Повседневная работа с персоналом

ü планирование;

ü организация;

ü принятие решений;

ü мотивация;

ü лидерство.

Вопросы:

1. В чем вы видите взаимозависимость и взаимообусловленность различных составных частей данной схемы ?

2. Какие элементы схемы по их значимости играют "первую скрипку" в действиях менеджера?

3. Соответствует ли представленная схема задачам, стоящим сегодня перед системой управления человеческими ресурсами?

Задание № 21

Анализ показывает, что применительно к российской практике к типичным ошибкам в кадровой политике предприятия относят отсутствие:

ü процедуры ознакомления вновь принятого сотрудника с предприятием (работник с момента найма обычно ощущает себя оторванным от коллектива);

ü планирование карьеры, лишающее работника перспективы;

ü должной информированности, в результате чего работник мало отождествляет себя с интересами фирмы;

ü чувства ответственности, ”замораживающие” инициативу работника;

ü коммуникаций, позволяющих работнику высказывать свои претензии, соображения и получать удовлетворяющие его ответы;

ü продвижения по службе, что делает невыгодным для работника качественное проявление себя в труде.

Вопросы:

1. Как вы полагаете, какие еще типичные ошибки и недоработки характерны для практики управления человеческими ресурсами применительно к сегодняшней России?

2. Какие нововведения в управлении персоналом могли бы внедрить вы, если бы были назначены менеджером по кадрам российской фирмы?

Задание № 22

Для того чтобы более полно использовать творческий потенциал коллектива, необходимо:

ü безоговорочная поддержка руководством инновационных идей. Ценностные установки руководителей во многом способствуют созданию в организации инновационного климата, особой атмосферы, благоприятствующей свободному, творческому поиску и реализации нововведений;

ü всемерное содействие экспериментаторству на всех уровнях и во всех подразделениях организации. Энтузиастам предоставляются все возможности реализовать их новаторские идеи (в продуктах, процессах, организационных методах). В этом менеджеры видят эффективный метод борьбы с бюрократизацией и косностью мышления, убивающими нетривиальные идеи;

ü высокое качество постоянное совершенствование коммуникаций. Когда проблема «штурмуется» с разных сторон, образуются новые информационные комбинации и связи на каждом уровне управления, возникает большая вариантность решений. Поэтому инновационные структуры усиливает циркуляцию информации между подразделениями и отдельными сотрудниками. Во время «мозговой атаки» соблюдается непременное условие: никто не имеет права подвергать критике высказанные точки зрения. Свобода мнений и выдвижение идей должна быть гарантирована системой, поощряющей многообразие и несхожесть идей;

ü применение стиля, называемого участием в управлении. Работники должны быть вовлечены во все фазы внедрения инновации и принятия решения. Такое участие предупреждает сопротивление персонала технологическим и организационным нововведениям, способствует улучшению показателей производственной деятельности;

ü использование комплексных мотивационных систем, включающих различные формы и методы материального поощрения творческой и инновационной деятельности, и, кроме того, множество мер социально-психологического воздействия на работников. Данная практика основана на том, что наибольшую творческую активность люди проявляют в случае, если руководство фирмы поддерживает в них чувство социальной значимости и защищенности, ответственности и возможности профессионального и должностного роста.

Вопросы:

1. Достаточно ли предложенного в задании, чтобы вы как менеджер «шли в ногу» со временем?

2. Какие ещё управленческие инновации целесообразно использовать в фирме, чтобы добиться высоких результатов?

Задание № 23

Работа менеджера с кадрами, считают специалисты, заключается в том, чтобы:

ü выражать заинтересованность менеджера в ознакомлении с мнениями и оценками сотрудников фирмы;

ü создать обстановку, в которой работники могут безбоязненно высказывать свое мнение;

ü улучшать внутрифирменные коммуникации;

ü выявлять проблемные области и направлять усилия на разрешение конфликтов;

ü оперативно обновлять информацию и актуализировать базы данных по труду;

ü оценивать эффективность и действенность корпоративной политики;

ü способствовать улучшению атмосферы кооперации и сотрудничества;

ü определять направление совершенствования организации труда и управления;

ü вовлекать персонал в решение корпоративных задач и поддерживать чувство ответственности за экономический успех фирмы.

