Используется метод конверсии займов, метод их консолидации или унификации
Конверсия займа означает изменение первоначальных условий займа (цена номинала, величина процента, срок займа, форма погашения). При конверсии меняют часть первичных условий. Чаще всего величину процента и срок погашения. Бывают и случаи полной конверсии (в СССР четырежды была проведена полная конверсия займов).
Конверсии бывают добровольные, обязательные и принудительные.
При добровольной конверсии правительство предлагает держателям облигаций добровольно обменять облигации старого займа на новые, как правило, с более низким процентом. Держатель облигаций обычно имеет право прекратить действие кредита, получив свои деньги (с потерей процента), либо обменять старые облигации на новые, либо не обменивать свои облигации и получать по ним годовые проценты на новых условиях.
При обязательной конверсии старые облигации подлежат либо обмену на новые, либо возврату их государству в обмен на деньги.
При принудительной конверсии старые облигации обмениваются на новые в пределах установленного срока. Принудительная конверсия не предусматривает досрочное погашение облигации. Не обмененные в срок облигации аннулируются.
Консолидация означает перевод текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Обычно консолидация носит принудительный характер.
Чаще всего консолидация займов сопровождается конверсией, т.е. изменением первоначальных условий. В этом случае возможен и обязательный, и добровольный порядок консолидации.
Унификация займов означает замену нескольких (или всех) ранее выпущенных облигаций займов новыми. Обычно эта операция проводится после прохождения цикла экономического кризиса, сопровождаемого инфляцией.
Тема 8
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ
1. Сущность специальных фондов
Специальные фонды являются частью финансов государства. В отличие от бюджетных ресурсов, средства специальных фондов всегда имеют целевое назначение.
По экономическому содержанию специальные фонды являются одним из способов перераспределения национального дохода по инициативе правительства и в его пользу. В этом плане они не отличаются от налогов. Разница между налогами и специальными фондами заключается в том, что налоги формируются всегда за счет обязательных платежей, а в создании специальных фондов участвуют и добровольные платежи. Главное же отличие заключается в возвратности платежей в целевые фонды. Во многих ведущих странах специальные фонды достигают по сумме 50 процентов государственных бюджетов. Они практически бесконтрольно находятся в распоряжении правительства, поскольку не подлежат утверждению парламентов. Это не относится к специальным фондам, создаваемым за счет бюджетных ассигнований, — они утверждаются парламентом, и финансовый контроль над их использованием идентичен бюджетным средствам.
Специальные фонды формируются четырьмя методами:
1} путем введения специальных налогов и сборов (например, фонды дорожного строительство);
2) за счет бюджетных ассигнований (обычно фонды, связанные с наукой и военными целями);
3) через выпуск специальных займов;
4) путем добровольных взносов.
Основная часть специальных фондов формируется за счет налогов и сборов и бюджетных отчислений. Они создаются
для решения социальных программ, для обеспечения структурных изменений в экономике, для стабилизации денежно-кредитной системы и т.д.
В последние десятилетия получили развитие межгосударственные специальные фонды, решающие валютные и финансовые проблемы экономических и политических союзов. Наиболее известными являются бюджет ЕЭС, Международный валютный фонд и т.д.
Правительства заинтересованы в специальных фондах по ряду причин. Прежде всего это дает возможность привлекать дополнительные ресурсы для выполнения правительством своих функций.
Для правительства любого государства основной целью является воспроизводство существующих производственных отношений. Вторая, не менее важная задача правительства — обеспечение стабильности в межклассовых отношениях. Этому во многом содействуют фонды медицинского и социального страхования и фонды социального обеспечения, создаваемые за счет накопительных взносов и отчислений.
В большой степени посредством специальных фондов правительство финансирует развитие космических и военных исследований и аналогичных отраслей науки, работу спецслужб и аналогичные расходы, которые не требуют огласки и контроля со стороны общественности.
Временно свободные ресурсы специальных фондов используются государством для решения кассовых разрывов бюджета, для финансирования непредвиденных расходов.
Подробное изучение специальных фондов требует рассмотрения их по каждой стране в отдельности. Только при таком анализе возможно установить их влияние на финансовую систему страны, на экономику, на социальную сферу. Только в этом .случае можно узнать реальные процессы распределения и перераспределения национального дохода.