Бюджетная система Российской Федерации и ее принципы
Экономическая сущность и функции бюджета государства.
Бюджет – система денежных отношений, которая способствует процессу образования и использования централизованных денежных средств государства.
- это форма образования и расходования денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления. Фед. бюджет РФ является важнейшим звеном финансовой системы государства.
Бюджет выражает 2 стороны финансовых отношений: 1) между гос-ом (в лице законодательной и исполнительной власти) и 2) физическими и юридическими лицами.
Федеральный бюджет – это закон, его утверждает федеральное собрание и подписывает президент. ФБ отличается от сметы доходов и расходов тем, что его не утверждает федеральное собрание.
Бюджет состоит из расходов и доходов. Расходы: социо-культурные расходы, на оборону, правоохранительную систему, ЖКХ. 3й год дефицитный бюджет (профицит до 2008 г.).
Функции бюджета:
1. Перераспределение нац. дохода и ВВП.
2. Гос. регулирование и стимулирование экономики.
3. Финансовое обеспечение социальной политики (5 последних лет все бюджеты являются социально ориентированными, приоритетная отрасль – образование).
4. Контроль за исполнение (фед. казначейство).
Счетная палата – специальный орган для слежения за расходованием бюджетных средств.
Бюджетное планирование, его содержание и значение.
Бюджетное планирование – это централизованное распределение ВВП между хозяйствующими субъектами в пользу государства в процессе составления и исполнения бюджетов разных уровней. Бюджетное планирование является составной частью финансового планирования и одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.
Целями бюджетного планирования являются: 1.определение общего объема расходов бюджета, отдельных направлений использования средств в соответствии с классификациями расходов. 2. определение максимально возможного объема доходов бюджета и отдельных источников образования доходов с учетом возможного роста налоговых и иных видов доходов. 3.определение бюджетного результата (дефицит, профицит). 4.установление необходимых форм и методов организации межбюджетных отношений. 5.определение параметров обслуживания госдолга и установления предельной величины общего госдолга (внутреннего, внешнего). 6. контроль за деятельностью госорганов и бюджетных учреждений в процессе планирования доходов и расходов бюджета.
Показатели в планировании:ВВП, НД, уровень инфляции второй, курс доллара (32 рубля).
Методы бюджетного планирования: 1.метод экстраполяции – это расчет планируемых показателей на основе динамики показателей за предшествующий период. 2.метод экспертных оценок.
3. Нормативный методоснован на использовании таких норм и нормативов, как нормативы распределения регулирующих доходов, предельные размеры бюджетного дефицита, минимальные социально-экономические стандарты, нормы бюджетной обеспеченности и др.
4. В последние годы получил широкое распространение программно-целевой метод.Он предусматривает составление конкретных программ для решения поставленных задач с указанием источников их финансирования и направления использования средств по программе.
5. Индексный методоснован на использовании различных индексов, отражающих динамику цен, уровня жизни населения, доходов и расходов, индекса дефлятора и т. д.
6. Балансовый методувязывает доходы и расходы бюджетов, позволяет выявить избыток или недостаток бюджетных средств.
7. Аналитический методпозволяет выявить динамику бюджета.
В настоящее время осуществляются реформа бюджетного планирования и переход от традиционных способов к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР).
С 2006 г. составляется перспективный финансовый план, который имеет статус укрупненного бюджета, на 3 года.
Неотъемлемой частью бюджетного планирования является бюджетный процесс, который состоит из 4 стадий.
На первом этапе (составление проекта бюджета) разрабатываются и одобряются:
1. основные направления налоговой и таможенной политики;
2. основные показатели сводного финансового баланса;
3. сценарные условия, макроэкономические показатели, приоритеты социально-экономического развития.
Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства РФ. По его поручению проект бюджета разрабатывается Минфином Для составления проекта бюджета Минфин должен быть обеспечен необходимой информационной базой, которая поступает ему от соответствующих ведомств.Главным источником информации служит прогноз социально-экономического развития РФ, который разрабатывается МЭРТом. Работа над проектом бюджета начинается за 12 месяцев до начала планируемого года.В задачу Минфина входит разработка:• проекта федерального бюджета;• проектировок основных показателей фед-го бюджета на 3 года;• проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.
2) рассмотрение и утверждение бюджета, 3) исполнение бюджета, 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Бюджетный процесс, его содержание, этапы и реформирование в Российской Федерации.
Неотъемлемой частью бюджетного планирования является бюджетный процесс, который состоит из 4 стадий.
1) составление проекта бюджета, 2) рассмотрение и утверждение бюджета, 3) исполнение бюджета, 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
Бюджетный процесс – совокупность мероприятий, которые совершает государство и его уполномоченные органы по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Бюджетный процесс осуществляется на очередной финансовый бюджетный год, который в РФ совпадает с календарным.
Составлением проекта бюджета занимаются фед казначейство, финфин, ФНС, ФТС.
