Расчет цены единицы продукции
Цель подраздела - обосновать, по каким ценам Вы сможете продавать Ваши товары (услуги), обеспечивая, с одной стороны, необходимый уровень продаж, а с другой стороны, требуемую (целевую) прибыль.
Для правильного установления цены на Ваши товары (услуги) Вы должны:
Знать себестоимость, то есть полные затраты на производство и реализацию единицы Вашего товара (услуг). На этот вопрос должна дать ответ производственная часть Вашего бизнес-плана; Внимательно проанализировать цены Ваших конкурентов и в дальнейшем постоянно быть в курсе их изменений. Цены конкурентов Вы должны были охарактеризовать выше в разделе "Конкуренция"; Знать, какая минимальная целевая прибыль необходима Вашему бизнесу не только для обеспечения безубыточности, но и для его дальнейшего развития. Ответ на этот вопрос становится окончательно ясен только после составления финансовой части Вашего бизнес-плана и расчета показателей экономической эффективности проекта.
Располагая указанной информацией, Вы должны выполнить расчет-обоснование цен на Ваши товары (услуги). При этом нужно основываться на прогнозных данных, приведенных в других разделах бизнес-плана. Например, показатели объема выпуска и продаж, переменных и постоянных затрат должны соответствовать своему среднемесячному уровню. Кроме того, Вам необходимо учесть особенности, связанные с ценообразованием в различных сферах деятельности.
Установление цены в сфере производства
Порядок расчета цены для предприятия, работающего в сфере производства, отражен в таблице:
№ пп | Показатель | Ед.изм. | Значение | Пояснения |
1. | Переменные затраты в расчете на 1 единицу товара | руб. | ||
2. | Общая величина постоянных затрат на весь выпуск | руб. | ||
3. | Объем выпуска товаров (в натуральных единицах) | |||
4. | Полная себестоимость | руб. | (с.1 х с.3)+с.2 | |
5. 5.1. 5.2. | Норматив целевой прибыли (рентабельность) Нижняя граница Верхняя граница | % % | ||
6. 6.1. 6.2. | Сумма целевой прибыли Минимальная Максимальная | руб. руб. | с.4 х с.5 :100 | |
7. 7.1. 7.2. | Объем продаж (исходя из целевой прибыли) Минимальный Максимальный | руб. руб. | с.4 + с.6 | |
8. 8.1. 8.2. | Расчетная цена товара Нижняя граница Верхняя граница | руб. руб. | с.7 : с.З | |
9. 9.1. 9.2. | Цены конкурентов Минимальная Максимальная | руб. руб. | ||
10. | Окончательная цена товара | руб. |
Окончательная цена Вашего товара должна быть не ниже нижней границы расчетной цены (п.8.1.) и (или) минимальных цен конкурентов (п.9.1.), но и не выше верхней границы расчетной цены (п.8,2.) и (или) максимальной цены конкурентов (п.9.2.).
Установление цены в сфере торговли
Расчет цены для предприятия, работающего в сфере торговли, целесообразно выполнить по всему товарному ассортименту в целом или по типовым товарным группам. Главное назначение расчета - обосновать размер той средней торговой наценки, которая обеспечит Вашему предприятию конкурентоспособность и необходимую прибыль.
Порядок расчета отражен в таблице:
№ пп | Показатель | Ед.изм. | Значение | Пояснения |
1. | Прямые затраты на 1 единицу | руб. | ||
2. | Общая величина косвенных затрат | руб. | ||
3. | Объем оказания услуг (в единицах) | |||
4. | Полная себестоимость общего объема услуг | руб. | (с.1 х с.3) + с.2 | |
5. 5.1. 5.2. | Норматив целевой прибыли (рентабельность) Нижняя граница Верхняя граница | % % | ||
6. 6.1. 6.2. | Сумма целевой прибыли Минимальная Максимальная | руб. руб. | с.4 х с.5 :100 | |
7. 7.1. 7.2. | Объем выручки от оказания услуг (исходя из целевой прибыли) Минимальный Максимальный | руб. руб. | с.4 + с.6 | |
8. 8.1. 8.2. | Расчетная цена единицы услуг Нижняя граница Верхняя граница | % % | с.7 : с.3 | |
9. 9.1. 9.2. | Цены конкурентов Минимальные Максимальные | руб. руб. | ||
Окончательная цена за единицу | % |
Окончательная средняя торговая наценка должна быть не ниже минимальной торговой наценки, рассчитанной исходя из целевой прибыли (п.8.1.) и (или) минимальной торговой наценки конкурентов (п.9.1), но и не выше максимальной торговой наценки, рассчитанной исходя из целевой прибыли (п.8.2.) и (или) максимальной торговой наценки конкурентов (п.9.2).