Коэффициенты рыночной активности

5.1. Коэффициент «цена - прибыль»

Рыночная цена акции/Прибыль на акцию (EPS)

5.2. Коэффициент «рыночная - балансовая стоимость»

Рыночная цена акции/Балансовая стоимость акций

5.3. Дивидендная доходность акций

Дивиденды на акцию/ Рыночная цена акций

Для финансовых коэффициентов (в отличие от учета) не существует международных стандартов, поэтому, выбирая их, следует опираться на собственный опыт, здравый смысл, учитывать отечественную специфику.

Существуют методики, в которых предлагаются очень много показателей. Не все они нужны для анализа, поскольку являются коэффициенты, которые тесно коррелируют между: собой и, следовательно, показывают одно и то же. Следует выбирать показатели, которые почти не коррелируют между собой, тогда каждый из них будет нести дополнительную информацию о финансовом положении предприятия. Например, существует тесная корреляция между коэффициентами текущей и срочной ликвидности (0,7), рентабельности активов и коэффициентом покрытия процентов (0,9), рентабельностью активов и собственного капитала (0,8). Это свидетельствует о том, что можно не вычислять оба показателя, а ограничиться одним.

Финансовые коэффициенты взаимосвязаны. Важнейшие взаимосвязи описываются уравнением Дюпона (Du Pont), которое используют для анализа возможностей улучшения функционирования компании. Уравнение Дюпона показывает, что один из важнейших показателей - рентабельность собственного капитала (ROE), зависит от трех показателей: рентабельности реализации, оборачиваемости активов и коэффициента собственного капитала:

ЧП ЧП * РП

___ =___________ = ЧП/РП * РП/А,

А А * РП

где ЧП – чистая прибыль,

А – стоимость всех активов компании;

РП – объем реализованной продукции.

Теперь подробнее рассмотрим показатели, характеризующие отношение инвесторов к корпорации, то есть коэффициенты рыночной активности. Рассчитывают их по данным не только финансовой отчетности, но и фондового рынка:

Коэффициент «цена - прибыль» =

= Рыночная цена акции / Доход на акцию (4.2)

Этот коэффициент показывает, какую сумму инвесторы готовы заплатить за каждую денежную единицу прибыли компании.

Дивид. доходность акции =

= Дивиденд на одну акцию/Курс акции (4.3)

Большое значение этого показателя может свидетельствовать о том, что инвесторы ожидают низких темпов роста дивидендов или требуют высокой доходности.

Коэфф. «рыночная - балансовая стоим.» =

= Курс акции/Балансовая стоим. акции (4.4)

Балансовая (книжная) стоимость акции - это доля собственного капитала, приходящаяся на одну акцию. Этот коэффициент показывает, насколько больше стоимость компании по сравнению с тем, что вложили в нее акционеры.

Коэфф/ «q Tobina» = Рыночная стоимость активов/

/Оценочная воспр.cтоимость (4.5)

Это отношение рыночной стоимости заемного и собственного капитала к текущей воспроизводственной стоимости активов. Показатель свое название получил от фамилии экономиста Дж. Тобина. Этот коэффициент похож на предыдущий - «рыночная - балансовая стоимость», но между ними существуют различия. Числитель коэффициента включает стоимость всех долговых обязательств и акций компании, а не только стоимость акций и нераспределенную прибыль, знаменатель - стоимость всех активов, а не только стоимость собственного капитала. К тому же, эти активы учитываются не по первоначальной стоимости, как на счетах бухгалтерского учета, а по стоимости, по которой они могут быть замещены в этот момент. Следовательно, для расчета знаменателя необходимо проиндексировать историческую стоимость активов с учетом инфляции.

Дж. Тобин утверждал, что у компаний появляется стимул к инвестициям, когда q > 1 (т. е. долгосрочные активы, например оборудование, стоит дороже, чем; стоимость его замены), и что они перестают инвестировать, когда q < 1 (то есть стоимость оборудования меньше стоимости замены). Если q < 1, может оказаться дешевле купить определенные активы путем слияния компаний, а не покупая их по завышенной цене.

