Международная финансовая интеграция и глобализация
Международная финансовая интеграция. Европейская финансовая интеграция. Финансовая глобализация.
Международная экономическая интеграция является естественным процессом развития национальной и мировой экономик на основе интернационализации. Важным связующим элементом процесса международной экономической интеграции является финансовое обеспечение, оно способствует укреплению финансовой мощи интегрирующих стран.
Международная финансовая интеграцияявляется частью международной экономической интеграции и представляет собой включение национальных финансовых рынков в региональный и мировой в результате устранения барьеров для миграции финансовых ресурсов. По своей сути международная финансовая интеграция - это объединение финансовых рынков с целью создания единого финансового пространства и условий для введения единой денежной единицы интегрирующихся стран. Можно сказать, международная финансовая интеграция является фундаментом валютной и кредитной интеграции. Поэтому финансовая интеграция может предполагать создание единых рынков валют, ценных бумаг и ссудных капиталов, которые будут обеспечивать организационно-экономический механизм введения и обращения единой денежной единицы.
Процесс международной финансовой интеграции состоит из трех этапов, которые должны пройти интегрирующиеся страны:
• создание общего, а затем единого рынка ценных бумаг;
• создание общего, а затем единого рынка ссудных капиталов с объединением банковских систем;
• создание общего, а затем единого валютного рынка с введением союзной денежной единицы и формированием эмиссионного центра.
При интеграции фондовых рынков создается региональный финансовый центр (биржа, где и проходит котировка ценных бумаг, выпускаемых правительствами интегрирующихся стран). Кроме того, в обращение выпускаются корпоративные ценные бумаги, а также ценные бумаги других стран. Главное в создании «общей» биржи - снижение роли аналогичных национальных институтов и постепенный переход к единой фондовой бирже. Создание регионального рынка ценных бумаг обеспечивает равные условия хозяйствования для всех субъектов. Значение нового финансового центра интегрирующихся стран должно постоянно увеличиваться, создавая более благоприятные, а значит, и более выгодные условия для финансовых операций. Параллельно роль национальных бирж снижается и они становятся филиалами региональной биржи как главного представителя региона для иностранных инвесторов.
Поскольку основной движущей силой создания единого финансового рынка выступают банковские учреждения, без банковской интеграции весь процесс едва ли будет успешным. Международная банковская интеграция предполагает унификацию банковских стандартов, принципов кредитования, процентных ставок, монетарного регулирования. Формирование в интеграционном объединении общих правил банковской деятельности предоставляет равные возможности в банковской сфере, а банковская конкуренция позволит устранить слабые банки и повысить качество банковских услуг. Функционирование банков на новом пространстве требует создания межбанковского рынка как основы общего денежного рынка интегрирующихся стран. Таким образом, унификация принципов банковских систем и их объединение приводят к созданию общего рынка ссудных капиталов. По мере все большего участия в уставных фондах капиталов из разных стран общий рынок ссудных капиталов станет единым для интеграционного пространства.
Дееспособные единые рынки ценных бумаг и ссудных капиталов создают необходимый климат для достижения конечной цели международной финансовой интеграции - введения единой валюты. Если финансовый и кредитный рынки создаются на таком этапе международной экономической интеграции, как единый рынок, то введение единой валюты относится к этапу монетарного союза. До этого страны должны сформировать экономический союз с присущими ему институтами, который создаст институциональную основу для завершения международной финансовой интеграции.
Монетарный союз в его завершенном виде представляет собой высшую ступень экономической и финансовой интеграции и предполагает существование единого внутреннего рынка, скоординированной макроэкономической политики, единых валюты и центрального банка. Построение монетарного союза включает в себя следующие этапы.
Первый этап - функционирование единого рынка, включая свободу движения капиталов, уменьшение пределов колебаний обменных курсов национальных денежных единиц, усиливание координации макроэкономической политики.
