Международная финансовая интеграция и глобализация

Международная финансовая интеграция. Европейская финансовая интеграция. Финансовая глобализация.

Международная экономическая интеграция является естествен­ным процессом развития национальной и мировой экономик на ос­нове интернационализации. Важным связующим элементом процесса международной эконо­мической интеграции является финансовое обеспечение, оно способ­ствует укреплению финансовой мощи интегрирующих стран.

Международная финансовая интеграцияявляется частью междуна­родной экономической интеграции и представляет собой включение национальных финансовых рынков в региональный и мировой в ре­зультате устранения барьеров для миграции финансовых ресурсов. По своей сути международная финансовая интеграция - это объ­единение финансовых рынков с целью создания единого финансово­го пространства и условий для введения единой денежной единицы интегрирующихся стран. Можно сказать, международная финансо­вая интеграция является фундаментом валютной и кредитной интеграции. Поэтому финансовая интеграция может предполагать созда­ние единых рынков валют, ценных бумаг и ссудных капиталов, которые будут обеспечивать организационно-экономический меха­низм введения и обращения единой денежной единицы.

Процесс международной финансовой интеграции состоит из трех этапов, которые должны пройти интегрирующиеся страны:

• создание общего, а затем единого рынка ценных бумаг;

• создание общего, а затем единого рынка ссудных капиталов с объ­единением банковских систем;

• создание общего, а затем единого валютного рынка с введением союзной денежной единицы и формированием эмиссионного центра.

При интеграции фондовых рынков создается региональный фи­нансовый центр (биржа, где и проходит котировка ценных бумаг, вы­пускаемых правительствами интегрирующихся стран). Кроме того, в обращение выпускаются корпоративные ценные бумаги, а также ценные бумаги других стран. Главное в создании «общей» биржи - снижение роли аналогичных национальных институтов и постепен­ный переход к единой фондовой бирже. Создание регионального рынка ценных бумаг обеспечивает равные условия хозяйствования для всех субъектов. Значение нового финансового центра интегри­рующихся стран должно постоянно увеличиваться, создавая более благоприятные, а значит, и более выгодные условия для финансовых операций. Параллельно роль национальных бирж снижается и они становятся филиалами региональной биржи как главного представи­теля региона для иностранных инвесторов.

Поскольку основной движущей силой создания единого финансо­вого рынка выступают банковские учреждения, без банковской инте­грации весь процесс едва ли будет успешным. Международная банков­ская интеграция предполагает унификацию банковских стандартов, принципов кредитования, процентных ставок, монетарного регулиро­вания. Формирование в интеграционном объединении общих правил банковской деятельности предоставляет равные возможности в бан­ковской сфере, а банковская конкуренция позволит устранить слабые банки и повысить качество банковских услуг. Функционирование бан­ков на новом пространстве требует создания межбанковского рынка как основы общего денежного рынка интегрирующихся стран. Таким образом, унификация принципов банковских систем и их объедине­ние приводят к созданию общего рынка ссудных капиталов. По мере все большего участия в уставных фондах капиталов из разных стран об­щий рынок ссудных капиталов станет единым для интеграционного пространства.

Дееспособные единые рынки ценных бумаг и ссудных капиталов создают необходимый климат для достижения конечной цели между­народной финансовой интеграции - введения единой валюты. Если финансовый и кредитный рынки создаются на таком этапе междуна­родной экономической интеграции, как единый рынок, то введение единой валюты относится к этапу монетарного союза. До этого стра­ны должны сформировать экономический союз с присущими ему ин­ститутами, который создаст институциональную основу для заверше­ния международной финансовой интеграции.

Монетарный союз в его завершенном виде представляет собой высшую ступень экономической и финансовой интеграции и предпо­лагает существование единого внутреннего рынка, скоординирован­ной макроэкономической политики, единых валюты и центрального банка. Построение монетарного союза включает в себя следующие этапы.

Первый этап - функционирование единого рынка, включая сво­боду движения капиталов, уменьшение пределов колебаний обмен­ных курсов национальных денежных единиц, усиливание координа­ции макроэкономической политики.