Коэффициент дивидендных выплат =

= Дивиденды / Прибыль на акцию (4.6)

Этот коэффициент часто устанавливается на низком уровне, поскольку менеджеры не склонны снижать дивиденды при уменьшении прибыли. Если прибыль компании существенно колеблется, менеджеры для подстраховки устанавливают низкий коэффициент дивидендных выплат. Если прибыль внезапно снижается, коэффициент, вероятно, временно увеличивается. Прибыль, которая не выплачивается в виде дивидендов, реинвестируется в деятельность компании.

Доля реинвестированной прибыли =

= 1 - коэффициент дивидендных выплат = (4.7)

=(Чистая прибыль - дивиденды)/Чистая прибыльЕсли этот показатель умножить на рентабельность собственного капитала, можно заметить, как быстро повышается стоимость инвестиций акционеров вследствие реинвестирования прибыли.

Рост собственного капитала в результате реинвестирования == (чистая прибыль - дивиденды)/чистая прибыль х (чистая прибыль/собственный капитал) (4.8)

Например, если компания будет получать 17,4% прибыли в расчете на балансовую стоимость собственного капитала и реинвестировать 80% прибыли, то ежегодно прибыль и собственный капитал будут расти на 13,9% (0,8 х 0,174 = 0,139, или 13,9%). Аналитики называют этот показатель устойчивым темпом роста.

Основным показателем ликвидности акций является спрэд - относительная разница между котировками на продажу и покупку в процентах от цены покупки. Акции с наименьшим спрэдом являются самыми ликвидными.

Показателями ликвидности акций является также доходность инвестиций в акции (прирост курсовой стоимости за период в процентах) и уровень рыночной капитализации (произведение курса акций компании и общего количества простых акций). Уровень рыночной капитализации характеризует активность эмитента по продвижению своих акций на вторичном рынке, а также масштабы рынка корпоративных ценных бумаг.

Используя финансовые коэффициенты для анализа деятельности компании за определенный период, следует помнить о ряде проблемных аспектов. Одна из наиболее острых проблем заключается в том, что некоторые компании являются конгломератами, которые владеют несколькими смежными производствами. Консолидированная финансовая отчетность таких фирм практически не подпадает ни под одну отраслевую категорию. Таким образом, выбирая группу показателей для оценки деятельности такой фирмы, следует сравнивать финансовые коэффициенты компаний с одним родом деятельности, причем внутри отрасли должна существовать конкуренция и только один способ производственной деятельности.

Другой проблемой является распределение основных конкурентов и членов одной по составу группы компаний по миру. Существенное отличие разных стандартов и процедур затрудняет сравнение финансовых отчетов из разных стран.

Существует и ряд других проблем. Во-первых, разные фирмы используют разные бухгалтерские методы, например, для оценки товарно-материальных запасов. Это также; затрудняет сравнения финансовых отчетов. Во-вторых, разные фирмы имеют разные даты окончания финансового года. Для фирм с сезонными пиками активности (например, розничные торговцы новогодними товарами) это может осложнить сравнение балансовых отчетов через колебания сумм счетов в течение года. Кроме того, на производительность любой конкретной фирмы могут иметь влияние необычные или временные события, такие как одноразовый доход от продажи определенного актива. При сравнении результатов деятельности таких фирм эти события могут дать противоречивые результаты.

Существует два основных подхода к оценке финансового положения фирмы, ее кредитоспособности, инвестиционной привлекательности, прогнозирования вероятности банкротства.

Первый подход. На основании определения определенного набора финансовых показателей и оценки каждого из них сделать окончательный вывод. Но корпорация может иметь несколько финансовых коэффициентов, свидетельствующих об эффективной деятельности, а отдельные показатели могут быть низкими. В этом случае определение места компании среди конкурентов усложняется.

