Развитие рыночных отношений в некоммерческих предприятиях

В бывшем СССР основным источником формирования фи­нансовых ресурсов бюджетных организаций являлись бюджетные средства. С развитием и укреплением рыночных отношений, состав источников формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений, существенно расширяется.

В настоящее время конкретными источниками формирования финансовых ресурсов бюджетных организаций являются:

♦ бюджетные ассигнования, выделяемые из республиканского и местных бюджетов, в разрезе отдельных видов расходов, опреде­ленных бюджетной классификацией;

♦ доходы от оказания платных услуг населению;

♦ выручка от реализации основных фондов и сдачи имущества в аренду и субаренду;

♦ выручка от реализации продукции собственного производ­ства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования и др.;

♦ доходы от долевого участия в деятельности других учрежде­ний и организаций;

♦ доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;

♦ добровольные взносы предприятий, учреждений, благотво­рительных фондов и отдельных граждан и др.

Направления совершенствования организации финансов некоммерческих предприятий:

– обеспечение целевого расходования средств, выделяемых из бюджета;

– повышение обоснованности нормативов бюджетного финансирования;

– диверсификация перечня альтернативных источников финансирования непроизводственной сферы.

Природа внебюджетных (альтернативных) источников финансирования непроизводственной сферы связывается с коммерческой деятельностью отдельных бюджетных учреждений и, в частности, с оказанием ими платных услуг.

Перечень платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, строго регламентируется государством. Например, в образовании он установлен специальным постановлением Совета Министров Республики Беларусь. К платным услугам в образовании относятся:

– подготовка специалистов с высшим и средним специальным образованием, бакалавров, магистров, научных кадров высшей квалификации, кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе;

– подготовка специалистов с высшим образованием по дополнительной специальности, а также подготовка по отдельным сертифицированным курсам высшего образования сверх учебного плана;

– переподготовка и повышение квалификации специалистов, кроме лиц, обучающихся на бюджетной основе;- дополнительное обучение по отдельным предметам, дисциплинам, курсам (сверх установленных учебными планами часов);

– изучение дополнительных предметов, дисциплин, курсов (сверх установленных учебными планами);

– обучение на подготовительных отделениях учреждений образования, обеспечивающих получение высшего образования;– организация итоговой аттестации для лиц, не сдавших государственные экзамены или не защитивших дипломный проект в установленные учебным планом сроки;

– дополнительная подготовка (сверх учебного плана) детей к обучению в начальной школе;

– проведение занятий в объединениях по интересам сверх учебных планов, реализуемых в учреждениях основного и дополнительного образования.

Установленный перечень платных образовательных услуг со временем расширился и дополнился рядом «необразовательных» услуг: издательских, транспортных, сертификационных, консалтинговых, информационных, экспертных, а также услуг торговли и общественного питания, услуг по ксерокопированию и т. п.

Введение платных услуг сыграло позитивную роль в развитии образовательной отрасли, способствовало экономии государственных средств, развитию материально-технической базы учебных заведений, улучшению материального положения их работников. За счет внебюджетных средств сегодня практически полностью покрываются расходы на приобретение оборудования, инвентаря, предметов снабжения; осуществление капитальных и текущих ремонтов; командировки; приобретение литературы и подписных изданий; транспорт; связь.

Использование в обороте образовательных учреждений внебюджетных финансовых ресурсов коренным образом усовершенствовало саму схему их финансового обеспечения, положив в ее основу формирование консолидированного бюджета учреждений непроизводственной сферы (рис. 7.9).

 
  Развитие рыночных отношений в некоммерческих предприятиях - student2.ru

Рис.7.9. Формирование консолидированного бюджета учреждений

Как следует из приведенного рисунка, общую совокупность финансовых потоков учреждений обеспечивают одновременно как средства государственного бюджета, так и внебюджетные средства.