Второй этап - благодаря координации макроэкономической по­литики постепенно сближаются основные экономические показатели государств. Устанавливаются согласованные критерии макроэко­номических показателей:

• уровень дефицита национального бюджета в процентах от ВВП для каждого государства-участника и процент отклонения от уста­новленного базового показателя;

• уровень процентных ставок рефинансирования центральных (национальных) банков и их отклонение от базового показателя;

• уровень инфляции для каждого государства не выше установ­ленного;

• соотношение внешнего долга и ВВП.

Важным элементом второго этапа монетарной интеграции высту­пает бюджетно-налоговая гармонизация и унификация политики управления внешним долгом. При переходе на завершающий уровень монетарного союза вводится запрет на финансирование бюджетного дефицита с помощью инструментов центрального банка. Такое фи­нансирование, как известно, в той или иной форме приводит к росту количества денег в обращении (скрытая эмиссия). Денежная эмиссия может также уменьшить налоговые поступления и тем самым еще больше увеличить бюджетный дефицит, так как он в той или иной мере зависит от специальных налогов (акцизов, импортных пошлин), от величины лага между сбором и поступлением подоходных и про­чих налогов, от тенденции к завышению валютных курсов в периоды инфляции и воздействию этого процесса на налоговые доходы от им­порта. Поэтому без согласованности бюджетно-налоговой политики монетарная интеграция невозможна.

В целях выравнивания уровней экономического развития могут быть использованы совместные займы на мировом рынке. Наряду с положительным эффектом внешнего финансирования (оно менее инфляционное, чем внутреннее) существует и отрицательное воздей­ствие на платежные балансы государств. Это в большей мере зависит от направленности использования полученных средств. Если они ис­пользуются не по назначению (не на стабилизационные программы) и заимствование осуществляется в существенных размерах, резко увеличивается внешняя задолженность, что порождает проблемы бу­дущего обслуживания внешнего долга, ухудшает платежный баланс и увеличивает в перспективе бюджетный дефицит государства. Поэто­му кредитная политика государств, решивших осуществлять моне­тарную интеграцию, должна согласовываться.

Третий этап - введение единой валюты и формирование единого центрального банка. Переход на заключительный этап монетарного союза может сопровождаться завершением общей системы законода­тельных мер по следующим основным параметрам: национальная ва­люта и банковская деятельность; налогообложение; бюджетная поли­тика; инвестиционная политика; валютное регулирование и валютный контроль; статистическая отчетность и бухгалтерский учет и др.

Что касается введения не расчетных единиц, а обладающих неко­торыми функциями денег, то здесь возможны два варианта:

• общая валюта - денежная единица, имеющая хождение парал­лельно с национальными, она может использоваться перед введени­ем более «продвинутой» денежной единицы;

• единая валюта - денежная единица, которая заменяет нацио­нальные валюты стран - участниц интеграционного сообщества и

• является единственным платежным инструментом в рамках объеди­нения.

Международная финансовая интеграция предполагает создание специальных межгосударственных финансовых фондов для финан­сирования совместных программ интегрирующихся стран. Наибо­лее масштабный финансовый фонд - региональный бюджет. Он формируется за счет перечислений средств из государственных бюд­жетов стран-участниц, а также за счет совместных налогов и тамо­женных платежей. Региональный бюджет формирует сначала свою доходную часть, а затем расходную. Поэтому у него не может быть дефицита. Расходуется только то, что есть. Средства регионального бюджета направляются на финансирование совместных социаль­ных, военных и международных программ экономического разви­тия слабых стран интеграционного объединения, финансирование выравнивания экономик стран, претендующих на вступление в ин­теграционную группировку.

Теория международной экономической и финансовой интегра­ции строится в основном на примере Европейского союза, который, развиваясь, демонстрирует настоящее и будущее международной фи­нансовой интеграции.

Европейский союз объединяет 27 стран и является самым много­численным интеграционным объединением в мире. В ЕС входят Авст­рия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Фран­ция, ФРГ и Швеция, Турция и Болгария.

Официальным началом объединения Европы можно считать под­писание в 1957 г. Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом легендарного Римского договора, который деклари­ровал создание Европейского экономического сообщества. Позднее в ЕЭС вступили Великобритания, Дания и Ирландия (1973), Греция (1981), Испания и Португалия (1986), Австрия, Швеция и Финляндия (1995).

