Доходы бюджетной системы, их классификация

Доходы бюджетной системы (ДБС) – это совокупность денежных средств, поступающих от физ. и юр. лиц государству на основе действующего законодательства на условиях безвозмездности и безвозвратности. ДБС являются частью бюджетных ресурсов государства. На их долю приходится около 90% всех бюджетных ресурсов. Все доходы бюджетов в зависимости от источников формирования и способов поступления классифицируются на налоговые, неналоговыеи безвозмездные перечисления.

В категорию налоговых доходов включаются все налоги, поступление которых предусмотрено налоговым законодательством федерального, регионального и местного уровней, а также пени и штрафы. Функции налогов:

1) Фискальная - проявляется в обеспечении гос-ва финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности.

2) Регулирующая – налоги стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, рас. или ум. платежеспособный спрос населения.

3) Контрольная - состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в финансовых ресурсах.

4) Распределительная - посредством налогов средства направляются на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных.

Неналоговые это денежные поступления от различных видов деятельности осуществляемых гос-вом.

В состав неналоговых доходов вкл.:

- доходы от внешнеэкон. деят-ти – таможенные пошлины, тамож. сборы, доходы от гос. кредитов, выданных другим странам, доходы от др. внешних кредитов.

- доходы от имущества принадлежащих гос-ву, доходы от акций и паев, принадл. гос-ву.

- доходы получ. от использования прир. ресурсов - сборы за загрязнение окр. среды, лесные сборы, сборы за разведку и добычу полез. ископаемых.

- доходы получ. от оказания услуг гос-вом – консульские сборы, сборы за выдачу документов (МВД), сборы за оказание информац. услуг, компенсац. платежи (за бланки паспортов).

- штрафыи др. фин. санкции, кот. взимаются за нарушение действующего закон-ва и пр. платежи.

К категории безвозмездных перечислений относятся перечисления в виде фин. помощи из бюджетов др. уровней в форме дотаций и, субвенций, перечислений от физ. и юр. лиц, междунар. орган-й, в т. ч. добровольных пожертвований.

Применительно к каждому уровню бюджетной системы доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджетов. К собственным доходам бюджетов относятся налоги и другие обязательные платежи, полностью или частично в твердо фиксированной доле (процентах) или по разделенным ставкам закрепленные за соответствующими бюджетами федеральными законами, законами субъектов РФ и решениями органов местного самоуправления.

Регулирующие доходы – это доходы, поступающие в режиме федеральных и региональных налогов и иных платежей, которые полностью или в опред. доле на долговременной основе (не менее чем на три года) в установл. порядке поступают в соответс. бюджет.

Расходы бюджетной системы– это денежные ср-ва, направляемые на обеспечение задачи органов гос-ва и местного самоуправления. Расходы бюджета включают следующие основные группы затрат:

- гос-ная поддержка отдельных отраслей народного хозяйства;

- финансирование: социально-культурных мероприятий (образование, культура и искусство, здравоохранение, социальная политика), обороны страны, правоохранительной деятельности; международного сотрудничества; погашение долга; финансовая поддержка регионов.

Все расходы бюджета состоят из текущих расходов и затрат капитального характера.Основная часть средств приходится на текущие расходы, включающие закупки товаров и услуг, труд гос. служащих, начисления на зарплату, платежи по внутренним займам и гос-ному внешнему долгу, субсидии. Капитальные расходывключают капитальные вложения в основные фонды, капитальное строительство, капитальный ремонт.

Бюдж. классификация по расходам включает:

Функциональная клас-ция расходов – группировка расходов бюджетов всех уровней. I уровень – раздел - характеризует основные функции, отражает направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций гос-ва (например: судебная власть, образование). II уровень – целевая статья - привязывает бюджетные ассигнования к конкретным направлениям деятельности администратора. III уровень – вид расходов - детализирует направление финансирования расходов в бюджет по конкретным статьям и целевым программам.

Экономическая клас-ция включает три раздела: текущие расходы, капитальные расходы и предоставление кредитов за вычетом погашения. Разделы делятся на подразделы, а подразделы включают виды расходов, в которых выделяются статьи затрат.

Ведомственная клас-ция – группировка расходов, отражающая распределение бюдж. ассигнований по прямым получателям средств из фед. бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. I уровень – перечень прямых получателей средств из бюджета – это министерства, ведомства, организации. II уровень – клас-ция по опред-ным разделам и подразделам функциональной клас-ции. III уровень – клас-ция расходов по целевым статьям.

Бюджетирование, ориентированное на результат.Фед. бюджет становится составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года. Вводится разделение действующих и принимаемых обязательств гос-ва. Это обеспечит выполнение всех установленных законом расходных обязательств, в том числе − вытекающих из уже принятых и планируемых на трехлетний период решений по повышению зарплаты работникам бюдж. сферы, пенсий и пособий, денежного содержания военнослужащих, поддержке экономического роста и укреплению национальной обороны и безопасности. Впервые основой формирования бюджета станут чётко заданные цели и приоритеты гос-ной политики, а расходы фед. бюджета будут увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Наши рекомендации