Создание и порядок государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь.

Иностранные инвесторы могут создавать юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных инвестиций и в любых организационно-правовых формах. Ими могут создаваться филиалы и представительства в соответствии с законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь

Коммерческими организациями с иностранными инвестициями являются юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 тысяч долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ и частных иностранных унитарных предприятий.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут быть образованы в виде коммерческих совместных организаций, уставный фонд которых состоит частично из доли иностранного инвестора и доли физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо коммерческих иностранных организаций, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют 100 %.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана путем ее учреждения или в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций или путем приобретения предприятия как имущественного комплекса в целом, собственником которого не является иностранный инвестор, или его части.

Решение о создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается ее учредителями (участниками) самостоятельно, включая случаи приобретения иностранным инвестором в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций доли участия (акций), в результате чего размер иностранных инвестиций в уставном фонде составит сумму не менее 20 тыс. долларов США в эквиваленте. В случае, когда белорусскими учредителями (участниками) коммерческой совместной организации являются юридические или физические лица, не обладающие правом собственности на инвестируемое имущество, решение об участии таких лиц в создании коммерческой организации с иностранными инвестициями принимается в порядке, установленном собственником инвестируемого имущества или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе иметь дочерние и зависимые общества, дочерние унитарные предприятия с правами юридического лица, а также создавать филиалы и представительства на территории Республики Беларусь и за ее пределами с соблюдением условий, предусмотренных законодательством Республики Беларусь и соответствующим законодательством иностранных государств.

Филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными инвестициями действуют на основании положений о них, утверждаемых коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Они открывают счета в уполномоченных банках. На территории Республики Беларусь филиалы и представительства коммерческих организаций с иностранными инвестициями не являются юридическими лицами.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями считается созданной с момента ее государственной регистрации. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется городскими исполнительными комитетами, областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом.

Банки, небанковские кредитно-финансовые организации с иностранными инвестициями подлежат регистрации в Национальном банке Республики Беларусь.

Страховые, перестраховочные организации с иностранными инвестициями должны быть зарегистрированы в республиканском органе государственного контроля в области страхования.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями в свободных экономических зонах проходят государственную регистрацию в администрации свободной экономической зоны.

Государственная регистрация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляется на основании пакета документов, перечень которых предусматривается в соответствующих актах законодательства.

Документы на государственную регистрацию передаются регистрирующему органу, который обязан выдать документ установленной формы, подтверждающий их получение. Регистрация осуществляется в течение не более 15 дней со дня подачи ее учредителями (участниками) заявления и необходимых для этого документов. О регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями регистрирующим органом в письменной форме сообщается в течение 5 дней со дня принятия решения о регистрации – учредителям (участникам) этой коммерческой организации, в течение 10 дней со дня принятия решения о государственной регистрации – в Министерство юстиции Республики Беларусь, 15 дней – в налоговые органы и органы государственной статистики по месту государственной регистрации.

Регистрирующий орган выдает коммерческой организации с иностранными инвестициями свидетельство о регистрации и публикует данные о регистрации в печати.

В государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано по основаниям нарушения установленного законодательными актами Республики Беларусь порядка создания организации, несоответствия учредительных документов требованиям законодательства Республики Беларусь. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности ее создания не допускается. Мотивированный отказ в регистрации должен быть направлен его учредителям (участникам) регистрирующим органом в течение 5 дней со дня принятия решения об отказе. Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями в соответствии с законодательством Республики Беларусь могут обжаловать в суд отказ в проведении государственной регистрации или отказ в ней по мотивам, которые они считают необоснованными.

БИЛЕТ 20

Проектное финансирование, его содержание и особенности организации. Типы проектного финансирования.

Под проектным финансированием (ПФ) в общем случае можно понимать вложения собственных средств и мобилизацию внешних ресурсов на основе тщательно проработанных проектов, включая взаимосвязи их участников. Применительно к кредитным отношениям рациональным представляется определение ПФ как кредитования при условии, что единственным или основным источником погашения долга является доход от проекта, а обеспечением служат создаваемые активы. Такой подход представляется наиболее верным с позиции квалифицированной и активной деятельности банка для успеха кредитуемого проекта.

Проектное финансирование представляет мощное средство притока инвестиций. Идея ПФ в этом случае заключается в привлечении одного или нескольких источников ресурсов для проекта, согласовании интересов его участников, распределении рисков. За рубежом к основным положениям ПФ относят участие подготовленных к сотрудничеству партнеров и квалифицированную поэтапную подготовку проекта.

В проектном финансировании выделяются две основные задачи: проработка точек экономического роста и привлечение ресурсов под конкретные инвестиционные предложения. Финансово независимые инициаторы проектов могут ограничиваться только первой задачей, если им не выгодно привлекать более дорогие внешние ресурсы. Инициаторы проектов, нуждающиеся в ресурсах, решают первую и вторую задачи.

Изучение точек и стратегий экономического роста характерно для действующих предприятий. Программы полного использования потенциала включают проекты инвестиций и инноваций, купли предприятий, их продажи, слияния, деления, а также другие мероприятия.