13 марта 1979 г. на свет появилась Европейская валютная система - ЕВС. Ее основные задачи заключались в следующем:

• создание внешней и внутренней валютной стабильности в Ев­ропе;

• совершенствование экономического сотрудничества стран-членов;

• содействие снижению валютной нестабильности. Были установ­лены пределы колебания курсов (±2,25 % - узкий предел, ±6 % - ши­рокий предел) - так называемый Европейский механизм обменных курсов (ЕМОК). В 1993 г. в результате кризиса ЕМОК был установлен единый предел - 15 %. Система ЕМОК никогда не охватывала всех стран Европейского союза, состав ее участников не раз менялся. Со­блюдение указанного режима подкреплялось рядом мер: изменением процентных ставок, влияющих на валютный курс, взаимным кредито­ванием центральных банков в целях поддержания курсовых отноше­ний, валютными интервенциями.

Элементом этой системы явилась европейская валютная единица ЭКЮ (European Currency Unit, ECU). ЭКЮ берет начало от расчетной единицы ЕЭС, созданной в 1950 г. Европейским платежным сою­зом. Римским соглашением последняя была принята для институтов ЕЭС и равнялась 0,88867088 г чистого золота. ЭКЮ имела государственный и частный характер. Официальный, или государственный, характер ЭКЮ - это важный элемент ЕВС и ее основные функции реализовывались: в бюджете ЕС, таможенных пошлинах, аграрной политике, статистике, финансах, сфере деятельности Европейского фонда развития и Европей­ского инвестиционного банка.

Частный характер ЭКЮ отражался в контрактном праве, но четко обусловливался нормами государственного права. В целом ЭКЮ вы­полняла три важные функции:

• определяла центральный валютный курс, т.е. для каждой валю­ты, участвовавшей в соглашении об обмене, устанавливался централь­ный курс в ЭКЮ и в результате фиксировались двусторонние валют­ные курсы;

• выступала единицей расчета по займам и кредитам, возникшим из механизма вмешательства или предусмотренным в ЕВС;

• являлась инструментом расчетов внутри системы.

Доклад Делора иоснованный на нем Маастрихтский договор озна­меновали новый этап развития западноевропейской финансовой ин­теграции. Маастрихтское соглашение календарно установило три этапа становления экономического и монетарного союза Европы, а соответ­ственно достижения конечной цели финансовой интеграции - вве­дения общей, а затем и единой денежной единицы Европейского союза - евро.

Первый этап занял период с 1 июля 1990 г. по 31 декабря 1993 г. В его рамках были устранены все остававшиеся ограничения на сво­бодное движение капиталов внутри Европейского союза, а также ме­жду ЕС и третьими странами. Особое внимание уделено достижению сближения показателей экономического развития внутри ЕС.

Второй этап начался 1 января 1994 г. и завершился 31 декабря 1998 г. Главным организационным событием этого этапа стало учре­ждение Европейского валютного института (ЕВИ) во Франкфурте -на-Майне. К другим важнейшим событиям можно отнести:

• принятие законодательства, запрещавшего кредитование госу­дарственного сектора экономики центральными банками в странах - членах ЕС, а также прямое приобретение центральными банками дол­гов государства; этот же запрет на третьем этапе становления экономи­ческого и монетарного союза распространяется и на ЕЦБ;

• принятие законодательства, отменявшего привилегированный доступ предприятий и организаций государственного сектора к сред­ствам финансовых институтов: аналогичный запрет распространяет­ся и на ЕЦБ на упомянутом выше третьем этапе.

В декабре 1995 г. на заседании Европейского совета в Мадриде была принята программа введения евро, которая предусматривала критерии экономической конвергенции, которые должны выполнять страны, претендующие на введение единой валюты евро.