Тесты

1. Под некоммерческими организациями понимают:

а) деятельность по оказанию грузоперевозок;

б) совокупность отраслей и видов деятельности, направленных непосредственно на человека или на преобразование социальных условий его существования;

в) строительную деятельность.

2. Финансы социальной сферы охватывают систему:

а) производственных отношений;

б) перераспределительных отношений;

в) первичного распределения;

г) кредитных отношений.

3. Социальная сфера – это совокупность отраслей и видов деятельности:

а) участвующих в создании материальных благ:

б) не участвующих в создании материальных благ;

в) участвующих в создании ВВП.

4. Источниками финансовых ресурсов учреждений социальной сферы являются:

а) выручка от реализации платных услуг;

б) собственные средства и бюджетные средства;

в) бюджет;

г) выручка от реализации продукции.

5. Какие из названных отраслей относятся к социальной сфере:

а) физическая культура и спорт;

б) грузовой транспорт;

в) торговля.

6. Нормативы бюджетной обеспеченности расходов учреждений социальной сферы устанавливаются:

а) государством;

б) местными органами власти;

в) учреждениями непроизводственной сферы.

7. Алгоритм определения годовой потребности бюджетного учреждения в финансовых ресурсах:

а) контингент бюджетного учреждения умножить на норматив бюджетной обеспеченности;

б) контингент бюджетного учреждения плюс норматив бюджетной обеспеченности;

в)контингент бюджетного учреждения минус норматив бюджетной обеспеченности.

8. В структуре затрат бюджетных учреждений высокий удельный вес занимают:

а) основные средства;

б) сырье и материалы;

в) заработная плата;

г) амортизация;

д) коммерческие расходы.

9. Социальное обеспечение – это:

а) помощь тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет на иждивении детей;

б) установленная государством система материальной поддержки граждан, оказавшихся в трудном положении (по старости, в результате полной или частичной потери трудоспособности;

в) финансирование социальных выплат, которое осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих;

г) правильный ответ отсутствует.

10. Основным источником финансирования деятельности учреждений социальной сферы является:

а) отчисления от заработной платы работников;

б) бюджетные ассигнования;

в) доходы от коммерческой деятельности государственных учреждений;

г) добровольные взносы юридических лиц.

11. Финансовый план, который составляют бюджетные учреждения, получающие доходы от оказания платных услуг, называется:

а) бизнес-план;

б) баланс доходов и расходов;

в) смета доходов и расходов;

г) отчет о прибылях и убытках;

д) бюджет.

12. Смета расходов бюджетных учреждений составляется:

а) на год с поквартальной разбивкой;

б) на 5 лет;

в) на месяц;

г) на квартал.

13. Основным финансовым планом бюджетных учреждений, оказывающих социальные услуги, является:

а) бюджет;

б) баланс;

в) смета;

г) расходная ведомость.

14. При развитии рыночных методов хозяйствования для бюджетных учреждений характерно:

а) переход от бюджетного финансировании к самофинансированию;

б) полный отказ от платных услуг;

в) сбалансированность платных и бесплатных услуг;

г) использование бюджетных средств.

15. К альтернативным источникам финансовых ресурсов бюджетных учреждений относятся:

а)средства, поступающие из местных бюджетов;

б) средства, поступающие от реализации платных услуг бюджетного учреждения;

в) средства, поступающие из государственных целевых фондов.

Контрольные вопросы

1. Дайте краткую характеристику финансов некоммерческих организаций (предприятий).

2. С какой целью создаются некоммерческие орга­низации, и в какой форме они осуществляют свою деятельность?

3. Назовите источники финансовых ресурсов некоммерческих учреждений.

4. Как рассчитать годовую потребность бюджетного учреждения в финансовых ресурсах?

5. Какие отрасли относятся к социальной сфере?

6. На какой срок составляется смета расходов бюджетных учреждений ?

7. Назовите альтернативные источникифинансовых ресурсов бюджетных учреждений.

Наши рекомендации