудительной конверсии старые облигации обме­ниваются на новые в пределах установленного срока. При­нудительная конверсия не предусматривает досрочное по­гашение облигации. Не обмененные в срок облигации анну­лируются.

Консолидация означает перевод текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолида­ция носит принудительный характер.

Чаще всего консолидация займов сопровождается конвер­сией, т.е. изменением первоначальных условий. В этом слу­чае возможен и обязательный, и добровольный порядок кон­солидации.

Унификация займов означает замену нескольких (или всех) ранее выпущенных облигаций займов новыми. Обычно эта операция проводится после прохождения цикла экономиче­ского кризиса, сопровождаемого инфляцией.

Тема 8

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ

1. Сущность специальных фондов

Специальные фонды являются частью финансов государ­ства. В отличие от бюджетных ресурсов, средства специаль­ных фондов всегда имеют целевое назначение.

По экономическому содержанию специальные фонды яв­ляются одним из способов перераспределения национального дохода по инициативе правительства и в его пользу. В этом плане они не отличаются от налогов. Разница между налога­ми и специальными фондами заключается в том, что налоги формируются всегда за счет обязательных платежей, а в соз­дании специальных фондов участвуют и добровольные пла­тежи. Главное же отличие заключается в возвратности пла­тежей в целевые фонды. Во многих ведущих странах специ­альные фонды достигают по сумме 50 процентов государст­венных бюджетов. Они практически бесконтрольно находят­ся в распоряжении правительства, поскольку не подлежат утверждению парламентов. Это не относится к специальным фондам, создаваемым за счет бюджетных ассигнований, — они утверждаются парламентом, и финансовый контроль над их использованием идентичен бюджетным средствам.

Специальные фонды формируются четырьмя методами:

1} путем введения специальных налогов и сборов (напри­мер, фонды дорожного строительство);

2) за счет бюджетных ассигнований (обычно фонды, свя­занные с наукой и военными целями);

3) через выпуск специальных займов;

4) путем добровольных взносов.

Основная часть специальных фондов формируется за счет налогов и сборов и бюджетных отчислений. Они создаются

для решения социальных программ, для обеспечения струк­турных изменений в экономике, для стабилизации денеж­но-кредитной системы и т.д.

В последние десятилетия получили развитие межгосудар­ственные специальные фонды, решающие валютные и фи­нансовые проблемы экономических и политических союзов. Наиболее известными являются бюджет ЕЭС, Международ­ный валютный фонд и т.д.

Правительства заинтересованы в специальных фондах по ряду причин. Прежде всего это дает возможность привле­кать дополнительные ресурсы для выполнения правитель­ством своих функций.

Для правительства любого государства основной целью является воспроизводство существующих производствен­ных отношений. Вторая, не менее важная задача правитель­ства — обеспечение стабильности в межклассовых отноше­ниях. Этому во многом содействуют фонды медицинского и социального страхования и фонды социального обеспечения, создаваемые за счет накопительных взносов и отчислений.

В большой степени посредством специальных фондов пра­вительство финансирует развитие космических и военных исследований и аналогичных отраслей науки, работу спец­служб и аналогичные расходы, которые не требуют огласки и контроля со стороны общественности.

Временно свободные ресурсы специальных фондов ис­пользуются государством для решения кассовых разрывов бюджета, для финансирования непредвиденных расходов.

Подробное изучение специальных фондов требует рас­смотрения их по каждой стране в отдельности. Только при таком анализе возможно установить их влияние на финан­совую систему страны, на экономику, на социальную сферу. Только в этом .случае можно узнать реальные процессы рас­пределения и перераспределения национального дохода.

Наши рекомендации