После учреждения в 1998 г. Европейского центрального банка (ЕЦБ) в соответствии с положениями Маастрихтского договора Европей­ский валютный институт (ЕВИ) был ликвидирован, а все его активы и обязательства перешли к ЕЦБ. В это же время под руководством Ев­ропейского центрального банка была создана Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), в которую вошли центральные банки всех 15 стран - членов Европейского союза. Собственный капитал ЕЦБ был определен в размере 5 млрд ЭКЮ, теперь он составляет 5 млрд евро. В дальнейшем по решению Совета управляющих он мо­жет увеличиться. Весь капитал принадлежит национальным цен­тральным банкам, причем доля каждого определяется следующим образом: 50 % - в соответствии с удельным весом каждой страны в об­щем населении ЕС; 50 % - в соответствии с удельным весом страны в совокупном внутреннем продукте ЕС. Эти данные корректируются каждые пять лет. Часть чистой прибыли (не более 20 %) ЕЦБ перечис­ляется в общий резервный фонд, остаток распределяется между чле­нами ЕЦБ пропорционально их взносам в капитал.

В перечне функций ЕЦБ - обычные функции центрального бан­ка, только распространяются они не на одну, а на группу стран: определение и реализация монетарной политики Европейского союза, ведение валютных операций, хранение официальных валютных резервов стран - членов ЕС и управление ими (при этом какая-то часть валютных резервов («теку­щие балансы») остается в распоряжении правительств стран-участниц), создание условий для нормального функционирования платеж­ной системы.

Третий этап начался 1 января 1999 г. С этой даты окончательно были зафиксированы обменные курсы евро к национальным валю­там стран-участниц, а евро стал общей валютой. Он заменил ЭКЮ в пропорции 1:1. В 1999 г. только 11 из 15 стран оказались готовы к введению евро. Великобритания, Дания и Швеция по политиче­ским мотивам, а также из-за отрицательных результатов на референ­думе отказались войти в группу стран - членов Европейского моне­тарного союза. Греция не вошла в зону евро, так как не выполнила экономические ограничения, она смогла сделать это только 1 января 2001 г. В 2002 г. были введены в обращение банкноты и монеты евро. Все счета в национальных валютах стран-участниц были конвертиро­ваны по официальным курсам в евро.

Европейская финансовая интеграция также предполагает функ­ционирование единого регионального бюджета и налоговую гармо­низацию. Бюджет ЕС призван содействовать реализации политики и стратегии развития Союза, которые состоят в следующем: достижение валютной стабильности, развитие современной и динамичной европейской промыш­ленности, стимулирование развития новых технологий, выравнивание уровней социального и культурного развития раз­личных регионов.

К основным принципам формирования доходов бюджета ЕС отно­сятся: совместная финансовая ответственность (все члены ЕС обязаны участвовать в формировании доходов бюджета) и финансовая солидар­ность (взносы должны быть соразмерны финансовым возможностям стран).

Собственные ресурсы ЕС составляют:

• сельскохозяйственные пошлины и налоги на сахар и глюкозу - введены для регулирования рынка и включают: налоги на производ­ство и хранение, дополнительный налог для возмещения потерь;

• таможенные пошлины (взимаются по общему таможенному та­рифу от таможенной стоимости товаров, импортированных в ЕС из государств - нечленов ЕС, размер отчислений - 90 % общего тамо­женного тарифа;

• НДС - ресурсы рассчитываются при применении единой нор­мы к базе НДС каждого государства члена ЕС, определенной по еди­ной методике в соответствии с правилами ЕС. С июня 1998 г. единая норма составляет 1,4 % от базы НДС за вычетом общей компенса­ции, выплаченной Великобританией. База государств - членов ЕС не может превышать 55 % ВНП. В соответствии с новым решением о собственных ресурсах норма НДС постепенно снижалась до 1,0 %, а предельная норма -до 50 % к 1999 г. Результатом сокращения от­носительной доли НДС в общей величине собственных ресурсов стало усиление роли «четвертого ресурса»;

• • «четвертый ресурс» - категория доходов, введенная в 1988 г. Она основана на ВНП и получена от применения нормы к сумме ВНП всех членов ЕС. Это переменный, балансирующий бюджет ре­сурс, для которого норма запроса рассчитывается в ходе бюджетной процедуры таким способом, чтобы покрыть недополученные доходы. Его цель - обеспечить соответствие доли, выплачиваемой каждой страной - членом ЕС, ее реальным возможностям. Весь этот доход плюс прочие доходы, такие как снижение заработной платы должно­стных лиц ЕС, проценты по просроченным платежам, штрафы и ак­тивное сальдо предыдущих лет, должны покрыть общие ассигнова­ния по платежам, которые требуются для финансирования расходов, внесенных в бюджет на текущий год.

