Субъекты инновационной и связанной с ней деятельности
Субъектами инновационной деятельности являются лица:
а) создающие научно-технические результаты и б) использующие их.
К первой группе прежде всего относятся научные организации.
Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации. Для признания организации научной государственной аккредитации не требуется.
Научные организации подразделяются на научно-исследовательские, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Научно-техническая деятельность — деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы (ст. 2 Закона о науке). Отметим, что сама по себе указанная деятельность без спроса на нее со стороны производственных структур не может привести к внедрению ее результатов.
Индивидуальные предприниматели непосредственно сами (если, например, имеют техническое образование) либо используя творческий потенциал своих работников, могут заниматься научно-технической деятельностью. Субъекты научно-технической деятельности, если они являются участниками инновационного проекта, приобретают статус субъекта инновационной деятельности.
Вторая группа субъектов инновационной деятельности — хозяйствующие субъекты, осуществляющие практическое использование (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Они на основе договора с научной организацией приобретают, например, право на использование этих результатов путем внедрения в производство.
Своеобразно положение хозяйственных обществ, создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности. Бюджетные учреждения в сфере науки и образования имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) таких хозяйственных обществ. Учреждения в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (например, изобретений, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые сохраняются за учреждениями. Передача этого права осуществляется на основании решения о создании общества или, если учредителей несколько, договора об учреждении хозяйственного общества и лицензионного договора (ст. 1367, 1469 ГК РФ). Если договор о передаче права не нуждается в государственной регистрации (например, в отношении секретов производства), лицензионное соглашение может быть элементом договора о создании общества. При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Целью передачи прав на результаты интеллектуальной деятельности является практическое применение (внедрение) этих результатов. Но у созданного хозяйственного общества может отсутствовать необходимая материально-техническая база для внедрения и последующего производства новых видов товаров. Полагаем, что рассматриваемые хозяйственные общества следовало бы наделить правом (после доведения научно-технического результата до возможности его практического применения) на коммерциализацию — вовлечение этих результатов в экономический оборот. Для этого им должна быть предоставлена возможность предоставлять путем заключения сублицензионного соглашения право на использование научно-технического результата третьим лицам.
Как уже выше отмечалось, научно-техническая деятельность может сочетаться с производственной. Если организация или индивидуальный предприниматель одновременно занимаются этими видами деятельности, они являются субъектами инновационной деятельности.
Выделим также субъектов, деятельность которых связана с инновационной и способствует ей.
1. Индивидуальные инвесторы (например, лица, вкладывающие средства в уставный капитал коммерческой научной организации в целях финансирования перспективной научно-технической разработки) и инвесторы коллективные (например, аналогичные вложения инвестиционного товарищества).
2. Организации, составляющие инфраструктуру инновационной деятельности, оказывающие различные, в том числе информационные, кадровые, консультационные, организационные услуги.
Обратим внимание, что Закон о науке, определив значение инфраструктуры в содействии реализации инновационных проектов, в то же время относит деятельность по созданию инновационной инфраструктуры и обеспечению ее функционирования к инновационной деятельности. Это, конечно, юридически некорректно. Сделано это, скорее всего, в налоговых целях: для обеспечения стимулирования не только инновационной, но и связанной с ней деятельностью.
А вот Закон г. Москвы от 6 июня 2012 г. № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» четко различает субъектов научно-технической и инновационной деятельности и субъектов инфраструктуры.
К субъектам инфраструктуры относятся:
1) бизнес-инкубаторы — это организации, содействующие созданию и реализации научно-технической и инновационной продукции начинающих субъектов малого предпринимательства, а также оказывающие им услуги, включая предоставление имущественного комплекса или его части. В границах территории бизнес-инкубатора начинающий предприниматель имеет возможность заниматься как научно-технической, так и производственной деятельностью. Бизнес-инкубатор создает условия для воплощения научно-технических результатов в инновационную продукцию, т. е. новые товары, реализуемые на рынке;
2) центры трансфера (передачи) технологий — юридические лица, деятельность которых направлена на коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. Их задача — на основе изучения рынка найти лиц, желающих осваивать в производстве новые технологии, новые виды товаров. Правообладатели наделяют указанные центры полномочиями на заключение соответствующих договоров (чаще всего лицензионных);
3) управляющие организации технологических парков, индустриальных парков и технополисов;
Технологический парк — форма взаимодействия субъектов малого и среднего предпринимательства, имеющих статус резидента, занимающихся разработкой и (или) опытным (мелкосерийным) производством научно-технической и (или) инновационной продукции, и управляющей организации технологического парка.
Индустриальный парк — форма взаимодействия субъектов промышленной деятельности, имеющих статус резидента, и управляющей организации индустриального парка
Технополис — форма взаимодействия субъектов научно-технической и инновационной деятельности, имеющих статус резидента, субъектов промышленной деятельности, имеющих статус резидента, и управляющей организации технополиса.
4) иные организации, способствующие реализации научно-технических и (или) инновационных проектов и оказывающие комплекс управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных, организационных и иных услуг.