Второй подход. Выбрать ключевые финансовые коэффициенты и на их основе сконструировать интегральный показатель финансового состояния.

Впервые второй подход применил. Бивер в 1966 г. Он сравнил финансовые коэффициенты 79 обанкротившихся фирм с показателями деятельности 79 конкурентоспособных компаний. Оказалось, что фирмы-банкроты имели такие показатели, как и ожидалось - больше долгов, низкую рентабельность активов и реализации, меньше свободных денежных средств и большую дебиторскую задолженность, а следовательно, ниже коэффициент текущей и гораздо более низкий коэффициент абсолютной ликвидности, чем у фирм, которые достигли успеха. Исследователь обнаружил, что за финансовыми коэффициентами фирм-банкротов еще за пять лет до краха были заметны признаки неблагоприятного положения. Это навело на мысль, что анализ финансовых коэффициентов можно использовать для прогнозирования вероятности банкротства и еще объединить разрозненную информацию, содержащуюся в отдельных показателях, в единый показатель - индикатор для того, чтобы легче было следить за ситуацией. Впоследствии (в 1968 г.) с помощью специального статистического метода - мультидискриминантного анализа - американский экономист Е. Альтман получил индекс кредитоспособности, так называемую Z-модель Альтмана (сначала двухфакторный, потом пяти - и семифакторную).

Коэффициент Z (индекс кредитоспособности) Альтмана -это функция от нескольких показателей, характеризующих финансовое положение корпорации. По данным статистической выборки Е. Альтман рассчитал критическое значение Z, что составило 2,675. Если для конкретного предприятия индекс Z < 2,675, то возможно банкротство в скором будущем (через два-три года), если Z > 2,675, финансовое положение предприятия довольно устойчивое.

Применяют различные варианты его подхода к определению финансового положения на основе одного интегрального показателя. И хотя эффективность прогнозов с помощью расчета индекса Z остается спорной, удобство и наглядность оценки по одному показателю способствует ее распространению среди различных пользователей -коммерческих банков (для оценки кредитоспособности заемщика), потенциальных инвесторов (для определения инвестиционной привлекательности предприятия), государственных регулирующих органов.

Пятифакторная Z-модель Альтмана имеет следующий вид:

Z=1,2Коб+1,4Кнп+3,ЗКвп+0,6Кс+Оф, (4.9)

где Коб = отношение оборотного капитала к валюте баланса (определяет объем чистых ликвидных активов)

Кнп = отношение нераспределенной прибыли (или непокрытого убытка) к валюте баланса (отражает финансовый рычаг компании)

Квп= отношение валовой прибыли к валюте баланса (определяет эффективность деятельности компании)

Кс = отношение стоимости собственного капитала к стоимости всех обязательств.

Оф = отношение объема продаж к валюте баланса (определяет фондоотдачу).

Результаты расчета величины Z оцениваются следующим образом:

- при значении Z < 1,81 – вероятность потери платежеспособности составляет от 80 до 100%;

- при значении 2,77 <= Z < 1,81 – вероятность банкротства оценивается от 35 до 50%;

- при значении 2,99 < Z < 2,77 – фиксируется вероятность банкротства 15 до 20%;

- при значении Z <= 2,99 – отмечается стабильность ситуации, риск отступных обязательств ничтожен.

Применение подхода Е. Альтмана в целом вполне правомерно. Но Е. Альтман рассчитывал свою корреляционную модель на основе статистического анализа показателей американских компаний. Для отечественных условий нужно рассчитывать модель исходя из данных российских предприятий.

Анализ финансовых коэффициентов используют следующие основные группы пользователей:

• менеджеры компании;

• аналитики кредитных отделов банков или других организаций, предоставляющих займы;

• аналитики по ценным бумагам, которые интересуются эффективностью деятельности и перспективами компании.

Особую ценность имеют показатели, представленные в историческом ракурсе, то есть чем более длинные динамические ряды имеются, тем более точные выводы может сделать аналитик.