Принципами построения расходов бюджета ЕС являются: укреп­ление экономического и социального сплочения государств - членов ЕС (бюджетное финансирование должно содействовать выравниванию экономического положения членов ЕС, разрешению социальных про­тиворечий); солидарность - хотя беднейшие страны и нуждаются в больших объемах финансовых ресурсов, остальные члены ЕС также имеют право на бюджетное финансирование (солидарно взносам); бюджетная дисциплина (экономическая эффективность расходова­ния средств). Если объемы финансового содействия члену ЕС значи­тельны по сравнению с его ВНП, то такие ресурсы трудно использо­вать эффективно, что может привести к структурным изменениям в экономике.

В ходе интеграции расходы ЕС значительно возросли и стали более разносторонними. Основными расходными статьями бюджета ЕС яв­ляются расходы на сельское хозяйство (более половины всех средств бюджета), социальные и региональные программы, проведение науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работ, внутренние и внешние программы, управление, финансирование Европейского фонда развития, Европейского объединения угля и стали.

В Европейском союзе отсутствует единая система налогообложе­ния. Налоговые платежи, поступающие в бюджет ЕС, не позволяют говорить о единой налоговой политике и налоговой системе. Вместе с тем в регионе активно проходит процесс координации налоговых систем стран-участниц, что способствует их гармонизации и созда­нию единых принципов, методов и способов налогообложения. Под налоговой гармонизацией следует понимать стратегию межгосударственной налоговой политики, которая проводится путем согласования и унификации национальных налоговых систем и их базовых элемен­тов. После гармонизации европейских акцизов и НДС были сформу­лированы цели налоговой гармонизации в ЕС:

• упразднение налоговых границ для создания равных конку­рентных условий всем хозяйствующим субъектам;

• приведение в соответствие структуры налоговых систем, поряд­ка взимания основных видов налогов в странах сообщества;

• объединение и унификация внутреннего рынка ЕС.

С введением единой валюты европейская финансовая интеграция достигла своей наивысшей ступени. Следующим этапом станет поли­тическое объединение, которое будет строиться на основе финансово­го фундамента. Однако эффект масштаба ЕС пока не позволяет осуще­ствлять дальнейшую геополитическую интеграцию без закрепления финансовых позиций. Процесс европейской финансовой интеграции тормозится многими проблемами единой Европы, среди которых:

• неравномерность развития европейских стран: уровень эконо­мического развития слабых стран не повышается, сильных госу­дарств - снижается. Германия и Франция являются финансовыми донорами менее развитых европейских стран. Присоединение 10 ев­ропейских государств к ЕС в мае 2004 г. легло дополнительным фи­нансовым бременем на развитые страны. Особенно недовольно на­селение Западной Германии: одно дело - выравнивание экономики восточных земель за счет западных и совершенно другое - решение общеевропейских проблем за счет немецкой экономики;

• последствия введения евро. В первые месяцы обращения евро цены выросли во всех европейских странах, а за первые годы ухуд­шились экспортные позиции европейских товаропроизводителей. Это может негативно сказаться на политическом будущем единой Европы;

• неконтролируемая миграция населения приводит к снижению оплаты труда и уровня жизни. Следствием открытого рынка труда и высокой мобильности рабочей силы, кроме положительного эффек­та, являются также отток высококвалифицированных кадров в более развитые европейские страны и обострение проблемы терроризма. Любой специалист может выбрать страну с наиболее благоприят­ным социальным законодательством и остаться там. Большое пред­ложение рабочей силы снижает уровень оплаты труда, что вызывает

социальную напряженность и недовольство процессом европейской интеграции;

• недостаточная прозрачность государственной финансово-эконо­мической политики стран-участниц. Финансовая интеграция в ЕС ба­зируется на показателях, зафиксированных в Маастрихтском соглаше­нии (процентные ставки, инфляция, внешний долг и пр.). Значения их принимались по величине фактических значений в большинстве стран ЕС. Именно поэтому лимит внешнего долга оказался столь высоким (60 % ВВП), а другие показатели вполне приемлемыми. Желание не­которых стран соответствовать требованиям для вступления в ЕС при­вело к искажению в отдельных случаях статистической информации (например, Франция и Италия иногда занижали данные о бюджетных дефицитах). В силу этого бывает трудно оценить реальное состояние европейской финансовой интеграции.