Вопросы:

1. Как вы полагаете, все ли основные направления деятельности кадрового менеджмента здесь обозначены или что-то упущено (последнее конкретизировать)?

2. Применительно к российской практике на какие особенности и обстоятельства следует делать упор в управлении человеческими ресурсами компании?

Задание № 24

В одном из российских банков в целях совершенствования работы с клиентами было подготовлено совещание руководящего состава, на котором было преложено обсудить следующие вопросы:

1. Нужен ли в банке меморандум, который определяет долгосрочные цели банка направленные на обеспечение клиентов качественными услугами? Существует ли положение о том, что банк хочет дать клиентам?

2. В положении, касающемся ориентированном на клиентов целей, являются ли эти цели четко определенными или же это лишь лозунги?

3. Существует ли в банке практика проверки удовлетворенности клиентов его продуктами или услугами?

4. Нужен ли банку механизм сбора мнений клиентов по поводу того, как, на их взгляд, можно улучшить качество услуг банка?

5. Используются ли пожелания клиентов для определенных изменений в производственных процессах?

6. Целесообразна ли разработка вместе с бухгалтерией путей изменения, во сколько обходится банку низкое качество услуг (потерянные клиенты, потраченное зря время, низкий моральный дух сотрудников)?

7. Сколь важно проводить тренинги для персонала по обучению работе с клиентами для того, чтобы помочь сотрудникам лучше работать с клиентами?

8. Обладают ли руководители банка достаточными знаниями и навыками, чтобы оказывать поддержку сотрудникам, работающим напрямую с клиентами, в оказании высококлассных услуг?

9. При приеме на работу новых сотрудников, сообщается ли им, что одним из непременных условий успешной работы в банке является качественное обслуживание клиентов? И как этого добиваются?

10. Достаточно ли развиты в банке технологии (компьютерные и коммуникационные системы) для того, чтобы обеспечить быстрое и эффективное обслуживание клиентов?

11. Сколько эффективно поощряются сотрудники за отличное обслуживание клиентов?

Вопросы:

1. Если бы подготовка совещания была поручена вам, какие вопросы из программы показались бы излишними (и почему) и какие проблемы вы добавили бы в повестку дня?

2. Если бы вы были генеральным менеджером в банке, сочли бы вы проведение такого совещания эффективным и необходимым?

3. Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы все положительные высказывания на совещании были бы замечены, обобщены и воплощены в практику?

Задание № 25

Главное в финансовом менеджменте – принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками её финансирования, как внешними, так и внутрифирменными, а управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте. Поток финансовых ресурсов составляют следующие денежные средства:

ü полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

ü приобретённые на финансовых рынках посредством продажи акций, облигаций, получение кредитов;

ü возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;

ü инвестированные и реинвестированные в производственно-хозяйственную деятельность фирмы;

ü направленные на уплату налоговых платежей.

Вопросы:

1. В чём вы видите главное в работе менеджера фирмы в области управления её денежными потоками?

2. Что, по вашему мнению, и почему служит основным источником пополнения денежных ресурсов фирмы?

3. Какова роль налоговых платежей в потоке финансовых ресурсов российской фирмы?

Задание № 26

Ценные бумаги – это денежные документы, удостоверяющие право владения или пользования, определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцам и предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивиденда или процентов, а также возможность передачи и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.

Другими словами, ценные бумаги – это товар, обращающийся на фондовом рынке. Они должны удовлетворять следующим требованиям: быть доступными для гражданского оборота, признанными регулируемыми государством, быть стандартными, серийными и ликвидными.

