Доходы и расходы бюджетов
По экономическому содержанию доходы бюджета – это денежные поступления, которые централизуются в государственном бюджете в результате изъятия части доходов хозяйствующих субъектов и населения, а также посредством взимания установленных платежей и сборов.
Источники доходов бюджетаотличаются многообразием и группируются по ряду классификационных критериев.
По методу аккумуляции доходов:
• обязательные платежи (налоги, сборы);
• необязательные платежи (займы, пожертвования, лотерейные доходы и др.).
По типу плательщика:
• юридические лица;
• физические лица.
По источнику доходов:
• прибыль, доход хозяйствующих субъектов;
• имущество субъектов хозяйствования, граждан и государства;
• личные доходы граждан;
• штрафы, удержания.
По характеру поступления платежей:
• текущие (безвозмездные потоки средств, поступающие в виде налогов и сборов, социальных отчислений и поступлений от внешнеэкономической деятельности);
• капитальные доходы (налоги на капитальные активы, доходы от реализации нефинансовых активов, капитальные трансферты и т.п.).
По территориальной принадлежности:
• доходы республиканского значения;
• доходы местных бюджетов.
Классификация доходов представляет собой систематизированную группировку доходов республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, основанную на нормативных правовых актах Республики Беларусь, определяющих источники их формирования. Классификация доходов по подгруппам, видам, разделам и подразделам утверждается Министерством финансов Республики Беларусь.
Основным назначением государственного бюджета является финансирование социально-экономического развития республики.
По экономическому содержанию расходы бюджетапредставляют собой денежные средства, которые используются на цели, предусмотренные в Законе о государственном бюджете.
Расходы бюджета осуществляются в форме бюджетного финансирования отдельных предприятий, учреждений и организаций.
На объем и структуру расходов бюджета в каждом текущем периоде оказывает влияние множество факторов, в частности:
• ситуация в стране и мире, обусловливающая необходимость решения конкретных задач;
• особенности общественного и экономического развития страны и отдельных регионов;
• финансовая политика государства.
Все расходы государственного бюджета на любом этапе хозяйствования характеризуются следующими признаками:
• безвозмездностью и безвозвратностью финансирования: бюджетные ресурсы предоставляются в постоянное пользование без соответствующей оплаты;
• целевой направленностью на конкретные мероприятия или виды затрат.
Классифицировать расходы бюджета любого государства можно по многим критериям, важнейшие из них представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1– Классификация расходов бюджета
Направления расходов | Функциональное назначение | Экономическое содержание | Ведомственное распределение |
Внешние Внутренние | Экономические На социальные нужды На управление На оборону страны Общегосударственные | Текущие Капитальные | Министерства Ведомства Другие органы управления |
По направлениям различают внешние расходы (бюджетные средства, которые идут на погашение и обслуживание внешнего государственного долга, финансирование международного сотрудничества в различных сферах деятельности, отчисления в бюджет Союзного государства России и Беларуси и др.) и внутренние (все остальные виды расходов).
Классификация расходов по функциональному назначению позволяет четко определить целевые направления бюджетных средств, связанные с выполнением основных функций государства.
Группировка расходов по экономическому содержанию отражает разграничение бюджетных средств на текущие и капитальные нужды. К группе текущих расходов относятся текущее финансирование органов государственной власти, текущие расходы на социально-культурные мероприятия, финансовая поддержка отдельных отраслей экономики, субъектов малого бизнеса и т.д. К капитальным расходам относятся бюджетные средства, которые используются на расширение воспроизводства, совершенствование инфраструктуры отдельных административно-территориальных единиц, модернизацию производства, финансирование инновационных и инвестиционных проектов.
Ведомственное распределение отражает разделение средств по уровням управления (министерства, ведомства, конкретные предприятия, учреждения и другие организационные структуры).
Бюджетная классификация расходов в Республике Беларусь основывается на принципах функциональности и ведомственности. В бюджетной классификации все расходы распределяются по разделам, подразделам, видам и параграфам.