Второй этап - благодаря координации макроэкономической политики постепенно сближаются основные экономические показатели государств. Устанавливаются согласованные критерии макроэкономических показателей:
• уровень дефицита национального бюджета в процентах от ВВП для каждого государства-участника и процент отклонения от установленного базового показателя;
• уровень процентных ставок рефинансирования центральных (национальных) банков и их отклонение от базового показателя;
• уровень инфляции для каждого государства не выше установленного;
• соотношение внешнего долга и ВВП.
Важным элементом второго этапа монетарной интеграции выступает бюджетно-налоговая гармонизация и унификация политики управления внешним долгом. При переходе на завершающий уровень монетарного союза вводится запрет на финансирование бюджетного дефицита с помощью инструментов центрального банка. Такое финансирование, как известно, в той или иной форме приводит к росту количества денег в обращении (скрытая эмиссия). Денежная эмиссия может также уменьшить налоговые поступления и тем самым еще больше увеличить бюджетный дефицит, так как он в той или иной мере зависит от специальных налогов (акцизов, импортных пошлин), от величины лага между сбором и поступлением подоходных и прочих налогов, от тенденции к завышению валютных курсов в периоды инфляции и воздействию этого процесса на налоговые доходы от импорта. Поэтому без согласованности бюджетно-налоговой политики монетарная интеграция невозможна.
В целях выравнивания уровней экономического развития могут быть использованы совместные займы на мировом рынке. Наряду с положительным эффектом внешнего финансирования (оно менее инфляционное, чем внутреннее) существует и отрицательное воздействие на платежные балансы государств. Это в большей мере зависит от направленности использования полученных средств. Если они используются не по назначению (не на стабилизационные программы) и заимствование осуществляется в существенных размерах, резко увеличивается внешняя задолженность, что порождает проблемы будущего обслуживания внешнего долга, ухудшает платежный баланс и увеличивает в перспективе бюджетный дефицит государства. Поэтому кредитная политика государств, решивших осуществлять монетарную интеграцию, должна согласовываться.
Третий этап - введение единой валюты и формирование единого центрального банка. Переход на заключительный этап монетарного союза может сопровождаться завершением общей системы законодательных мер по следующим основным параметрам: национальная валюта и банковская деятельность; налогообложение; бюджетная политика; инвестиционная политика; валютное регулирование и валютный контроль; статистическая отчетность и бухгалтерский учет и др.
Что касается введения не расчетных единиц, а обладающих некоторыми функциями денег, то здесь возможны два варианта:
• общая валюта - денежная единица, имеющая хождение параллельно с национальными, она может использоваться перед введением более «продвинутой» денежной единицы;
• единая валюта - денежная единица, которая заменяет национальные валюты стран - участниц интеграционного сообщества и
• является единственным платежным инструментом в рамках объединения.
Международная финансовая интеграция предполагает создание специальных межгосударственных финансовых фондов для финансирования совместных программ интегрирующихся стран. Наиболее масштабный финансовый фонд - региональный бюджет. Он формируется за счет перечислений средств из государственных бюджетов стран-участниц, а также за счет совместных налогов и таможенных платежей. Региональный бюджет формирует сначала свою доходную часть, а затем расходную. Поэтому у него не может быть дефицита. Расходуется только то, что есть. Средства регионального бюджета направляются на финансирование совместных социальных, военных и международных программ экономического развития слабых стран интеграционного объединения, финансирование выравнивания экономик стран, претендующих на вступление в интеграционную группировку.
Теория международной экономической и финансовой интеграции строится в основном на примере Европейского союза, который, развиваясь, демонстрирует настоящее и будущее международной финансовой интеграции.
Европейский союз объединяет 27 стран и является самым многочисленным интеграционным объединением в мире. В ЕС входят Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, ФРГ и Швеция, Турция и Болгария.
Официальным началом объединения Европы можно считать подписание в 1957 г. Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом легендарного Римского договора, который декларировал создание Европейского экономического сообщества. Позднее в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия (1973), Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Швеция и Финляндия (1995).