Классификация ценных бумаг может осуществляться в зависимости от права владельца на доход или имущество. В таком случае ценные бумаги делятся на:

ü именные, в которых права их владельца подтверждены на основании внесённого в текст бумаги имени владельца. Они учитываются в книге регистрации ценных бумаг, ведущейся эмитентом. В эту группу ценных бумаг входят акции, сертификации, облигации;

ü на предъявителя, по которым для подтверждения и реализации прав их владельца достаточно их предъявления. К ним относятся, чеки, облигации;

ü ордерные, права на эти бумаги должны быть подтверждены предъявлением их и наличием соответствующих передаточных надписей. Эта группа ценных бумаг представлена прежде всего векселями.

Вопросы:

1. В чём вы видите значение рынка ценных бумаг для развития экономики России?

2. Каковы важнейшие отличия основных видов ценных бумаг друг от друга?

3. Почему необходимы разные виды ценных бумаг?

4. Если бы вам представилась возможность стать обладателем ценных бумаг, то какие из них вы бы предпочли и почему?

Задание № 27

Большое внимание в России играет вторичный фондовый рынок – сфера обращения ценных бумаг, в которой они оказываются после продажи их первым владельцем: он в свою очередь приобретает их у эмитента. Практика знает несколько видов вторичного рынка ценных бумаг:

Внебиржевой рынок, он также называется неорганизованным. Его особенности:

ü здесь не существует единого центра, который бы организовывал торговлю ценными бумагами;

ü характерно отсутствие единого курса у одинаковых ценных бумаг;

ü имеет место множественность продавцов ценных бумаг (коммерческие банки, страховые компании, брокерские и дилерские фирмы и т.д.)

В России внебиржевой рынок в основном развивался за счет деятельности брокерских фирм. Этот рынок, как правило, связан с первичным размещением ценных бумаг.

Фондовая биржа – рынок ценных бумаг, работающий по точно определенным принципам, а именно:

ü установление на основе аукционной торговли единого курса на одинаковые ценные бумаги одного эмитента;

ü гласность совершаемых на бирже операций;

ü проверка качества и надёжности продаваемых ценных бумаг.

Фондовая биржа – важнейшая часть рынка ценных бумаг. Она способствует накоплению капитала и его распределению. Одновременно на бирже не продаются все виды ценных бумаг. Торговля на фондовой бирже ведётся сессиями.

Большие потенциальные возможности для обращения на фондовых биржах России имеют векселя банков и компаний. Для фондовых бирж перспективно сотрудничество с крупными институциональными инвесторами, в особенности с инвестиционными фондами.

Вопросы:

1. Каковы, на ваш взгляд, основные характеристики российского вторичного рынка ценных бумаг сегодня?

2. Каковы трудности функционирования сегодняшнего рынка ценных бумаг в России?

3. Каковы задачи менеджмента российской фирмы в использовании возможностей рынка ценных бумаг?

4. В чём вы видите перспективы дальнейшего развития отечественного вторичного фондового рынка?

Задание № 28

Любой бизнес – дело рискованное. Риск – это вероятность возникновения убытков или неполучения доходов по сравнению с прогнозируемым вариантом. Усиление риска, по сути, - оборотная сторона свободы предпринимательства, своеобразная плата за нее. По мере развития рыночных отношений в нашей стране усиливается конкуренция. Чтобы выжить в этих условиях, нужно решиться на внедрение технических новшеств и смелые, нетривиальные поступки, а это усиливает риск. Приходится смириться с неизбежностью риска и научиться прогнозировать события, оценивать риск, не переходить за допустимые его пределы.

Выделяют следующие основные виды предпринимательского риска:

Производственный риск связан с выпуском продукции, товаров, с осуществлением любых видов услуг и производственной деятельности. Наиболее важные причины производственного риска – возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных и других затрат, уплата завышенных отчислений и налогов и т.д.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров, производственных или закупленных предпринимателем. Причины коммерческого риска – снижение объема реализации вследствие изменения конъюнктуры или других обстоятельств, повышение закупочной цены товаров, непредвиденное снижение объема закупок, потери товара в процессе обращения, повышение издержек обращения.