Международную финансовую интеграцию необходимо отличать от финансовой глобализации. В первом случае происходит сложный общеэкономический процесс взаимоприспособления конкретных стран, в котором финансы выступают необходимым элементом. Фи­нансовая глобализация охватывает большее количество стран и ори­ентирована преимущественно на финансовые отношения и на рас­ширение финансовых рынков. Основными субъектами интеграции являются государства, их органы и учреждения, обладающие по отно­шению к территориям, входящим в сферу интеграции, определенными властными функциями. Государство является инициатором интегра­ционных процессов, поэтому интеграция, особенно в начале этого процесса, связана с макроэкономикой. В отличие от интеграции гло­бализация развивается в результате деятельности частных компаний (прежде всего ТНК), банков, которые преследуют собственные цели (в конечном счете это стремление к максимизации прибыли). Их под­ходы основываются на принципах микроэкономики. Следовательно, некоторые важные цели, такие как благосостояние общества и фор­мирование благоприятных внешних условий хозяйствования, в рам­ках глобализации почти не находят отражения. Международная фи­нансовая интеграция по своей сути, с одной стороны, выступает эле­ментом процесса глобализации финансовых рынков, а с другой - ее альтернативой.

Термин «глобализация» был впервые введен в оборот в 1983 г. аме­риканским экономистом Т. Левином. Он определил глобализацию как процесс слияния рынков отдельных продуктов, производимых транс­национальными корпорациями. Таким образом, глобализация являет­ся относительно новым явлением, хотя ее отдельные формы существо­вали и на ранних этапах развития экономических отношений.

Финансовая глобализация- часть глобализации экономики, пред­ставляющая собой процесс формирования и функционирования ми­ровых финансовой, валютной и кредитной систем, сопровождающий­ся высокой мобильностью капиталов на соответствующих мировых рынках.

Для финансовой глобализации характерны:

• свободный и эффективный перелив капиталов между странами и регионами мира, в том числе по электронным сетям;

• функционирование мирового валютного, кредитного и финан­сового рынков;

• формирование системы наднационального регулирования ми­ровых валютных, кредитных и финансовых систем;

• стратегическое участие в международных валютных, кредит­ных и финансовых отношениях транснациональных корпораций.

Структурно финансовая глобализация включает субъекты, миро­вые финансовые рынки, а также глобальные финансовые продукты. Главными субъектами финансовой глобализации являются:

• международные и региональные финансовые организации (МВФ, Группа Всемирного банка, ВТО, БМР, ЕБРР и др.);

• транснациональные корпорации, институциональные инве­сторы, включающие пенсионные, инвестиционные, хедж-фонды, страховые компании. ТНК применяют различные методы: от конку­ренции до политического принуждения, добиваясь открытости рын­ков, воздействуя на деятельность организаций и учреждений, навя­зывая нормы и стандарты для изделий, продуктов, услуг, систем информации и т.д.;

• мировые финансовые центры (Нью-Йорк, Лондон, Токио, Франкфурт, Гонконг, Сидней, Сингапур, Париж и др.);

• группы стран: «большая восьмерка», куда входят США, Герма­ния, Великобритания, Франция, Канада, Япония, Италия и Россия; «группа 20» (создана в декабре 1999 г.), объединившая развитые запад­ные страны, а также государства с быстрорастущей экономикой - Ар­гентину, Бразилию, Мексику, Индию, Индонезию, КНР, Республику Корея, Саудовскую Аравию, Турцию, ЮАР и Российскую Федерацию. В странах «группы 20» проживает две трети населения планеты, на них приходится 80 % мировой торговли и 90 % мирового ВВП.