13 марта 1979 г. на свет появилась Европейская валютная система - ЕВС. Ее основные задачи заключались в следующем:
• создание внешней и внутренней валютной стабильности в Европе;
• совершенствование экономического сотрудничества стран-членов;
• содействие снижению валютной нестабильности. Были установлены пределы колебания курсов (±2,25 % - узкий предел, ±6 % - широкий предел) - так называемый Европейский механизм обменных курсов (ЕМОК). В 1993 г. в результате кризиса ЕМОК был установлен единый предел - 15 %. Система ЕМОК никогда не охватывала всех стран Европейского союза, состав ее участников не раз менялся. Соблюдение указанного режима подкреплялось рядом мер: изменением процентных ставок, влияющих на валютный курс, взаимным кредитованием центральных банков в целях поддержания курсовых отношений, валютными интервенциями.
Элементом этой системы явилась европейская валютная единица ЭКЮ (European Currency Unit, ECU). ЭКЮ берет начало от расчетной единицы ЕЭС, созданной в 1950 г. Европейским платежным союзом. Римским соглашением последняя была принята для институтов ЕЭС и равнялась 0,88867088 г чистого золота. ЭКЮ имела государственный и частный характер. Официальный, или государственный, характер ЭКЮ - это важный элемент ЕВС и ее основные функции реализовывались: в бюджете ЕС, таможенных пошлинах, аграрной политике, статистике, финансах, сфере деятельности Европейского фонда развития и Европейского инвестиционного банка.
Частный характер ЭКЮ отражался в контрактном праве, но четко обусловливался нормами государственного права. В целом ЭКЮ выполняла три важные функции:
• определяла центральный валютный курс, т.е. для каждой валюты, участвовавшей в соглашении об обмене, устанавливался центральный курс в ЭКЮ и в результате фиксировались двусторонние валютные курсы;
• выступала единицей расчета по займам и кредитам, возникшим из механизма вмешательства или предусмотренным в ЕВС;
• являлась инструментом расчетов внутри системы.
Доклад Делора иоснованный на нем Маастрихтский договор ознаменовали новый этап развития западноевропейской финансовой интеграции. Маастрихтское соглашение календарно установило три этапа становления экономического и монетарного союза Европы, а соответственно достижения конечной цели финансовой интеграции - введения общей, а затем и единой денежной единицы Европейского союза - евро.
Первый этап занял период с 1 июля 1990 г. по 31 декабря 1993 г. В его рамках были устранены все остававшиеся ограничения на свободное движение капиталов внутри Европейского союза, а также между ЕС и третьими странами. Особое внимание уделено достижению сближения показателей экономического развития внутри ЕС.
Второй этап начался 1 января 1994 г. и завершился 31 декабря 1998 г. Главным организационным событием этого этапа стало учреждение Европейского валютного института (ЕВИ) во Франкфурте -на-Майне. К другим важнейшим событиям можно отнести:
• принятие законодательства, запрещавшего кредитование государственного сектора экономики центральными банками в странах - членах ЕС, а также прямое приобретение центральными банками долгов государства; этот же запрет на третьем этапе становления экономического и монетарного союза распространяется и на ЕЦБ;
• принятие законодательства, отменявшего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к средствам финансовых институтов: аналогичный запрет распространяется и на ЕЦБ на упомянутом выше третьем этапе.
В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая предусматривала критерии экономической конвергенции, которые должны выполнять страны, претендующие на введение единой валюты евро.
