Бюджетный процесс его стадии и участники
Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контроль за их исполнением.
Бюджетный процесс включает процесс составления проектов бюджетов, их рассмотрения, утверждения и исполнения, а также государственный и муниципальный финансовый контроль. |
Составление проекта бюджета
Решение о начале работы над составлением проекта федерального бюджета принимается Президентом Российской Федерации.
Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации. |
Правительство организует поэтапную работу по составлению проекта федерального бюджета.
· В определенные сроки составляются прогноз социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, рассчитываются контрольные цифры проекта федерального бюджета на соответствующий период.
· Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации в установленные сроки, исходя из необходимости утверждения бюджетов до начала финансового года, доводят до представительных органов власти нижестоящего уровня соответствующие указания по разработке проектов бюджетов.
· В случае несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов местных бюджетов или бюджетов субъектов федерации соответствующий исполнительный орган власти представляет в вышестоящий исполнительный орган (исполнительные органы власти субъекта федерации – в Правительство Российской Федерации) необходимые расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящих бюджетов, а также данные об измени состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.
Рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права.
· Предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных ассигнований.
· После принятия соответствующего проекта Федерального закона к рассмотрению Государственной Думой, он должен направляться в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
Утверждение бюджета
· Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех чтений.
Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов.
· Исполнение бюджета совпадает с бюджетным годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти.
Контроль за исполнением бюджета и расходованием средств внебюджетных фондов осуществляет конкретный представительный орган власти.
Рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным органом власти. В соответствии с Бюджетным кодексом отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год представляется Правительством Российской Федерации в Государственную Думу и Счетную палату Российской Федерации в форме Федерального закона ежегодно не позднее 1 июня текущего года.
Участниками бюджетного процесса :
- Президент Российской Федерации;
- органы законодательной (представительной) власти;
- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
- органы денежно-кредитного регулирования;
- органы государственного и муниципального финансового контроля;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.