Финансовый риск – возникает в сфере взаимодействия предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Он измеряется чаще всего соотношением заемных средств к собственным: чем выше это соотношение, тем в большей степени предприятие зависит от кредиторов и тем выше финансовый риск, так как прекращение кредитования или ужесточение условий кредита может повлечь за собой остановку производства из–за отсутствия сырья, материалов и т.д.

Вопросы:

1. Какие риски имеют превалирующее значение в российской деловой практике?

2. Какие риски, имеющие место в России не укладываются в систему приведенных ранее рисков?

Задание № 29

Кризис- это особое состояние, перелом в развитии фирмы, которые определяются внутренними и внешними объективными и субъективными факторами. Причинами кризиса могут быть финансово-экономическое положение в стране (инфляция, безработица, неплатежи, сокращение инвестиций, экономическая политика государства), обострение конкуренции, непрофессиональное управление фирмой, природные и общественно-политические катаклизмы. Кризис может рассматриваться как объективно обусловленная стадия жизненного цикла деятельности фирмы, когда застой и спад диктуют необходимость ее обновления, модернизацию и реконструкцию.

В условиях кризиса необходимо специфическое антикризисное управление, характеризуемое определенными подходами и приемами. Сущность антикризисного управления составляют радикальные перемены в деятельности фирмы. Управление кризисом, как правило, требует быстрых и решительных перемен.

Антикризисное управление призвано предупреждать и смягчать кризисы, обеспечивать выживание фирмы в условиях кризиса, и ликвидировать потери при выходе из кризиса. Ключевыми проблемами антикризисного управления являются диагностика и прогнозирование кризисов, вхождение и выход из кризиса, ликвидация их последствий. Решающую роль в антикризисном управлении играют стратегии менеджмента.

Стратегия антикризисного управления может быть следующей:

 
  Повседневная работа с персоналом - student2.ru

Повседневная работа с персоналом - student2.ru Повседневная работа с персоналом - student2.ru

 
  Повседневная работа с персоналом - student2.ru

Стратегия должна соответствовать типу кризиса. К основным типам кризиса относятся кризисы дефицита ресурсов, сбыта продукции, неплатежей и др. Кризис может быть комплексным, что характерно в настоящее время для России.

Предлагаются следующие вводные данные для разработки стратегии антикризисного управления:

1. Анализ управленческой ситуации.

2. Уменьшение доли фирмы на рынке.

3. Низкий уровень прибыли.

4. Уменьшение спроса на продукцию фирмы.

5. Устаревшая продукция.

6. Проблема с качеством и надежностью продукции.

7. Высокая задолженность перед банком и поставщиками.

8. Недовольство покупателей.

9. Низкая платежеспособность покупателей.

10. Недостаток оборотных средств.

11. Устаревшие методы производства и продажи.

12. Высокая текучесть кадров.

13. Раздутый громоздкий административный аппарат.

14. Нерегулярные выплаты зарплаты.

15. Отсутствие гибкого управления.

16. Перечень чрезвычайных мер.

17. Выход на новые рынки.

18. Осуществление упреждающих кризис времен.

19. Увеличение доли фирмы на рынке по конкурентоспособным видам товаров.

20. Изучение опыта конкурента.

21. Привлечение помощи консультантов.

22. отказ от нерентабельных видов продукции.

23. Ликвидация непрофильных видов деятельности.

24. Переобучение персонала.

25. Наем персонала.

26. Увольнение персонала.

27. Формирование команды единомышленников.

28. Сокращение аппарата.

29. Предоставление работникам большей свободы общения и принятия решения.

30. Установление жесткой дисциплины.

31. Ужесточение контроля за расходами, дисциплиной.

32. Сокращение запасов.

33. Сокращение издержек производства и обращения.

34. Организация маркетинговых исследований.