После учреждения в 1998 г. Европейского центрального банка (ЕЦБ) в соответствии с положениями Маастрихтского договора Европейский валютный институт (ЕВИ) был ликвидирован, а все его активы и обязательства перешли к ЕЦБ. В это же время под руководством Европейского центрального банка была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), в которую вошли центральные банки всех 15 стран - членов Европейского союза. Собственный капитал ЕЦБ был определен в размере 5 млрд ЭКЮ, теперь он составляет 5 млрд евро. В дальнейшем по решению Совета управляющих он может увеличиться. Весь капитал принадлежит национальным центральным банкам, причем доля каждого определяется следующим образом: 50 % - в соответствии с удельным весом каждой страны в общем населении ЕС; 50 % - в соответствии с удельным весом страны в совокупном внутреннем продукте ЕС. Эти данные корректируются каждые пять лет. Часть чистой прибыли (не более 20 %) ЕЦБ перечисляется в общий резервный фонд, остаток распределяется между членами ЕЦБ пропорционально их взносам в капитал.
В перечне функций ЕЦБ - обычные функции центрального банка, только распространяются они не на одну, а на группу стран: определение и реализация монетарной политики Европейского союза, ведение валютных операций, хранение официальных валютных резервов стран - членов ЕС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов («текущие балансы») остается в распоряжении правительств стран-участниц), создание условий для нормального функционирования платежной системы.
Третий этап начался 1 января 1999 г. С этой даты окончательно были зафиксированы обменные курсы евро к национальным валютам стран-участниц, а евро стал общей валютой. Он заменил ЭКЮ в пропорции 1:1. В 1999 г. только 11 из 15 стран оказались готовы к введению евро. Великобритания, Дания и Швеция по политическим мотивам, а также из-за отрицательных результатов на референдуме отказались войти в группу стран - членов Европейского монетарного союза. Греция не вошла в зону евро, так как не выполнила экономические ограничения, она смогла сделать это только 1 января 2001 г. В 2002 г. были введены в обращение банкноты и монеты евро. Все счета в национальных валютах стран-участниц были конвертированы по официальным курсам в евро.
Европейская финансовая интеграция также предполагает функционирование единого регионального бюджета и налоговую гармонизацию. Бюджет ЕС призван содействовать реализации политики и стратегии развития Союза, которые состоят в следующем: достижение валютной стабильности, развитие современной и динамичной европейской промышленности, стимулирование развития новых технологий, выравнивание уровней социального и культурного развития различных регионов.
К основным принципам формирования доходов бюджета ЕС относятся: совместная финансовая ответственность (все члены ЕС обязаны участвовать в формировании доходов бюджета) и финансовая солидарность (взносы должны быть соразмерны финансовым возможностям стран).
Собственные ресурсы ЕС составляют:
• сельскохозяйственные пошлины и налоги на сахар и глюкозу - введены для регулирования рынка и включают: налоги на производство и хранение, дополнительный налог для возмещения потерь;
• таможенные пошлины (взимаются по общему таможенному тарифу от таможенной стоимости товаров, импортированных в ЕС из государств - нечленов ЕС, размер отчислений - 90 % общего таможенного тарифа;
• НДС - ресурсы рассчитываются при применении единой нормы к базе НДС каждого государства члена ЕС, определенной по единой методике в соответствии с правилами ЕС. С июня 1998 г. единая норма составляет 1,4 % от базы НДС за вычетом общей компенсации, выплаченной Великобританией. База государств - членов ЕС не может превышать 55 % ВНП. В соответствии с новым решением о собственных ресурсах норма НДС постепенно снижалась до 1,0 %, а предельная норма -до 50 % к 1999 г. Результатом сокращения относительной доли НДС в общей величине собственных ресурсов стало усиление роли «четвертого ресурса»;
• • «четвертый ресурс» - категория доходов, введенная в 1988 г. Она основана на ВНП и получена от применения нормы к сумме ВНП всех членов ЕС. Это переменный, балансирующий бюджет ресурс, для которого норма запроса рассчитывается в ходе бюджетной процедуры таким способом, чтобы покрыть недополученные доходы. Его цель - обеспечить соответствие доли, выплачиваемой каждой страной - членом ЕС, ее реальным возможностям. Весь этот доход плюс прочие доходы, такие как снижение заработной платы должностных лиц ЕС, проценты по просроченным платежам, штрафы и активное сальдо предыдущих лет, должны покрыть общие ассигнования по платежам, которые требуются для финансирования расходов, внесенных в бюджет на текущий год.
