Определение местоположения и количества складов
Чем больше склад, тем затраты на хранение и грузопереработку ниже. Но это влечет к тому, что количество складов сокращается, а следовательно снижается сервис продаж так как охват потребителей сокращается и время на доставку увеличивается.
Принимая решения о количестве складов, нужно проанализировать все возможности и угрозы.
Фирма должна достигать наибольшей эффективности в соответствии с наименьшими затратами, также необходимо учитывать:
· Расходы на строительство и эксплуатацию складов, включающие затраты на строительство здания, приобретение оборудования и затраты, связанные с дальнейшей эксплуатацией;
· Затраты на транспорт, включающие первоначальные затраты на развитие транспортной сети (строительство и реконструкция дорог, строительство гаражей, объектов ремонтного хозяйства) и эксплуатационные затраты по доставке и отправке грузов (ремонт ТС и т.п.).
· Предоставляемые логистические услуги (чем ближе к потребителю, тем выше качество услуг);
· Транспортное обслуживание;
· Частота и ритмичность поставок (если нужно часто, 1 склада посередине точно не хватит, нужно много маленьких);
· Размер партии поставки.
3 метода размещения склада:
1) перебора(трудоемкий очень)
2) эвристический(базируется на основе отказа от очевидно неприятных вариантов)
3) метод определения центра тяжести
Определение вида и размера склада
Вид склада определяется особенностями хранимой продукции. Например:
· Сыпучие грузы (зерно) – элеваторные склады.
· Жидкие грузы (масла, кислоты, нефтепродукты) – резервуарные склады.
· Сырье и материалы (уголь, песок) – навес.
· Готовая продукция, независимое производство, инструменты, здания закрытого типа.
· Тары, контейнеры, стройматериалы – открытые и полузакрытые склады.
Сейчас модны одноэтажные склады с высотной зоной хранения. (Колонны каждые 6 метров, нет лифтов и лестниц, дешевле многоэтажного)
Основной компонент складской площади – грузовая площадь = полезная площадь – это площадь, занятая непосредственная под хранение товаров (стеллажи, штабели и т.п.).
В общетоварном складе в общем случае грузовая площадь должна составлять не менее 30% от общей площади склада. Всё остальное – проезды, проходы, подсобные места.
Существует коэффициент полезной площади, он определяется как отношение грузовой площади к общей площади склада. Этот самый коэффициент не должен быть менее 0,3
Sобщ = Sгр + Sвсп + Sпр + Sком + Sрм + Sпэ + Sоэ
Общая площадь склада = грузовая площадь + вспомогательная площадь + площадь приёмки + площадь комплектации + площадь рабочих мест + площадь приёмочной экспедиции + площадь отправочной экспедиции.
Объемно-планировочные решения складских зон грузопереработки.
Требования, предъявляемые для объемно-планировочных решений:
1) Расположение складских зон по отношению друг к другу должно обеспечивать последовательное выполнение всех операций технологического процесса;
2) Разгрузочно-погрузочный фронт разрабатывается с учётом видом и характеристик транспортных средств и интенсивности входящих и выходящих потоков;
3) При работе с различными типами транспортных средств зона разгрузки и зона отгрузки располагаются с противоположных сторон склада;
4) Зона разгрузки должна находиться в непосредственной близости к экспедиции приёмки (если она есть) и складской зоне приёмки.
5) В зоне хранения проходы и проезды определяются в соответствии с применяемым подъемно-транспортным оборудованием;
6) Размещение технологического оборудования пространства и склада должно обеспечивать не только максимальное использование площади, но и максимальное использование высоты склада;
7) Зона экспедиции отправки должна иметь прямой выход к местам отгрузки.