Обязательный аудит по поручению государственных органов
В соответствии с п.6 временных правил, обязательные аудиторские проверки любых экономических субъектов могут проводиться по поручению органов дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда.
Вышеперечисленные органы вправе, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, поручить аудитору провести аудиторскую проверку экономического субъекта, при наличии в производстве (заинтересованности) указанных органов.
При наличии возбужденного уголовного дела либо принятого к производству (исполнению) гражданского дела, либо дела подведомственного арбитражному суду.
В соответствии с изменениями, внесенными в закон Российской Федерации "о федеральных органах налоговой полиции и уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", к органам предварительного следствия относятся также федеральные органы налоговой полиции.
Срок проведения аудиторской проверки по поручению налоговой полиции определяется по договоренности с аудиторской фирмой и, как правило, не может превышать двух месяцев.
Временными правилами аудиторской деятельности аудитору предоставлено право отказаться от проведения аудиторской проверки в случае:
1) непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации;
2) необеспечения государственными органами, поручившими проведение проверки, личной безопасности аудитора и членов его семьи при наличии такой необходимости.
С согласия аудитора проверка может проводиться по документам финансовой отчетности, изъятым или затребованным в установленном порядке органами дознания, прокурором, следователем и т.д.
Оплата работы аудитора, при проведении проверки по поручению государственных органов, проводится предварительно за счет проверяемого экономического субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Советом министров, Правительством Российской Федерации с учетом средней ставки оплаты, сложившийся на рынке аудиторских услуг.
Повторные аудиторские проверки экономического субъекта по тем же основаниям, по поручению государственных органов, производится только за счет средств республиканского бюджета и не могут быть осуществлены аудитором, проводившим первоначальную проверку.
Данные, полученные в ходе аудиторской проверки проводимой по поручению государственных органов, могут быть преданы гласности, до вступления в силу приговора (или решения суда), только с разрешения указанных органов и только в том объеме, в каком они признаю это возможным.
Заключение аудитора по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.
20.Внутрихозяйственный финансовый контроль.
Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.
В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, аудит.
Ведомственный финансовый контроль — это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.* Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.
К основным задачам ведомственного контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.
Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях — один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений.
Указом Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.* обращено особое внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Внутрихозяйственный финансовый контроль в рамках ведомственного контроля проводится в самой организации специальными службами) Государственный и финансовый контроль осуществляется бухгалтериями, финансовыми отделами государственных и муниципальных унитарных предприятий и другими организациями, все имущество которых является государственной собственностью. Правовой базой такого контроля является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Главный бухгалтер предприятия обеспечивает соответствие хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и контролирует движение имущества и выполнение обязательств. Это достигается, в частности, через обязательность подписи главного бухгалтера на денежных и расчетных документах, финансовых и кредитных обязательствах (ст. 7).
21.Финансовый контроль, осуществляемый представительными органами власти.
Представительные органы власти на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в ходе рассмотрения:
а) проектов бюджетов и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;
б) отдельных вопросов исполнения бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; а также
в) при рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов федерального, региональных, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Контроль представительных органов власти осуществляется через комитеты и комиссии, образуемые представительными органами власти на каждом уровне.
В Федеральном Собрании РФ особая роль в деле финансового контроля принадлежит Комитету по бюджету, налогам, банкам и финансам, образованному Государственной Думой, а также комитету по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности Совета Федерации.
Федеральным Собранием РФ образован постоянно действующий орган государственного финансового контроля — Счетная палата Российской Федерации.
Счетная палата организует и проводит оперативный контроль за исполнением федерального бюджета в отчетном году: комплексные ревизии и тематические проверки по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов; анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе; подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Госдуму по исполнению федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов в отчетном году; подготовку и представление заключений и ответов на запросы органов государственной власти РФ.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды, на органы местного самоуправления, организации; банки, страховые компании и др.
Методами работы Счетной палаты являются ревизии и проверки.
По результатам проведенных контрольных мероприятий Счетная палата направляет проверяемым субъектам представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности.
Представительные органы власти субъектов РФ осуществляют финансовый контроль в соответствии с конституциями и уставами субъектов РФ. Во всех субъектах РФ имеются счетные палаты, контролирующие региональные бюджеты.
Представительные органы местного самоуправления осуществляют финансовый контроль в соответствии с ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», а также на, основании уставов муниципальных образований.