Проектное финансирование имеет определенное сходство с венчурным финансированием (ВФ), но, по сути, они различны. ВФ в основном осуществляется венчурным капиталом для инновационных проектов с высоким техническим и коммерческим риском. Венчурные предприниматели готовы к убыткам. В проектном же финансировании риски значительно ниже, проекты достаточно апробированы, чрезмерный риск недопустим. Однако рубежи границы между венчурным и проектным финансированием размываются при осуществлении высокотехнологичных проектов.

Проектное финансирование в банках

При традиционном кредитовании анализ возможности выдачи кредита нацелен на изучение прошлого и нынешнего положения заемщика, получение гарантий возврата средств вне связи с успехом предприятия. Проектное же финансирование незначительно зависит от информации о состоянии заемщика. Главное - изучение проекта и его влияния на будущие показатели предприятия.

Традиционные схемы финансирования под обеспечение или на основе изучения баланса и оборотов по счету заемщика не предполагают поиск и анализ проектов для эффективного размещения средств. При проектном же финансировании пассивная позиция банка сменяется на активную, устанавливается качественно новый уровень взаимоотношений банка и заемщика. Активная позиция финансирующей стороны, проявляется в поиске проектов, их тщательном анализе, контроле за ходом проекта. Инициаторы проектов получают доступ к денежным средствам и возможность осуществить свои планы, а кредиторы и инвесторы могут эффективно размещать ресурсы.

Кредитор может принять риски заемщика в целом (ПФ без регресса на заемщика), частично или вообще не принимать риски. Последний вариант, то есть полный регресс на заёмщика, предполагает наличие обеспечения и низкую стоимость ресурсов. Такой вариант ПФ приемлем для малоприбыльных социальных проектов.

Возможно предоставление кредита, вход банка в дело, а затем продажа доли банка. Кредитные платежи и ставка процентов могут привязываться к стадии проекта и его фактическим результатам. Распространен вариант предоставления денег без процентов при условии получения части будущего бизнеса. Договора между участниками проекта могут предусматривать раздел продукции, соглашения типа «поставляй или плати», «бери или плати», выход из дела после получения определенной прибыли и т.д. Поэтому для ПФ важны тщательная проработка проекта, согласование действий участников, наличия развитых институтов правовых отношений.

Особенности и рынок проектного финансирования

Проектное финансирование относится к наиболее весомым и перспективным схемам инвестиций, применяется в государственном и частном секторе экономики, в развитых и развивающихся странах. Повышенные требования к проектам благоприятно влияют на их эффективность, а точные финансово-экономические расчеты и учет рисков нередко представляют решающий фактор конкурентной борьбы. Проектное финансирование всё чаще представляет связующее звено между наукой и производством, финансовыми учреждениями, инвесторами и инициаторами проектов.

По сравнению с традиционным финансированием ПФ имеет ряд негативных моментов для инициатора проекта. К ним относятся повышенная стоимость ресурсов вследствие компенсации риска инвестора и комиссионных за организационную работу, увеличенная стоимость проекта и длительность его рассмотрения, строгий контроль со стороны других участников проекта, необходимость привлечения наиболее квалифицированных разработчиков проектов и экспертов, возможность потери прав на созданный объект. Тем не менее, несмотря на повышенную стоимость ресурсов ПФ представляет более доступный инструмент финансирования в сравнении, например, с выводом акций на биржу.

В Национальной программе привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до 2010 года проектное финансирование выделено отдельным разделом. Вместе с тем, на практике оно используется незначительно. При существенном за последние годы росте инвестиционного потенциала эффективность вложений и масштабы их привлечения не в полной мере соответствуют целям развития республики. Применение ПФ тормозится рядом организационных, правовых, методических и других факторов.

В зависимости от конкретных условий используются различные типовые процедуры поиска и подготовки проектов. Их суть в поэтапной разработке инвестиционных предложений с целью повышения их качества и снижения проектных затрат. Проекты могут готовиться автономно или в рамках так называемых программ полного использования потенциала, стратегий роста и других комплексных мероприятий развития предприятия.

Типовой инвестиционный цикл, как известно, включает прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии. В этой связи необходимо учитывать, что проектное финансирование характеризуется большим объемом работ на прединвестиционной стадии. Изучаются возможности инвестиций, ведутся переговоры с потенциальными участниками проекта, разрабатываются и проверяются бизнес-идеи и т. д. Участники проекта работают с рядом различных документов: запросы и предложения проектов и технологий, инвестиционное или технико-экономическое обоснование (ТЭО) обоснование, предварительные, промежуточные и окончательные бизнес-планы проекта, предконтрактные протоколы и другие материалы. ТЭО представляет техническую и экономическую проработку проекта. Бизнес-плансодержит описаниепроекта и план его реализации. Подготовка проектно-конструкторской документации, как обязательный элемент материального воплощения объекта инвестиций, относится к инвестиционной стадии.

Учитывая сложности подготовки проектов важным вопросом является сокращение сроков прединвестиционной стадии и затрат на проектирование. Его решение заключается в использовании типовых лаконичных материалов и процедур подготовки проекта, улучшении информационного обеспечения специалистов. Современные подходы к инвестиционному планированию предполагают минимизацию числа показателей до уровня достаточного для принятия рациональных управленческих решений. Это обеспечивает эффективное применение информационных технологий разработки проектов, увеличивает число рассматриваемых вариантов, снижает расходы на подготовку исходных данных и обработку материала.

Наши рекомендации