Принципами построения расходов бюджета ЕС являются: укрепление экономического и социального сплочения государств - членов ЕС (бюджетное финансирование должно содействовать выравниванию экономического положения членов ЕС, разрешению социальных противоречий); солидарность - хотя беднейшие страны и нуждаются в больших объемах финансовых ресурсов, остальные члены ЕС также имеют право на бюджетное финансирование (солидарно взносам); бюджетная дисциплина (экономическая эффективность расходования средств). Если объемы финансового содействия члену ЕС значительны по сравнению с его ВНП, то такие ресурсы трудно использовать эффективно, что может привести к структурным изменениям в экономике.
В ходе интеграции расходы ЕС значительно возросли и стали более разносторонними. Основными расходными статьями бюджета ЕС являются расходы на сельское хозяйство (более половины всех средств бюджета), социальные и региональные программы, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внутренние и внешние программы, управление, финансирование Европейского фонда развития, Европейского объединения угля и стали.
В Европейском союзе отсутствует единая система налогообложения. Налоговые платежи, поступающие в бюджет ЕС, не позволяют говорить о единой налоговой политике и налоговой системе. Вместе с тем в регионе активно проходит процесс координации налоговых систем стран-участниц, что способствует их гармонизации и созданию единых принципов, методов и способов налогообложения. Под налоговой гармонизацией следует понимать стратегию межгосударственной налоговой политики, которая проводится путем согласования и унификации национальных налоговых систем и их базовых элементов. После гармонизации европейских акцизов и НДС были сформулированы цели налоговой гармонизации в ЕС:
• упразднение налоговых границ для создания равных конкурентных условий всем хозяйствующим субъектам;
• приведение в соответствие структуры налоговых систем, порядка взимания основных видов налогов в странах сообщества;
• объединение и унификация внутреннего рынка ЕС.
С введением единой валюты европейская финансовая интеграция достигла своей наивысшей ступени. Следующим этапом станет политическое объединение, которое будет строиться на основе финансового фундамента. Однако эффект масштаба ЕС пока не позволяет осуществлять дальнейшую геополитическую интеграцию без закрепления финансовых позиций. Процесс европейской финансовой интеграции тормозится многими проблемами единой Европы, среди которых:
• неравномерность развития европейских стран: уровень экономического развития слабых стран не повышается, сильных государств - снижается. Германия и Франция являются финансовыми донорами менее развитых европейских стран. Присоединение 10 европейских государств к ЕС в мае 2004 г. легло дополнительным финансовым бременем на развитые страны. Особенно недовольно население Западной Германии: одно дело - выравнивание экономики восточных земель за счет западных и совершенно другое - решение общеевропейских проблем за счет немецкой экономики;
• последствия введения евро. В первые месяцы обращения евро цены выросли во всех европейских странах, а за первые годы ухудшились экспортные позиции европейских товаропроизводителей. Это может негативно сказаться на политическом будущем единой Европы;
• неконтролируемая миграция населения приводит к снижению оплаты труда и уровня жизни. Следствием открытого рынка труда и высокой мобильности рабочей силы, кроме положительного эффекта, являются также отток высококвалифицированных кадров в более развитые европейские страны и обострение проблемы терроризма. Любой специалист может выбрать страну с наиболее благоприятным социальным законодательством и остаться там. Большое предложение рабочей силы снижает уровень оплаты труда, что вызывает
социальную напряженность и недовольство процессом европейской интеграции;
• недостаточная прозрачность государственной финансово-экономической политики стран-участниц. Финансовая интеграция в ЕС базируется на показателях, зафиксированных в Маастрихтском соглашении (процентные ставки, инфляция, внешний долг и пр.). Значения их принимались по величине фактических значений в большинстве стран ЕС. Именно поэтому лимит внешнего долга оказался столь высоким (60 % ВВП), а другие показатели вполне приемлемыми. Желание некоторых стран соответствовать требованиям для вступления в ЕС привело к искажению в отдельных случаях статистической информации (например, Франция и Италия иногда занижали данные о бюджетных дефицитах). В силу этого бывает трудно оценить реальное состояние европейской финансовой интеграции.
