График выхода на номинальный объем продаж (в процентах от номинального)
Наименование продукта | Номинальный объем продаж, ед./год | Янв. 05 | Фев. 05 | Мар. 05 | Апр. 05 | ... |
…. | ||||||
Продукт 1 | ||||||
Продукт 2 | ||||||
Продукт 3 |
Примечание: количество столбцов (периодов) в данной таблице определяется моментом выхода предприятия на номинальный (100%) объем продаж.
Заполняя табл. 4.7, следует принимать во внимание следующие обстоятельства:
· максимально запланированный (номинальный) объем продаж не может превышать максимальную производственную мощность Вашего предприятия. Если в отдельные периоды запланированный объем продаж превышает максимальную производственную мощность Вашего предприятия (коэффициент загрузки > 100%), то следует либо увеличить количество рабочих смен в сутки, либо снизить объемы производства продукции в данные периоды, либо пересмотреть производственный план и переориентироваться на оборудование с большей производительностью, внеся соответствующие корректировки в инвестиционный план;
· полномасштабному производству предшествует этап пуско-наладки оборудования и освоения производства, составляющий для малых предприятий срок от нескольких месяцев до одного года. В связи с этим прогноз объемов сбыта должен быть скорректирован на возможное запаздывание выхода предприятия на номинальную проектную мощность;
· и, наконец, необходимо помнить, что предприятие только в отдельные периоды сможет достигнуть полной (100%) загрузки производственных мощностей. Причин этому можно выделить несколько, основные из которых перечислены ниже:
· технологические ограничения, вызванные например, плановыми ремонтами оборудования;
· рыночные ограничения, определяемые спецификой отрасли (например, сезонностью спроса с одной стороны и невозможностью (либо дороговизной) долгосрочного хранения продукции – с другой);
· организационные ограничения, вызванные, например, непредвиденными сбоями в обеспечении производства сырьем, кадрами и т.п.
Таблица 4.8
Среднегодовой объем продаж и индексы сезонности (в долях от среднегодового)
Наименование продукта | Среднегодовой объем продаж, ед. | Янв. | Фев. | Мар. | Апр. | … |
… | ||||||
Продукт 1 | ||||||
Продукт 2 | ||||||
Продукт 3 |
Примечание: данная таблица разрабатывается для одного типового года помесячно.
На основании табл. 4.7 и 4.8 заполняется первая таблица финансового прогноза в имитационной модели «План производства и реализации продукции (услуг)», пример которой приведен в табл. 4.9.
В ячейках табл. 4.9 указываются следующие данные:
В верхней строке – конкретные интервалы реализации проекта. Во всех последующих таблицах финансового прогноза эти ячейки имеют тот же смысл.
Таблица 4.9
План производства и реализации продукции (включая НДС)
Наименование | Ед. измерен. | Янв. 05 | Фев. 05 | Мар. 05 | ... | |
… | ||||||
Продукт 1 | Загрузка | |||||
Объем продаж | ||||||
Цена | ||||||
Выручка | ||||||
Продукт 2 | Загрузка | |||||
Объем продаж | ||||||
Цена | ||||||
… | … | … | ||||
ИТОГО выручка (вкл. НДС) |
Строка «загрузка» является справочной и отражает информацию о проценте использования производственного оборудования в каждом конкретном периоде. Очевидно, что с одной стороны ни в каком периоде данная величина не может превышать 100% (см. комментарии к табл. 4.7), а, с другой стороны, – недостаточная загрузка производственных мощностей предприятия невыгодна бизнесу. Расчет по строке «Загрузка» производится по следующей формуле (4.1):
, (4.1)
где КЗt – загрузка оборудования в t-й период в процентах от максимально-запланированного (номинального) объема производства, процентов; Оt – запланированный объем сбыта в натуральном выражении в t-й период, ед.; М – максимальная производственная мощность предприятия в смену в натуральном выражении, ед./смену; К – среднее количество рабочих дней в год, дней; сt – коэффициент сменности работы предприятия (количество смен в сутки) в t-й период; Дt – коэффициент длительности t-го периода, который определяется как количество таких периодов в течение года (например, для периода длительностью один месяц – 12, один квартал – 4, один года – 1).
Нормальным значением данного показателя после выхода проектную мощность будет диапазон значений от 70% до 100%. При этом верхняя граница является скорее исключением из правил, чем нормой (см. комментарии к табл. 4.7).
В строке «объем продаж» приводятся данные об объеме производства и реализации соответствующего вида продукции в натуральном выражении за соответствующий интервал планирования (месяц, квартал, год). Умножив объем продаж в натуральном выражении на цену (вкл. НДС), получаем величину выручки в период в денежных единицах (например, в рублях).
Необходимо следить за тем, чтобы в итоговых строках всех таблиц имитационной модели содержались сопоставимые величины. Так, чаще всего все расчеты в модели ведутся в тыс. руб. Таким образом, размерность указываемого в соответствующих строках объема продаж и цены должны быть выбраны таким образом, чтобы с одной стороны в итоге получить выручку в тыс. руб., а с другой – цифры в таблице должны иметь «читабельный» вид (избегать цифр с большим количеством порядков как до, так и после запятой). Например, если объем продаж продукции указан в тоннах, то цена должна быть указана в руб./кг, если объем продаж указан в штуках, то цена должна быть указана в тыс.руб./шт. – в обоих случаях выручка сформируется в тыс.руб.
План маркетинга