Показатели компании сравнивают как со средними показателями в отрасли, так и с показателями нескольких ведущих компаний этой же отрасли. Такой анализ называется бенчмаркингом, а компании, показатели которых является критерием сравнения - компаниями «бенчмарк». Бенчмаркинг дает возможность определить место компании среди лучших компаний и соответственно ее конкурентоспособность.

С помощью анализа финансовой отчетности удается выяснить, почему компания достигает успеха:

- во-первых, финансово устойчивые фирмы имеют другие значения коэффициентов, чем те, которым угрожает банкротство,

- во-вторых, финансовые коэффициенты дают возможность получить ценную информацию относительно рыночного риска компании, новых выпусков корпоративных облигаций, определение индексов конкурентоспособности корпорации и т.п.

Однако существует несколько проблем, связанных с использованием данных финансовой отчетности. И ни в одной стране мира они не решены. Во-первых, финансовые аналитики вынуждены использовать бухгалтерские данные, балансовой (исторической) стоимости активов, поскольку невозможно получить достоверную рыночную информацию. Во-вторых, хотя действуют стандарты бухгалтерского учета, компании все равно пользуются значительной свободой при расчете прибыли и определении балансовых показателей.

Поэтому, анализируя финансовые коэффициенты, следует обращать внимание на то, какая учетная политика и бухгалтерские решения стоят за тем или иным показателем. Приведем несколько примеров того, что следует учитывать при интерпретации финансовых коэффициентов (на примере американских компаний)

В отчете о прибыли компания отразила чистые расходы по выплате процентов за вычетом доходов в виде полученных процентов (вместо того, чтобы показать полученные и уплаченные проценты). Здесь нет нарушения, но это следует учитывать при сравнении с расходами на уплату процентов других компаний.

Прибыль, которую компания отразила в финансовой отчетности, превышает прибыль, показанную с целью налогообложения. Это объясняется тем, что при составлении финансовой отчетности был применен метод прямого равномерного начисления амортизации, а при расчете налогооблагаемой прибыли американские компании имеют право использовать ускоренную амортизацию.

В статье баланса «Прочие долгосрочные активы» компания отразила стоимость деловой репутации фирмы (гудвилл). Это разница между ценой, которую корпорация уплатила при покупке нескольких компаний и балансовой стоимостью их активов. Поскольку гудвилл амортизируется, корпорация ежегодно начисляет 2,5% его стоимости, тем самым уменьшая свою прибыль. Это означает, что трудно сравнивать показатели фирм, деловая репутация которых отражена в балансе по высокой стоимости, с показателями фирм, стоимость деловой репутации которых не отражена в балансе. По этому поводу среди экономистов даже дискутируется вопрос, следует ли считать гудвилл активом.

В-третьих, не существует объективных критериев значимости тех или иных коэффициентов, которые анализируются и используются в финансовом управлении корпорациями. Нельзя с уверенностью утверждать, какие коэффициенты являются важнейшими и какими могут быть высокие и низкие их значения. Чтобы определить коэффициент, сначала следует сравнить значение того или иного показателя компании за текущий год с его значением за предыдущие годы. Другими словами, важно следить за динамикой финансовых коэффициентов, чтобы своевременно заметить негативную тенденцию. Затем нужно сравнить значение показателя компании с аналогичными показателями других компаний. Однако компании разных отраслей объективно не могут иметь одинаковые показатели. Поэтому следует ограничить сравнение деятельности разных компаний в одной отрасли, но выбор базовых компаний для сравнения является субъективным, поскольку не существует полностью идентичных компаний.

Операционная деятельность многих крупных корпораций связана с различными отраслями. В таких случаях трудно осуществить сравнительный анализ финансовых коэффициентов с некими средними показателями или найти похожие компании для сравнения. Поэтому сравнительный анализ целесообразнее применять для небольших узкоспециализированных компаний, чем для крупных разветвленных корпораций.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят особенности составления финансовой отчетности акционерного общества?

