Учет готовой продукции и ее реализации
1. Понятие готовой продукции, ее группировка, оценка и задачи учета.
2. Документальное оформление и учет оприходования готовой продукции.
3. Документальное оформление и учет отгрузки (реализации) продукции.
4. Учет расчетов с покупателями.
5. Выявление и учет финансовых результатов от реализации готовой продукции.
Понятие готовой продукции, ее группировка, оценка и задачи учета
Готовая продукция –это запасы в виде изделий и продуктов, полностью законченных обработкой, отвечающих требованиям стандартов и техническим условиям, принятых отделом технического контроля и сданных на склад готовой продукции (не позднее 24 часов последнего дня месяца, или 8.00 утра первого дня следующего месяца).
Показателями продукции являются:
Валовая продукция –это вся продукция и все услуги, вырабатываемые на данном предприятии.
Товарная продукция –эточасть валовой продукции и услуг, предназначенная для реализации.
Реализованная продукция –это отпущенныесо склада покупателю или заказчику готовые изделия и услуги, права собственности на которые перешли к нему, согласно отгрузочных документов.
Готовая продукция признается активом, если:
- существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды от ее реализации или использования.
- ее стоимость может быть достоверно определена.
Единицей учета является каждый ее вид, типоразмер, марка, группа однородной продукции (номенклатурный номер). Используются следующие измерители готовой продукции: натуральные, условно-натуральные, трудовые, стоимостные.
Номенклатура готовой продукции - это перечень наименований, видов изделий, вырабатываемых предприятием. В ее основе лежит классификация изделий по определенным признакам.
Методологические основы учета готовой продукции регламентированы П(С)БУ № 9 «Запасы».
Задачами учета готовой продукции являются:
1. Полное и правильное оприходование готовой продукции на склад и обеспечение контроля за ее сохранностью.
2. Своевременное и правильное документирование операций по движению готовой продукции.
3. Контроль за своевременностью отгрузки и выполнением обязательств по поставкам продукции потребителям.
4. Учет расходов, связанных с реализацией продукции и их своевременное списание.
5. Исчисление фактической производственной себестоимости выпущенной из производства и отгруженной (реализованной) продукции.
6. Определение финансового результата от реализации продукции.
При оприходовании продукции согласно П(С)БУ № 9 должен использоваться метод оценки по первоначальной стоимости.
В отношении продукции, которая изготовлена в цехах данного предприятия, первоначальная стоимость выражается в фактической производственной себестоимости ее изготовления (НЗП на начало отчетного периода + Затраты за отчетный период – НЗП на конец отчетного периода – Списания).
Поскольку фактическая себестоимость выпущенной за месяц готовой продукции может быть подсчитана лишь после окончания месяца, то текущий учет (ежедневный) ведется по условным или текущим ценам. В конце месяца оценка выпущенной продукции корректируется до уровня фактической производственной себестоимости.
Согласно П(С)БУ № 9 при отпуске продукции со склада оценка ее может осуществляться по следующим методам:
· Идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов;
· Средневзвешенной себестоимости;
· ФИФО;
· Нормативных затрат;
· Чистой стоимости реализации.
Фактическая себестоимость реализованной продукции рассчитывается путем определения отклонений от учетных цен и суммированием этих двух величин