Функции и принципы землеустройства в условиях рыночной экономики
Значение землеустройства
Значение землеустройства в условиях современной реформы возрастает, учитывая происходящий интенсивный процесс распределения и перераспределения земель. Реорганизация колхозов и совхозов, появление на их территории множества новых землевладений и землепользовании, выделение в пределах этих земель водоохранных зон, защитных и охранных зон требует надлежащего упорядочения границ земельных участков в процессе землеустройства.
Землеустройство представляет собой последовательность взаимосвязанных картографических, инженерно-технических, инвентаризационных работ по изучению состояния земель, а также по организации территории, включая установление границ объектов землеустройства на местности, выполняемых в соответствии с установленной процедурой и нацеленных на обеспечение рационального землепользования, охраны земель, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Содержание и порядок проведения землеустройства определены в Земельном, Лесном и Градостроительном кодексах РФ, Федеральном законе «О землеустройстве», некоторых постановлениях Правительства РФ, нормативных актах субъектов РФ и ведомственных нормативных актах.
Функции и принципы землеустройства в условиях рыночной экономики
Землеустройство в условиях рыночной экономики выполняет новые функции:
1. формирование земельных участков, включаемых в земельный оборот с установлением их местоположения, площадей и границ, определением их качественных и стоимостных характеристик;
2. формирование земельных участков при разграничении государственной собственности на землю в целях регистрации прав собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
3.формирование информационной базы землеустроительной документации;
4. оценка всех земель, установление спроса и предложения на землю и отслеживание динамики земельного рынка;
5. осуществление операций с землей (разделение, объединение, предоставление, изъятие и др.), выдача документов, удостоверяющих права на землю;
6. регистрация земельных сделок;
7. обеспечение правовых условий оборота земель сельскохозяйственного назначения, включая ипотеку
8. обеспечение реализации прав собственности на землю экономическими и правовыми мерами, определение особых режимов и условий использования земли;
9. подготовка необходимой информации при передаче прав собственности, налогообложении, применении мер экономического стимулирования и экономических санкций.
10. установление территориального зон особого режима использования земель
11. совершенствование механизма передачи права собственности на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них объектов недвижимости;
12. установление порядка определения арендных платежей и выкупных цен за земельные участки с учетом их сопоставимости, необходимости уменьшения размера отвлекаемых собственных средств предприятий на данные цели, в том числе с учетом возможности рассрочки платежей по выкупу земельных участков;
13. создание единого кадастра объектов недвижимости на федеральном уровне;
14 совершенствование системы государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним с индивидуализацией земельных участков и иных объектов недвижимости;
15. создание реестра свободных земель, обеспеченных соответствующей производственной инфраструктурой;
16. упрощение предоставления права на земельные участки в целях реализации инвестиционных проектов;
17. законодательное оформление концепции единого объекта недвижимости, предполагающей регистрацию права собственности одновременно на земельный участок и на находящиеся на нем здания (сооружения);
18. обеспечение перехода к преимущественно конкурсному предоставлению земельных участков с их предварительным формированием как объектов недвижимости, предоставляемых в собственность или долгосрочную аренду в целях создания возможности для кредитования будущего строительства под залог земельного участка;
19. организация эффективного контроля за охраной и использованием земельных ресурсов, направленного на сохранение и восстановление природных свойств земель.
Необходимость учета законов природы и интересов общества требует при проведении землеустройства исходить их следующих основных принципов:
1. Первоочередное решение природоохранных задач, обусловленное интенсивным развитием производительных сил при ограниченности природных ресурсов
и во многом за счет них.
2. Максимальный учет природных, эколого-хозяйственных, агроэкологических, ландшафтных свойств территории и экологической устойчивости ее отдельных частей, а также экономических условий при организации землевладений, землепользовании и территориальном размещении производства.
3. Приоритет природоохранного и сельскохозяйственного землевладения и землепользования при перераспределении земель по категориям земельного фонда, между земельными собственниками, пользователями и арендаторами, а также отдельными видами угодий.
4. Строгое соблюдение требований правового регулирования землевладения и землепользования.
5. Комплексный характер организации территории и производства.
6. Экологическая, экономическая и социальная эффективность организации
территории, когда мероприятия по совершенствованию землепользования должны быть обоснованы и должна быть выполнена комплексная оценка всех видов эффективности землеустройства.
7. Обеспечение стабильности (устойчивости) землевладения и землепользования, которая характеризуется длительностью владения и пользования земельным участком в неизменных границах.
8. Учет интересов общества,