2. Какие формы финансовой отчетности составляют корпорации?

3. Чем отличаются показатели: чистая прибыль на одну акцию и скорректированная прибыль на одну акцию?

4. Какой смысл имеет годовой отчет корпорации?

5. Что собой представляет консолидированная финансовая отчетность и в каких целях ее составляют?

6. Какие показатели определяют положение корпорации на финансовом рынке?

7. Дайте характеристику основных показателей ликвидности.

8. Какие показатели характеризуют финансовую устойчивость корпорации?

9. По каким показателям определяется уровень деловой активности корпорации?

10. Как рассчитываются показатели рентабельности?

11. Как определить интегральные показатели финансового положения корпорации? В чем их ценность?

12. Как используют модель Альтмана корпорации в России?

13. Назовите основные группы пользователей анализа финансовых коэффициентов.

14. Что такое бенчмаркинг?

15. Какие проблемы возникают у финансовых аналитиков при использовании данных финансовой отчетности?

16. Что показывает коэффициент «q Tobina»?

Учебная задача

По данным финансовой отчетности условного акционерного общества проанализировать его финансовое положение в отчетном году.

Тесты для самоконтроля

1. Уравнение Дюпона показывает:

а) зависимость рентабельности собственного капитала (ROE) от трех показателей - рентабельности реализации, оборачиваемости активов и коэффициента собственного капитала;

б) какую сумму инвесторы готовы заплатить за каждую денежную единицу прибыли компании;

в) отношение рыночной стоимости заемного и собственного капитала к текущей воспроизводственной стоимости активов.

2. Коэффициент «цена-прибыль» показывает:

а) отношение цены реализованной продукции к сумме получаемого дохода;

б) какую сумму инвесторы готовы заплатить за каждую денежную единицу прибыли компании;

в) отношение суммы собственного капитала к выручке от реализации продукции, работ, услуг.

3. Коэффициент «рыночная-балансовая стоимость» показывает:

а) насколько велика стоимость компании по сравнению с тем, сколько средств в нее вложили акционеры;

б) отношение рыночной стоимости заемного и собственного капитала к текущей воспроизводственной стоимости активов;

в) отношение рыночной стоимости акций к их балансовой стоимости.

4. Спрэд - это:

а) относительная разница между котировками на продажу и покупкой в процентах от цены покупки;

б) право купить или продать базовые активы;

в) специально составленный контракт, т. е. индивидуальный документ, отвечающий потребностям конкретного клиента.

5. Акции с наименьшим спрэдом являются:

а) наименее ликвидными;

б) совсем неликвидными;

в) наиболее ликвидными.

6. .Бенчмаркинг - это:

а) анализ, при котором показатели компании сравниваются с максимальными показателями в соответствующей отрасли;

б) анализ, при котором показатели компании сравнивают со средними показателями в отрасли, а также с показателями нескольких ведущих в этой отрасли компаний;

в) показатель, характеризующий финансовую устойчивость компании.

7.Потенциальные простые акции - это:

а) ценные бумаги или контракты, предоставляющие их владельцу право на простые акции в будущем;

б) акции, дивиденды по которым должны увеличиться в предстоящем периоде;

в) ценные бумаги, имеющие большой потенциал экономического роста.

8. Какой из указанных показателей не входит в модели Альтмана:

а) доля оборотных активов в составе активов;

б) коэффициент рентабельности активов;

в) коэффициент финансовой устойчивости.

9. Под термином «гудвилл» понимают:

а) разницу между ценой, которую корпорация уплатила при покупке нескольких компаний и балансовой стоимостью их активов;

б) разницу между ценой, которую корпорация уплатила при покупке нескольких компаний, и ценой их реализации;

в) сумму нераспределенной прибыли предприятия в текущем году.

10. Финансовая отчетность фирмы:

а) является ее коммерческой тайной;

б) может быть доступной аудиторам и органам налоговой администрации;

в) не может составлять предмет коммерческой тайны.

Наши рекомендации