Налитическая форма баланса и его роль в оценке и принятии финансовых решений.

Основным источником информации о финансовой деятельности делового партнера является бухгалтерская отчетность. Финансовое состояние предприятия - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия. Основным источником информации для анализа финансового состояния предприятия есть Баланс (форма №1). Анализ финансового состояния предприятия является Анализом такого баланса.

Аналитический баланс предприятия включает показатели не обязательно совпадающие с установленными уставом статьи. Как правило, он более агрегирован, более укрупнено показывает состав активов и пассивов. Позволяет произвести более детализированный анализ имущественного и финансового потенциалов предприятия.

Существуют различные трактовки понятия аналитический баланс, тем не менее, в любом случае предназначение процесса трансформации достаточно очевидно – представить баланс в форме, более пригодной для анализа и реальной с позиции оценки. Построение аналитического баланса преследует две цели:

· повысить реальность балансовых оценок имущества в целом и отдельных его компонентов

· представить баланс в форме, облегчающих расчет основных аналитических коэффициентов, наглядность и пространственно-временную сопоставимость.

Аналитический баланс используется при проведении вертикального и горизонтального анализа, в ходе которого изучаются структура баланса, тенденции изменения его отдельных статей и разделов, степень прогрессивности и оптимальности имущества предприятия. Надо отметить, что практически все пользователи финансовой отчетности предприятия используют методы экономического анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Обычно выделяют следующих пользователей:

· внутренние - лица, принимающие управленческие решения в организации;

· внешние - физические и юридические лица, имеющие интерес к данной организации.

В процессе функционирования предприятия величина активов, их структура претерпевают постоянные изменения. Наиболее общее представление об имевших место качественных изменениях в структуре средств и их источников, а также динамике этих изменений можно получить с помощью вертикального и горизонтального анализа отчетности.

Вертикальный анализ показывает структуру средств предприятия и их источников. Вертикальный анализ позволяет перейти к относительным оценкам и проводить хозяйственные сравнения экономических показателей деятельности предприятий, различающихся по величине использованных ресурсов, сглаживать влияние инфляционных процессов, искажающих абсолютные показатели финансовой отчетности [8, c.52].

Горизонтальный анализ отчетности заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами роста (снижения). Степень агрегированности показателей определяется аналитиком. Как правило, берутся базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать не только изменение отдельных показателей, но и прогнозировать их значение.

Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют друг друга. Поэтому на практике не редко строят аналитические таблицы, характеризующие как структуру бухгалтерской отчетности, так и динамику отдельных ее показателей. Оба этих вида анализа особенно ценны при межхозяйственных сопоставлениях, так как позволяют сравнивать отчетность различных по виду деятельности и объемам производства предприятий.

4.Бюджетирование как инструмент финансового планирования.

Бюджет — оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами фирмы используются два основных вида бюджетов — текущий (оперативный) и капитальный.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

Важнейшей стратегической составляющей планово-аналитической работы предприятий всех без исключения сфер экономической деятельности является разработка регулярных финансовых планов — бюджетов. Бюджетирование содействует уменьшению нерационального использования финансовых средств предприятия путем своевременного планирования хозяйственных операций, товарно-материальных и финансовых потоков и контролю за их реальным осуществлением. Бюджетный метод планирования позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Назначением бюджетирования является:

· планирование и принятие управленческих решений;

· анализ всех аспектов финансового состояния компании;

· укрепление финансовой дисциплины центров финансовой ответственности.

Бюджетирование на предприятии выполняет три основные функции:

· функция анализа (сопоставляются фактические данные с плановыми показателями на каждом этапе; выявляются отклонения в деятельности предприятия от того, что предполагалось бюджетом; выполняется последующая корректировка действий);

· функция планирования (исходя из стратегических целей, решаются задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия; придается количественная определенность выбранным перспективам деятельности предприятия, все затраты и результаты приобретают денежное выражение; способствует правильному и четкому целеполаганию на предприятии, разработке стратегии бизнеса);

· функция прогноза (рассчитываются прогнозные показатели по выполнению плановых заданий на основе соответствующего учета, прежде всего бухгалтерского).

Бюджетирование капитала — процесс разработки конкретных бюджетов по формированию источников капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса). Например, прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий квартал, полугодие, год.

Бюджетный контроль — текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей. В определенном смысле понятие «смета» является аналогом западного термина «бюджет».

Для составления бюджетных планов используются следующие информационные источники:

· данные бухгалтерской отчетности (формы № 1, 2, 4, 5) и выполнения финансовых планов за предшествующий период (месяц, квартал, год);

· договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;

· прогнозные расчеты продаж продукции или планы сбыта исходя из заказов, прогнозы спроса, уровень цен и другие условия рыночной конъюнктуры. На основе показателей сбыта рассчитывается объем производства, затраты на выпуск продукции, прибыль, рентабельность и иные показатели;

· экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского процента, минимальная месячная оплата труда и т. д.);

· утвержденная учетная политика.

Классификация бюджетов предприятия

Классификационный признак Вид бюджета
По сферам деятельности предприятия Бюджет по операционной деятельности Бюджет по инвестиционной деятельности Бюджет по финансовой деятельности
По видам затрат Бюджет текущих затрат Бюджет капитальных затрат
По широте номенклатуры затрат Функциональный бюджет Комплексный бюджет
По методам разработки Фиксированный бюджет Гибкий бюджет
По длительности планируемого периода Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой бюджет
По периоду составления Оперативный бюджет Текущий бюджет Перспективный бюджет
По непрерывности планирования Самостоятельный бюджет Непрерывный (скользящий) бюджет
По степени содержания информации Укрупненный бюджет Детализированный бюджет

Наши рекомендации