35. Стимулирование сбыта продукции.

36. Проведение рекламных компаний.

37. Формирование благоприятного имиджа фирмы.

38. Отказ от выплаты дивидендов по обыкновенным акциям.

39. Усиление централизации управления.

40. Децентрализация управления.

41. Обращение к правительству за помощью.

42. Сокращение экономического пространства- частичное закрытие предприятия.

43. Переизбрание Совета директоров.

44. Объединение с другими фирмами.

45. Разводнение уставного капитала – дополнительный выпуск акций.

46. Смена президента фирмы.

47. Привлечение новых крупных инвесторов.

48. Продажа акций работникам.

49. Диверсификация производства.

50. Кружки качества.

51. Быстрая реакция на жалобы покупателей.

52. Заботы об обслуживании потребителей (какая именно?)

53. Изменение стиля руководства (в каком именно?)

54. Изменение стиля руководства (в каком направлении?)

55. Реорганизация структуры управления (в чем состоит?)

56. Введение гибкой системы стимулирования работников. Участие в прибыли.

57. Поощрение предприимчивости.

58. Разработка бизнес-плана.

59. Участие работников в управлении.

60. Объявление банкротства.

Исходя из перечня вводных данных, характерных для промышленно-торговой фирмы, определить:

ü Признаки кризисной ситуации;

ü Причины возникновения кризисной ситуации;

ü Меры, позволяющие предотвратить разрастание кризисной ситуации;

ü Меры по управлению кризисом на стадии вхождения в кризис;

ü Меры по управлению кризисом на стадии выхода из кризиса;

ü Меры по ликвидации последствий кризиса.

Задание № 30

К источникам финансового оздоровления и развития предприятий относятся:

Активный маркетинг Финансовая политика Инвестиционная политика Ассортиментная политика  

Повседневная работа с персоналом - student2.ru

Повседневная работа с персоналом - student2.ru Кадровая политика и управление персоналом Внешняя деловая сеть Интеграция с зарубежными партнерами Внутренний экономический механизм Организационная структура управления Информационные сети и коммуникации Имущественная политика Инновационная политика Техническая политика Формирование предпринимательской среды Программа реформирования и оздоровления
Формирование собственника Команда Внутрифирменная культура Система управления Стратегия Механизм саморазвития  

Вопросы:

1. Какие источники финансового оздоровления фирмы из приведенных имеют, по вашему мнению, приоритетное значение?

2. В чем вы наблюдаете взаимосвязь и взаимозависимость предложенных источников?

3. Какие источники финансового благополучия компании можно было бы еще привести?

Задание № 31

Ниже приводится сравнительная оценка конкурентоспособности фирмы:

Фактор конкурентоспособности Главный конкурент
А Б
Товар Качество Технико-экономические показатели Престиж торговой марки Упаковка Уровень послепродажного обслуживания Гарантийный срок Уникальность Многовариантность использования Надежность Защищенность патентами информации      
Каналы сбыта Формы сбыта ü прямая доставка; ü торговые представители; ü предприятия – производители; ü оптовые посредники; ü комиссионеры и маклеры; ü дилеры. Степень охвата рынка Размещение складских помещений Система транспортировки Система контроля запасов      
Цена Продажная Процент скидки с цены Сроки платежа Условия предоставления кредита Условия финансирования покупки      
Продвижение товара на рынок Реклама: ü для потребителей; ü для торговых посредников. Индивидуальная продажа: ü стимулирование потребителей; ü демонстрационная торговля; ü показ образцов товара; ü подготовка персонала сбытовых служб Продвижение товара по каналам сбыта Телевизионный маркетинг Продажа товаров через средства массовой информации      

Вопросы:

1. Какие показатели из приведённых выше играют, на ваш взгляд, главную роль?

2. Какие показатели, по вашему мнению, можно было бы использовать дополнительно для получения более точной картины конкурентного положения конкретной фирмы?

Наши рекомендации