Анализ локальной нормативной базы государственного контроля и аудита за целевым и эффективным использованием средств бюджета объектами сельского хозяйства свердловской области

Специальное законодательство регулирования финансирования сельского хозяйства

В настоящее время система государственной поддержки в сельском хозяйстве весьма несовершенна и требует корректировки. В перечень комплекса мер необходимо внесение дополнительных инструментов госрегулирования, способных решить проблему распада социальной структуры села.

Комплекс инструментов государственного регулирования сельского хозяйства включает инструменты прямого и непрямого воздействия (рис. 1)

Рисунок 1. Комплекс инструментов государственного регулирования сельского хозяйства в РФ

К основным документам, определяющим размеры и условия получения различных выплат и иных мер господдержки можно отнести такие документы как:

­ Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 N 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах»

­ Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники»

­ Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1431 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства»

­ Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1371 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования»

­ Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 N 1370 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока»

­ Постановление Правительства РФ от 12.12.2012 N 1295 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку отдельных подотраслей растениеводства»

Порядок движения средств до получателя можно представить схемой (рисунок 6):

 
 

Рисунок 6. Порядок получения субсидии сельскохозяйственным производителем

Таким образом, порядок получения субсидии – несложный процесс, однако очень ответственный. По всем полученным средствам нужно предоставлять строгую отчётность, которая подвергается контрольным действиям со стороны внутренний и внешних уполномоченных органов.

Нормативно-законодательное регулирование государственного финансового контроля и аудита

Для успешного достижения целей в любой деятельности рекомендуется проводить контроль. Финансовый контроль – это целенаправленная деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения хозяйствующими субъектами установленных форм и методов реализации финансовых отношений, а также анализ их эффективности и разработка предложений по совершенствованию этих отношений[12].

Отрасль сельского хозяйства негласно считают самой «коррупциогенной» отраслью в России. Это связано с тем, что сельское хозяйство имеет обширный ряд мер государственной поддержки и заинтересовано в продолжении спонсирования. Между тем, во избежание казнокрадства и реализации программы целесообразности финансовых потоков в отрасль созданы органы, осуществляющие контроль деятельности получателей бюджетных средств. Для правового регулирования бюджетного контроля создана целая система нормативных правовых актов. Основы данного правового регулирования заложены в Конституции Российской Федерации. Основополагающим нормативным правовым актом является Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Система нормативных правовых актов не находится в статическом состоянии. Она постоянно совершенствуется. В 2013 году принят ряд федеральных законов, существенным образом дополнивших систему правового обеспечения бюджетного контроля:

Федеральный закон от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле»;

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

Федеральный закон от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постепенно обновляются нормативные правовые акты исполнительных органов, регулирующих деятельность органов внутреннего финансового контроля. Активно совершенствуется система региональных и муниципальных правовых актов, касающихся осуществления внешнего и внутреннего финансового контроля на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Представленная система нормативных актов содержит в себе такие положения как сведения о наличии спец органа, осуществляющего контроль, его организационную структуру, полномочия, требования, права и обязанности. Регламентирует действия при проведении проверок, содержит методики по проведению проверок. Включает нормативные акты, определяющие виды, сроки, разграничения полномочий и особенности контрольных мероприятий.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что в России имеется широко разработанная система законодательных актов, регламентирующих сельское хозяйство в целом, особенности финансирования субъектов бюджетными средствами, в целях поддержания продовольственной безопасности страны. А также содержит акты, позволяющие всесторонне контролировать все процессы, происходящие в отрасли, в том числе, отслеживать эффективность расходования средств, выделенных из бюджетов разных уровней на поддержание и развитие важнейшего сектора экономики. Однако большинство документов нуждаются в доработке, а по некоторым вопросам необходимо принятие целого ряда новых законодательных актов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе рассмотрено основное законодательство, касающееся сельского хозяйства и регулированию контроля за бюджетным финансированием в этой сфере. Определены главные направления программ поддержки АПК, выявлены недочеты в правовых актах. Рассмотрена система государственных органов, занимающиеся регулированием сельского хозяйства на уровне субъекта федерации. Также рассмотрены органы, в ведении которых лежит контроль за соблюдением исполнения бюджетных обязательств.

С сельским хозяйством связана большая часть населения страны. Так, 35% российских граждан трудятся в агросфере. Поэтому от того, как будет развиваться ситуация в этой отрасли, во многом зависит социальное благополучие региона.

Сегодняшнее состояние отрасли должно стимулировать законодательную ветку власти к более тщательной разработке проектов законов и предупредить расточительство средств, выделяемых в рамках целевых программ на развитие сельскохозяйственных территорий.

Необходимость государственного вмешательства в аграрный сектор очевидна. Вместе с тем, при вмешательстве государства в аграрный сектор необходимым является учитывать возможные недостатки государственного регулирования, что требует осуществления разумной, взвешенной политики вмешательства. Важным является выработка эффективных мер поддержки сельского хозяйства на внутреннем рынке. Механизмом для этого могут быть поддержка отечественных производителей аграрной продукции, регулирования экспорта, импортных пошлин, цен на продукты питания и ресурсы.

Данный подход к стимулированию сельскохозяйственных предприятий позволяет за счет использования финансовых ресурсов государства позволит сделать отрасль более устойчивой на внутреннем и внешнем рынках. Этого можно достигнуть через ряд изменений, таких как:

- кадровое обеспечение сельского хозяйства и реализация программ подготовки и переподготовки кадров для села;

- нормативно-правовое закрепление созданного льготного налогообложения и условий кредитования сельхозтоваропроизводителей, включая небанковский сектор;

- развитие инфраструктуры территорий агросекторов, которое должно быть основано на принципах рынка;

- создание информационно-консультационных служб на базе объединения сельхозпредприятий;

- формирование механизмов страхования предпринимательских рисков в сельском хозяйстве и создание стабилизационного фонда государственных закупок сельскохозпродукции.

Вместе с тем важно, чтобы политика поддержки аграрного сектора не привела к ущербу для бюджета субъекта федерации в целом и давала эффективные результаты. Поэтому позиция государства неизбежно сводится к балансировке между указанными противоречивыми интересами участников внутреннего рынка. На основе проведенных исследований автором сделаны следующие выводы по государственной поддержке сельского хозяйства и ее контролю.

Государственное регулирование сельского хозяйства – одно из основополагающих направлений совершенствования законодательства. Его роль состоит в достаточном обеспечении необходимыми финансовыми ресурсами государственных программ поддержки отрасли и создания условий для эффективного освоения этих средств сельскохозяйственными предприятиями.


Наши рекомендации