Статистическое изучение динамики прибыли от реализации продукции, работ, услуг
Прибыль от реализации продукции, работ, услуг или прибыль от основной деятельности представляет собой основную часть прибыли отчетного периода и поэтому ей отводится главенствующая роль в статистическом исследовании финансовых результатов деятельности промышленных предприятий.
Прибыль от реализации одного изделия определяется как разность между ценой реализации (за вычетом НДС, акцизов и иных платежей из выручки) и себестоимостью этого изделия. В свою очередь, прибыль от реализации всего объема продукции, работ, услуг определяется как
П = ∑qp - ∑qz. (11.1)
Тогда индекс, характеризующий динамику прибыли от реализации продукции, работ, услуг (в дальнейшем прибыль от реализации), может быть рассчитан по формуле
, (11.2)
а абсолютное изменение прибыли от реализации в формальном виде выглядит следующим образом:
∆П = . (11.3)
Эти формулы позволяют сделать вывод о том, что на динамику прибыли оказывают влияние такие факторы как:
- объем реализации продукции;
- структурные сдвиги в ассортименте продукции;
- себестоимость продукции;
- цены на продукцию.
При проведении факторного анализа вначале объединяется влияние таких факторов как изменение физического объема услуг и продукции и структурные сдвиги в ассортименте выпускаемой продукции.
Тогда:
1. Влияние изменения физического объема и ассортиментных сдвигов на уровень прибыли от реализации может быть оценено как
(11.4)
или в абсолютном выражении
∆П(q + асс.) = . (11.5)
Однако в статистическом анализе рекомендуется отдельно выделять влияние этих факторов. При этом будем исходить из того, что при прочих равных условиях (т.е. ценах, себестоимости, ассортименте) изменение суммы прибыли прямо пропорционально изменению физического объема.
При этом
, (11.6)
а ∆П(q) = . (11.7)
Влияние структурных сдвигов может быть определено как
. (11.8)
Или в абсолютном выражении
∆П(асс.) = ∆П (q + асс.) - ∆П(q) . (11.9)
Такой способ определения ∆П(асс.) называется сальдовым (суть сальдового метода : из общего отклонения вычитаются отклонения, вызванные другими факторами, и определяется отклонение, вызванное исследуемым фактором).
2. Влияние изменения себестоимости на уровень прибыли от реализации может быть оценено как
. (11.10)
В абсолютном выражении
∆П(z) = ( . (11.11)
3. Влияние изменения цен на продукцию
. (11.12)
В абсолютном выражении
∆П(р) = . (11.13)
Суммарное влияние всех факторов
∆П = ∆П(q) + ∆П(асс) + ∆П(z) + ∆П(р). (11.14)
Связь индексов
IП = I П(q) + I П(асс) + I П(z) + I П(р). (11.15)
Например, имеется следующая информация о формировании прибыли от реализации за 2 года.
Таблица 11.1 – Исходные данные для анализа прибыли от реализации
Показатели | Базисный год | Отчетный год |
1. Реализация продукции в отпускных ценах (без НДС, акцизов и других платежей), млн. руб. | (∑qopo) | (∑q1p1) |
2. Реализация продукции отчетного периода в ценах базисного периода, млн. руб. | (∑q1p0) | |
3. Себестоимость реализованной продукции, млн. руб. | (∑q0 z0) | (∑q1z1) |
4. Реализация продукции отчетного периода по себестоимости базисного периода, млн. руб. | (∑q1z0) | |
5. Прибыль от реализации продукции (стр.1-стр.2), млн. руб. |
Общее изменение прибыли от реализации продукции составило:
,
или в абсолютном выражении
∆П = 37200 – 27900 = 9300 (млн. руб.).
Это изменение сложилось под воздействием:
1) влияния объема реализации и ассортиментных сдвигов:
,
или
∆П (q+асс) = 36300 – 27900 = 8400 (млн. руб.) в т.ч.
а) влияния объема реализации:
,
или
∆П(q) = ,
∆П(q) = ;
б) влияния ассортимента сдвигов:
,
или
∆П(асс.) = ∆П ( q + асс.) - ∆П(q),
∆П(асс.) = 8400 – 3190 = 5210 млн. руб.;
2) влияния себестоимости реализованной продукции:
,
или в абсолютном выражении
∆П(z) =37500 – 36300 = 1200 млн. руб.
Такую же сумму мы получим из разности
∆П(z) = ,
∆П(z) = ;
3) влияния цен на продукцию:
,
или абсолютном выражении:
∆П(р) =37200 – 37500 = -300 (млн. руб.)
или
∆П(р) = ,
∆П(р) = .
Связь индексов:
IП = I П(q) + I П(асс) + I П(z) + I П(р)
1,1143 ∙ 1,1676 ∙ 1,0331 ∙ 0,9920 = 1,3333
Сумма абсолютных отклонений:
∆П = ∆П(q) + ∆П(асс) + ∆П(z) + ∆П(р)
3190 + 5210 + 1200 – 300 = 9300.
Следовательно, рост прибыли в отчетном году на 33,33% или на 9300 млн. руб. был в наибольшей степени вызван ростом объема реализации и ассортиментными сдвигами в объеме реализованной продукции. Положительно сказалось на динамике прибыли (рост на 3,31%) и снижение себестоимости реализованной продукции. И только фактор цен дает отрицательное воздействие, т.е. уменьшение прибыли на 0,8% или 700 млн. руб.
В статистическом анализе могут быть использованы различные факторные модели, позволяющие исследовать взаимосвязь:
а) прибыли отчетного периода и прибыли от реализации
ПОП = П ∙ ; (11.16)
б) прибыли от реализации и чистой прибыли
ЧП = П ∙ ∙ (11.17)
и другие.