Международную финансовую интеграцию необходимо отличать от финансовой глобализации. В первом случае происходит сложный общеэкономический процесс взаимоприспособления конкретных стран, в котором финансы выступают необходимым элементом. Финансовая глобализация охватывает большее количество стран и ориентирована преимущественно на финансовые отношения и на расширение финансовых рынков. Основными субъектами интеграции являются государства, их органы и учреждения, обладающие по отношению к территориям, входящим в сферу интеграции, определенными властными функциями. Государство является инициатором интеграционных процессов, поэтому интеграция, особенно в начале этого процесса, связана с макроэкономикой. В отличие от интеграции глобализация развивается в результате деятельности частных компаний (прежде всего ТНК), банков, которые преследуют собственные цели (в конечном счете это стремление к максимизации прибыли). Их подходы основываются на принципах микроэкономики. Следовательно, некоторые важные цели, такие как благосостояние общества и формирование благоприятных внешних условий хозяйствования, в рамках глобализации почти не находят отражения. Международная финансовая интеграция по своей сути, с одной стороны, выступает элементом процесса глобализации финансовых рынков, а с другой - ее альтернативой.
Термин «глобализация» был впервые введен в оборот в 1983 г. американским экономистом Т. Левином. Он определил глобализацию как процесс слияния рынков отдельных продуктов, производимых транснациональными корпорациями. Таким образом, глобализация является относительно новым явлением, хотя ее отдельные формы существовали и на ранних этапах развития экономических отношений.
Финансовая глобализация- часть глобализации экономики, представляющая собой процесс формирования и функционирования мировых финансовой, валютной и кредитной систем, сопровождающийся высокой мобильностью капиталов на соответствующих мировых рынках.
Для финансовой глобализации характерны:
• свободный и эффективный перелив капиталов между странами и регионами мира, в том числе по электронным сетям;
• функционирование мирового валютного, кредитного и финансового рынков;
• формирование системы наднационального регулирования мировых валютных, кредитных и финансовых систем;
• стратегическое участие в международных валютных, кредитных и финансовых отношениях транснациональных корпораций.
Структурно финансовая глобализация включает субъекты, мировые финансовые рынки, а также глобальные финансовые продукты. Главными субъектами финансовой глобализации являются:
• международные и региональные финансовые организации (МВФ, Группа Всемирного банка, ВТО, БМР, ЕБРР и др.);
• транснациональные корпорации, институциональные инвесторы, включающие пенсионные, инвестиционные, хедж-фонды, страховые компании. ТНК применяют различные методы: от конкуренции до политического принуждения, добиваясь открытости рынков, воздействуя на деятельность организаций и учреждений, навязывая нормы и стандарты для изделий, продуктов, услуг, систем информации и т.д.;
• мировые финансовые центры (Нью-Йорк, Лондон, Токио, Франкфурт, Гонконг, Сидней, Сингапур, Париж и др.);
• группы стран: «большая восьмерка», куда входят США, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Япония, Италия и Россия; «группа 20» (создана в декабре 1999 г.), объединившая развитые западные страны, а также государства с быстрорастущей экономикой - Аргентину, Бразилию, Мексику, Индию, Индонезию, КНР, Республику Корея, Саудовскую Аравию, Турцию, ЮАР и Российскую Федерацию. В странах «группы 20» проживает две трети населения планеты, на них приходится 80 % мировой торговли и 90 % мирового ВВП.