Стремительной транснационализации банковской инфраструкту­ры и международных кредитных и расчетных операций способствует быстрое развитие электронных средств коммуникации и спутнико­вой связи, что стимулирует и ускоряет совершенствование платеж­ных систем, торговли в евровалютах и других операций на мировых финансовых рынках. Поскольку финансовые субъекты глобализации действуют на многих рынках, они, естественно, стремятся к унифи­кации платежных систем.

Финансовая глобализация в значительной мере связана с глобали­зацией финансовых рынков. Последняя развивается и распространяет­ся посредством рыночных механизмов, что дает ей ряд преимуществ. Например, возможность инвесторов гибко реагировать на изменение курсов валют и процентных ставок и тем самым влиять на инфляци­онную политику правительств, налоговую дисциплину и управление государственной задолженностью. Глобализация рынков стала воз­можна после снижения барьеров на пути движения капиталов как в развитых, так и в развивающихся странах. Большая или меньшая свобода финансовых операций на иностранных рынках позволяет сглаживать процентные ставки на финансовых рынках отдельных стран. Однако различия в денежно-кредитной политике, а соответст­венно в ценах на кредитные, валютные и финансовые ресурсы в раз­ных странах еще сохраняются. Это обусловлено различиями в эконо­мическом развитии стран, в частности отсутствием четкой синхрон­ности экономических циклов национальных экономик.

Для глобального финансового рынка характерны международные масштабы совершения операций; непрерывность в течение суток про­цессов инвестирования, кредитования, торговли валютой, ценными бумагами; доступность мирового финансового рынка для инвесторов и заемщиков в любой точке земного шара; использование электронных сетей.

Глобализация мирового финансового рынка предполагает его раз­витие в мировом масштабе за счет увеличения оборотов торговли, количества участников и инструментов. Глобализация финансового рынка развивается под влиянием следующих факторов:

• количество субъектов, оказывающих влияние на мировой фи­нансовый рынок, увеличивается. Банки и страховые компании, кото­рые уже закрепили свои позиции на конкретных местных рынках, мо­гут достаточно беспрепятственно проникнуть на финансовые рынки других стран, образуя филиалы или дочерние компании и тем самым расширяя мировой финансовый рынок. Создание новых финансовых институтов, способных оказывать влияние на ситуацию на мировом финансовом рынке, достаточно трудоемко. Для этого необходимы либо нестандартное ноу-хау, либо большой объем инвестиционных ресурсов;

• техническая революция средств коммуникации (Интернет) про­должается, тогда как издержки, связанные с передачей информации, снижаются. Технические инновации способствуют росту мировой

экономики и увеличению количества финансовых операций на миро­вом финансовом рынке;

• законодательно закрепленные нормативы, определяющие креди­тоспособность субъектов финансового рынка, повышают требования к участникам международных валютных, кредитных и финансовых от­ношений. Эти нормативы выражаются в определенных заданных со­отношениях между оценкой рисков вложений и размеров уставного капитала. В результате повышается не только количество, но и каче­ство финансовых субъектов.

Глобализация продуктов финансового рынка означает сближение цены и качества одного и того же финансового продукта в один и тот же момент времени. Благодаря стандартизации и гибкости потоков капитала произошли глубокие изменения в финансовом мире. Появ­ляются новые финансовые технологии, которые принимают формы глобальных финансовых стратегий корпораций, глобальных элек­тронных финансовых сетей, глобальной системы информационного обеспечения и др.

Как любой спонтанный процесс, финансовая глобализация неод­нозначна. С одной стороны, она в определенной степени позволяет финансовым субъектам защитить себя от риска неожиданных и рез­ких изменений курсов валют и ставок процента посредством исполь­зования инновационных финансовых инструментов. С другой - по­рождает международную валютную, кредитную и финансовую неста­бильность. Однако финансовая глобализация неизбежна и нужно не ограничивать рост мировых финансовых рынков и мобильность ка­питала, а использовать их преимущества, расширяя цели этого про­цесса от индивидуальной максимизации прибыли до создания обще­ственных благ для всего человечества.

Наши рекомендации