Некоммерческие организации, фонды
Некоммерческой (нон-профитной) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Деятельность таких организаций в РФ регулируется Федеральным законом
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
«О некоммерческих организациях», принятым Госдумой 08.12.1995 г. Некоммерческие организации фактически выполняют функцию социальных посредников-реализаторов социальных идей и программ. Они действуют как бы между государством и коммерческими фирмами.
Деятельность некоммерческих организаций — чрезвычайно интенсивно развивающаяся область современного бизнеса и менеджмента. Уже сформировалась и претендует на обобщающий характер технология некоммерческого (нон-профитного) маркетинга и менеджмента в целом. Фактически речь идет о становлении и развитии отрасли социального бизнеса, задачами которой являются:
1) распространение соответствующих идей (с помощью учреждения премий, организации деловых завтраков, обедов и т. д., через средства массовой информации);
2) формирование и ведение информационных баз данных и создание соответствующей службы подбора социальных партнеров;
3) информация и распространение опыта благотворительности и социального сотрудничества.
Сфера культуры традиционно, причем во всем мире, большей частью является некоммерческой, нон-профит-ной деятельностью. Прежде всего это проявляется в том, что основными источниками ее финансирования являются средства государственного бюджета (по уровням бюд-жетообразования), общественных организаций (партий, профсоюзов, движений и т. п.), различных многообразных фондов, а также спонсоров (государственных, акционерных и частных предприятий, фирм, частных лиц). В этом случае потребитель и платежеспособный источник спроса не совпадают. Это обстоятельство раздвоенного рынка спроса на рынок потребителя и рынок доноров вообще характерно для так называемой «непроизводственной сферы» (культуры, образования, науки, здравоохранения).
Особенностью сферы культуры является то, что в ней используются все указанные источники финансирования некоммерческих организаций. Так, любое учреждение культуры, получая госзаказы (из средств бюджета), заключает договоры с различными организациями и учреждениями, самостоятельно учреждает фонды, ведет коммерческую деятельность (платные услуги).
МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
К некоммерческим организациям (НКО) относятся некоммерческие учреждения и организации культуры, общественные организации (партии, профсоюзы, творческие союзы, движения, фонды). Все они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций:
II защищают интересы конкретных социальных групп и слоев: профессиональных групп и национально-этнических меньшинств, ветеранов и молодежи, потребителей и деловых кругов, религиозных сообществ и экологических движений;
II лоббируют эти интересы в органах государственной власти;
I! осуществляют социально значимую деятельность, не реализуемую на коммерческой основе;
II привлекают средства на подобные виды деятельности;
11 обеспечивают социальные коммуникации: партнерство, PR, рекламу.
Органы власти и бизнес чрезвычайно заинтересованы в развитии НКО. Это связано с тем, что НКО:
II создают постоянные локальные источники финансирования социальных проектов и программ, которые аккумулируются из различных источников;
Ш задают систему прозрачного финансирования социально значимых видов деятельности;
Ш устраняют питательную среду для «профессиональных просителей», вымогающих социальную помощь, — с одной стороны, и коррупции — с другой;
Ш содействуют развитию местных инициатив, росту социальной активности;
II облегчают бизнесу планирование и осуществление спонсорской и благотворительной деятельности;
Ш обеспечивают переход от отношений «проситель-даю-щий» к полноценному социальному партнерству. Формами социального партнерства являются:
II информационные обмены;
II благотворительные акции;
II организационная поддержка: оплата, консультирование, предоставление оборудования, помещений;
Ш государственно-общественные формы самоуправления: круглые столы, комиссии, советы;
Ш гранты, финансируемые на конкурсной основе;
II совместные проекты.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Некоммерческие организации как профессионально-коллегиальные партнерские отношения в добровольных ассоциациях, союзах, творческих союзах, клубах и т. д. создают дополнительные возможности социальных контактов, личностной и групповой идентификации, самореализации, политического и личностного влияния. Будучи основанными на отношениях дружбы, доверия, взаимной приязни, они создают ответственные сообщества — менее формализованные и иерархичные, чем государственные или коммерческие структуры.
По мнению ряда авторитетных специалистов по менеджменту (П. Друкер, А. Якимец), в XXI в. сектор роста развитого общества связан отнюдь не с коммерческой сферой (бизнесом). Уже в XX в. в развитых странах бизнесе как сфере деловой активности участвовало на порядки меньше трудоспособного населения, чем 100 лет назад. А еще ранее практически все зарабатывали себе на жизнь сами (земледелием, охотой, собирательством). В XX в. сектор роста оказался связанным с некоммерческой деятельностью: государственный сектор, здравоохранение, образование, культура.
Не стоит забывать, что начало практического применения теории менеджмента началось именно с некоммерческой деятельности — в общественных организациях и государственных органах. Ф. Ч. Тейлор в своем докладе на конференции 1912 г. в качестве примера использования «научного менеджмента» приводил не предприятия, а клинику Мейо. Более того, первым осознанным и целенаправленным применением тейлоровских принципов менеджмента стала реорганизация армии США при Т. Рузвельте в 1901 г., а самое известное применение НОТ Тейлора — тоже некоммерческая сфера — Уотертауиский арсенал армии США., т. е. госучреждение. Даже первая должность, соответствующая термину «менеджер» в современном понимании тоже появилась не в бизнесе: это был «управляющий городом» — американское новшество начала XX в. Первый конгресс по менеджменту (Прага, 1922 г.) организовали не бизнесмены, а министр торговли США Г. К. Гувер и историк — президент Чехословакии Т. Масарик.
Некоммерческие организации в России могут существовать в организационно-правовой форме учреждения,