Стремительной транснационализации банковской инфраструктуры и международных кредитных и расчетных операций способствует быстрое развитие электронных средств коммуникации и спутниковой связи, что стимулирует и ускоряет совершенствование платежных систем, торговли в евровалютах и других операций на мировых финансовых рынках. Поскольку финансовые субъекты глобализации действуют на многих рынках, они, естественно, стремятся к унификации платежных систем.
Финансовая глобализация в значительной мере связана с глобализацией финансовых рынков. Последняя развивается и распространяется посредством рыночных механизмов, что дает ей ряд преимуществ. Например, возможность инвесторов гибко реагировать на изменение курсов валют и процентных ставок и тем самым влиять на инфляционную политику правительств, налоговую дисциплину и управление государственной задолженностью. Глобализация рынков стала возможна после снижения барьеров на пути движения капиталов как в развитых, так и в развивающихся странах. Большая или меньшая свобода финансовых операций на иностранных рынках позволяет сглаживать процентные ставки на финансовых рынках отдельных стран. Однако различия в денежно-кредитной политике, а соответственно в ценах на кредитные, валютные и финансовые ресурсы в разных странах еще сохраняются. Это обусловлено различиями в экономическом развитии стран, в частности отсутствием четкой синхронности экономических циклов национальных экономик.
Для глобального финансового рынка характерны международные масштабы совершения операций; непрерывность в течение суток процессов инвестирования, кредитования, торговли валютой, ценными бумагами; доступность мирового финансового рынка для инвесторов и заемщиков в любой точке земного шара; использование электронных сетей.
Глобализация мирового финансового рынка предполагает его развитие в мировом масштабе за счет увеличения оборотов торговли, количества участников и инструментов. Глобализация финансового рынка развивается под влиянием следующих факторов:
• количество субъектов, оказывающих влияние на мировой финансовый рынок, увеличивается. Банки и страховые компании, которые уже закрепили свои позиции на конкретных местных рынках, могут достаточно беспрепятственно проникнуть на финансовые рынки других стран, образуя филиалы или дочерние компании и тем самым расширяя мировой финансовый рынок. Создание новых финансовых институтов, способных оказывать влияние на ситуацию на мировом финансовом рынке, достаточно трудоемко. Для этого необходимы либо нестандартное ноу-хау, либо большой объем инвестиционных ресурсов;
• техническая революция средств коммуникации (Интернет) продолжается, тогда как издержки, связанные с передачей информации, снижаются. Технические инновации способствуют росту мировой
экономики и увеличению количества финансовых операций на мировом финансовом рынке;
• законодательно закрепленные нормативы, определяющие кредитоспособность субъектов финансового рынка, повышают требования к участникам международных валютных, кредитных и финансовых отношений. Эти нормативы выражаются в определенных заданных соотношениях между оценкой рисков вложений и размеров уставного капитала. В результате повышается не только количество, но и качество финансовых субъектов.
Глобализация продуктов финансового рынка означает сближение цены и качества одного и того же финансового продукта в один и тот же момент времени. Благодаря стандартизации и гибкости потоков капитала произошли глубокие изменения в финансовом мире. Появляются новые финансовые технологии, которые принимают формы глобальных финансовых стратегий корпораций, глобальных электронных финансовых сетей, глобальной системы информационного обеспечения и др.
Как любой спонтанный процесс, финансовая глобализация неоднозначна. С одной стороны, она в определенной степени позволяет финансовым субъектам защитить себя от риска неожиданных и резких изменений курсов валют и ставок процента посредством использования инновационных финансовых инструментов. С другой - порождает международную валютную, кредитную и финансовую нестабильность. Однако финансовая глобализация неизбежна и нужно не ограничивать рост мировых финансовых рынков и мобильность капитала, а использовать их преимущества, расширяя цели этого процесса от индивидуальной максимизации прибыли до создания общественных благ для всего человечества.