Реорганизация кредитно-банковской системы в период реформы 80-90-х гг. XX века
Реорганизация банковской системы 1987 г. предусматривала изменение ее организационной структуры, повышение роли банков, усиление их влияния на развитие народного хозяйства, превращение кредита в действенный экономический рычаг.
На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала создание двухуровневой банковской системы всоставе центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство. На Госбанк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, а также разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам СССР.
Другие банки специализировались на обслуживании различных народнохозяйственных комплексов (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк) или на обслуживании отдельных видов деятельности (Сбербанк, Внешэкономбанк).
Была создана система банков в следующем составе:
- Государственный банк СССР (Госбанк СССР);
- Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР);
- Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР);
- Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР);
- Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР);
- Банк трудовых сбережений и кредитования населения СССР (Сбербанк СССР).
Главной целью преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Однако реорганизация не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивались экономические отношения.
Для решения этих задач были изменены статус Госбанка и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения Правительства и получил необходимую экономическую независимость.
В декабре 1990 г. впервые на общегосударственном уровне приняты Законы СССР «О Государственном банке СССР» и «О банках и банковской деятельности», определившие новые банковские структуры. После приобретения Россией суверенитета на базе Государственного банка СССР был создан Центральный банк РСФСР (Банк России), который являлся главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР (действовал параллельно с Государственным банком СССР). У ГБ СССР появилась существенная дополнительная функция – организация работы с коммерческими банками различного направления. ГБ устанавливал для них экономические нормативы и следил за их соблюдением.
Вследствие разрыва в начале 90-х гг. хозяйственных связей СССР 20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен, все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы ЦБ РФ – Банку России.
В результате в России сложилась двухуровневая банковская система, нижний уровень которой представлен совокупностью коммерческих банков, филиалов и представительств иностранных банков.
Цели деятельности и функции Центрального банка. Операции Центрального банка.
Цели и функции центрального банка. Цели проведения денежно-кредитной политики. Объекты денежно-кредитного регулирования. Особенности пассивных операций Центрального банка. Эмиссия банкнот и депозитно-чековая эмиссия. Особенности активных операций Центрального банка. Учетно-ссудные операции и инвестиционная деятельность Центрального банка.
Идеяцентрального банка как органа государственного надзора и контроля за деятельностью всех банков зародилась в условиях развитых рыночных (капиталистических) отношений. В большинстве западных стран функции центральных банков были закреплены за определенными банками в середине XIX - начале XX в. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром в 1848 г., Рейхсбанк и Банк Испании - с 1874 г., Федеральная резервная система США - с 1913 года. По свидетельству историков первым ЦБ был Риксбанк - Центральный банк Швеции (1668 г.). В большинстве западных стран центральные банки как бы вырастали «снизу», действовали как независимые кредитно-эмиссионные центры.
Интересна история возникновения Банка Англии. Он образовался в 1694 году, когда правительству для ведения войны с Францией понадобился крупный заем. Для предоставления этого займа несколько крупных лондонских купцов объединились и образовали частный акционерный банк. В качестве благодарности за оказанную правительству услугу они получили право эмиссии банкнот, свободно разменивавшихся на золото. В течение полутора веков Банк Англии выполнял роль главного банка, но только в 1844 г. эта роль была закреплена за ним в законодательном порядке.
Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального означало начало формированиядвухуровневой банковской системы, на верхнем ярусе которой находится центральный банк, а на нижнем - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты. Создание двухуровневой банковской системы обусловлено противоречивым характером рыночных отношений. С одной стороны, они требуют свободы предпринимательства, которая обеспечивается институтами нижнего уровня - коммерческими банками и СКФИ, а с другой стороны, этим отношениям необходимо регулирование - и это обстоятельство требует наличия ЦБ.
История многих стран доказала, что централизованное регулирование служит обязательной предпосылкой эффективности банковской системы. С этой точки зрения создание ЦБ с функциями регулирования кредитно-денежных отношений явилось историческим открытием, позволившим эффективно контролировать стихию рынка при сохранении свободы частного предпринимательства.
В настоящее время почти во всех странах мира имеются центральные банки, однако, между ними есть существенные различия, обусловленные особенностями политического и финансово-экономического развития разных стран.
Центральный банк Российской Федерации является высшим органом банковского регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.
Банк России является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Свои функции и полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Федеральным Законом «О ЦБ РФ» осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Финансовая независимость ЦБ РФ выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Уставный капитал (3 млрд. руб.) и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.
В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке, основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.
В соответствии со статьей 4 Федерального Закона о Центральном банке Российской Федерации Банк России выполняет следующие основные функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует наличное денежное обращение и утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы России, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
18.1) осуществляет выплаты Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.