Основные положения теории налогообложения
Предисловие
Эффективность подготовки экономических кадров во многом определяется формированием стиля мышления будущего специалиста. Экономическое мышление вырабатывается путем изучения совокупности дисциплин, базирующихся на твердых и обширных знаниях макро - и микро - экономики, на общей эрудиции. Существенная роль принадлежит таким дисциплинам, как «Учет», «Финансы», «Налогообложение предприятий». Сборник упражнений, задач и тестов по этим дисциплинам представляет собой настоящее пособие.
На современном этапе развития общества и экономики обучение должно быть активным по форме и по содержанию. В практику работы преподавателя и студента входят деловые игры, проблемные ситуации, разыгрывание ролей, экспресс-опросы, тестирование, работа в малых группах, творческие задания. Однако отказ от давно опробованных и подтвержденных практикой способов, по нашему мнению, был бы ошибкой.
Настоящее пособие включает наряду с активными заданиями обычные задачи, составленные комплексно по нескольким дисциплинам. Выполнение такого рода заданий педагогически и психологически, по мнению специалистов, аналогично письменному экзамену, поэтому задания данного сборника могут использоваться не только для практических занятий, но также для промежуточного и остаточного контроля знаний студентов, в том числе междисциплинарного. Тесты могут также использоваться для компьютерного контроля степени усвоения учебного материала и при дистанционном обучении.
Указания по выполнению
Студент должен письменно выполнить задание по одному из вариантов, указанных в настоящем пособии.
Прежде всего, необходимо изучить Налоговый кодекс Российской Федерации по состоянию на тот год, в котором сдается на проверку контрольная работа.
Теоретический материал следует изучать по рекомендуемым учебникам и книгам, статьям, опубликованным в экономических журналах. При использовании рекомендуемой литературы необходимо учесть изменения, произошедшие в законодательстве на момент выполнения задания.
Варианты задач соответствуют цифре, полученной от сложения двух последних цифр номера зачетной книжки. Расчеты должны сопровождаться необходимыми пояснениями и ссылками на нормативные документы. Без пояснений контрольная работа проверке не подлежит.
На последней странице выполненного задания студент должен поставить подпись и дату. При выборе ответа на тестовый вопрос необходимо дать комментарий.
Решение задач должно быть подробным, со ссылками на соответствующие нормы законодательства и другие нормативные акты. На страницах работы должны быть оставлены поля для замечаний. В конце работы должен быть приведен список использованной литературы.
Срок сдачи контрольной работы на проверку – за месяц до начала сессии.
Теоретические основы налоговой системы
Российской Федерации
Основные положения теории налогообложения
Налоги являются одним из важнейших признаков государства. Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Сущность налогов проявляется через их функции: фискальную и регулирующую.
Фискальная функция является основной и выражает общественное предназначение налогов – сформировать финансовые ресурсы государства и тем самым создать материальную основу существования государства и его функционирования. С развитием государства возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов: доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80 – 90 %.
Регулирующая функция налогов направлена на повышение экономической эффективности государства и достижение социальной справедливости. Регулирующая функция проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении или увеличении налогооблагаемой базы, понижении или повышении налоговой ставки. При изменении порядка налогообложения отдельных секторов экономики государство может повлиять на ускорение или снижение темпов развития определенных отраслей, решая при этом актуальные социальные проблемы.
Кроме двух основных функций налоги имеют стимулирующую, социальную, распределительную подфункции.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве с плательщиков - юридических и физических лиц, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; методов исчисления и взимания; форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Основными принципами построения налоговой системы, при которых налогообложение может считаться рациональным, являются:
1. Принцип всеобщности налогообложения (каждое лицо без каких-либо исключений должно посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов).
2. Принцип определенности налогообложения (срок уплаты, способ платежа и сумма платежа точно определены и заранее известны; кроме того, налогоплательщику должно быть известно, какие налоговые последствия имеет то или иное его действие или бездействие.)
3. Принцип удобства налогообложения (налог должен взиматься тогда и тем способом, когда и как это удобнее налогоплательщику).
4. Принцип дешевизны налогообложения (расходы по взиманию налога должны быть минимальными по сравнению с доходом, который приносит данный налог).
Названные принципы называют классическими принципами налогообложения, которые служат конечным ориентиром построения налоговой системы в обществе с высоким уровнем демократии, правового порядка и благосостояния граждан.
Принципы налогообложения на практике реализуются через методы налогообложения. Под методом налогообложения понимается установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Существует четыре метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный, регрессивный.
Для оценки эффективности налоговой системы выделяют два основных фактора. Первый – полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом. Второй – минимизация расходов по взиманию налогов.
Использование различных видов налогов приводит к необходимости их классификации по различным признакам. Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков.Наиболее распространенные варианты классификации налогов:
- по способу взимания;
- по объекту обложения;
- по уровню государственного управления;
- по полноте прав использования налоговых поступлений;
- по назначению использования;
- по плательщику.
По способу взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества физических и юридических лиц. Прямые налоги являются подоходно-поимущественными: налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, владение и использование которым служит основанием для обложения. Прямые налоги делятся на реальные (отдельные виды имущества) и личные (с доходов или имущества физических и юридических лиц).
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу, то есть это налоги на предметы потребления. В отличие от прямых налогов косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом или имуществом плательщика. Плательщиком косвенного налога выступает покупатель товара или услуги.
К косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость.
По объекту обложения налоги образуют четыре группы:
- налог на имущество (например, налог на имущество организаций);
- налог на доходы (например, налог на доходы физических лиц);
- ресурсные налоги (например, налог на добычу полезных ископаемых);
- налог на действия (финансовые операции, обороты по реализации).
По уровню государственного управления.Федеративное устройство государства определяет организацию бюджетной и налоговой системы государства. В федеративном государстве бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В налоговом законодательстве широко распространена статусная классификация налогов. В Российской Федерации действует трехуровневая налоговая система: федеральные налоги и сборы, региональные налоги, местные налоги. Такое разделение налогов связано с федеративным устройством России, что соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.
Федеральные налоги. Федеральные налоги и сборы – налоги первого уровня – установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость ;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6)налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
Региональные налоги. Региональные налоги – налоги второго уровня - устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы, основания и порядок их применения. К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес.
3) транспортный налог.
Местные налоги. Местные налоги – налоги третьего уровня- устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ. К местным налогам относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
5. Принцип стабильности - налоговая система должна действовать в течение ряда лет, вплоть до очередной налоговой реформы.
6. Принцип множественности налогов - налоговая система должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов налогообложения для возможности проведения гибкой государственной налоговой политики.
Единое экономическое пространство России предопределяет политику государства, направленную на унификацию налоговых изъятий.
7. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов - ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления, а также запрет на повышение ставок налоговых платежей. В процессе развития налоговой системы России этот принцип иногда нарушался.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах, из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и (или) сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Местные налоги и сборы устанавливаются нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом.
Налоговый кодекс определяет систему налогов, взимаемых в Российской Федерации, а также общие принципы налогообложения в РФ, в том числе:
- основные виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и (или) сборов;
- порядок установления налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
- организации и физические лица - налогоплательщики или плательщики сборов;
- организации и физические лица - налоговые агенты;
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС РФ) и его территориальные подразделения;
- государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, осуществляющие, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов и сборов, контроль за их уплатой (сборщики налогов и сборов);
- Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые органы - при решении вопросов об отсрочке и рассрочке уплаты.