1.-Составление проекта федерального бюджета идет в несколько этапов: 1) прогнозирование социально-экономического развития РФ и подготовка сводных финансовых балансов (этот этап осуществляется МинЭкономРазвития и торговли, которое составляет прогноз социально-экономического развития РФ на очередной год и в этом прогнозе устанавливает необходимые параметры для составления бюджета: объем ВВП в следующем году, темпы его роста, уровень инфляции, средний курс доллара к рублю и т.д.). Одновременно с этим составляется сводный финансовый баланс, в котором отражаются сводные расходы и доходы РФ по бюджетам и организациям. Он составляется на 3 года по укрупненным показателям бюджетной классификации. 2)составление непосредственно проекта бюджета, он составляется на основе постановления Правительства РФ, в котором указываются сроки, порядок составления федерального бюджета, порядок предоставления МинФину необходимых документов от федеральных ведомств. Составляет проект МинФин; составление начинается в феврале-марте предшествующего года; в начале составляется предварительный проект в соответствии с классификацией доходов и функциональной классификацией расходов. Этот проект предоставляется федеральным ведомствам для ознакомления.
2.- Рассмотрение и утверждение проекта федерального бюджета: проект бюджета вместе с дополнительными документами (прогноз соц-эк развития на тек и 2 года вперед, консолидированный бюджет РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, инвестиционные программы фед бюджета, оценка ожидаемого исполнения фед бюджета текущего года) предоставляется Правительству РФ, которое просматривает этот проект и после корректировок передает его в Госдуму до 1 сентября. Предварительно он проходит экспертизу в комитетах Госдумы и в Счетной Палате, после одобрения которой Госдума рассматривает проект в 3-х чтениях.
В первом чтении, рассматривается концепция бюджета и направления бюджетной политики, общий объем доходов и расходов федерального бюджета, бюджетный результат (дефицит/профицит).
Если не гладко: 1) вернуть в правительство на доработку, 2) согласительная комиссия (нечетное число членов), 3) вопрос о доверии правительству).
Во втором чтении: Госдума утверждает расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации, размер фонда финансовой поддержки регионов, целевые программы и перечень защищенных статей.
В третьем чтении, рассматриваются поправки и закону и законопроект на пленарном заседании ставится на голосование в целом. После принятия Госдумой законопроект рассматривает Совет Федерации, который в обязательном порядке рассматривает этот проект на пленарном заседании. Проект рассматривается только на предмет его полного одобрения. Одобренный Советом Федерации проект бюджета в течение 5-ти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. После публикации в печати («Российская газета») закон вступает в действие, но не ранее 1 января года, на который он составлен. На каждом этапе рассмотрения бюджета, он может быть не утвержден или не одобрен. Тогда он направляется либо в согласительную комиссию, либо возвращается Правительству, либо Госдумой может быть поставлен вопрос «О доверии к Правительству» и передача составления бюджета Новому Правительству.
3.-Исполнение бюджета имеет следующие основные цели: а)сбор и получение предусмотренных законом «О бюджете» доходов в целом и по каждому источнику. б)полное финансирование расходов бюджета в соответствии со сроками и целями, установленными в законе «О бюджете». в)контроль за сбором доходов, финансированием расходов со стороны государства. В РФ устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Непосредственная работа по исполнению ФБ проводится минфином и его подразделениями.
4.–Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Вся работа по составлению отчетов возложена на МинФин и его финансовые органы. Отчет о федеральном бюджете докладывается Федеральному Собранию, которое его утверждает. Для осуществления контроля за исполнение федерального бюджета существует Счетная Палата.
В настоящее время осуществляются реформа бюджетного планирования и переход от традиционных способов к бюджетированию, ориентированному на результат (БОР).
Бюджетная система Российской Федерации и ее принципы.
Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность бюджетов федерации, субъектов РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное устройство определяется устройством государства: унитарное (2 звена) фед и местн (япония, швеция, испания, монако), федеративное (3 звена) фед рег и местн (сша канада РФ германия).
Бюджетная система РФ содержит 3 уровня: 1)Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2)Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) Местные бюджеты - бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутри городских образований городов федерального значения: Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты городских и сельских поселений.
Консолидированный бюджет – включает все бюджеты, не имеет силы закона, используется только для статистики.
Бюджетная система функционирует на основе принципов, установленных в БК РФ. Таких принципов 9: 1. Принцип единства бюджетной системы. Это единство правовой базы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, а так же единый порядок ведения бухучета средств бюджетов всех уровней бюджетной системы. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней. Означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. 3. Принцип самостоятельности всех бюджетов. Включает в себя: а)право законодательных органов власти на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б)наличие источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы; в)право органов власти самостоятельно определять направление расходования средств соответствующих бюджетов; г)право органов власти самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов бюджетной системы. 4. Принцип сбалансированность бюджетов. Означает, что каждый бюджет должен быть сбалансирован. 5. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов, органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетных объема средств. 6. Принцип гласности. Означает широкое обсуждение бюджетов и обязательное опубликование в печати. 7. Принцип достоверности бюджета. Связана с обеспечением надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичностью расчета доходов и расходов бюджета. 8. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетный средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. 9. Принцип целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.