Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции

Для оценки степени выполнения плана по себестоимости продукции, а также для выявления факторов, влияющих на уровень себестоимости услуг и продукции, широко используется индексный метод. При этом исчисляют индивидуальные, общие и факторные индексы.

Располагая данными о себестоимости единицы продукции или услуги одного вида, можно определить ее динамику по сравнению с планом или с прошлым периодом. Для этих целей исчисляется индивидуальный индекс себестоимости

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru , (10.2)

где Z1 – отчет;

Z0 – база (план предыдущего года).

Индивидуальный индекс себестоимости показывает, как изменилась себестоимость единицы продукции или одной услуги. Индивидуальный индекс себестоимости может также характеризовать изменение средней себестоимости по цехам, ателье, то есть по структурным подразделениям изучаемой совокупности.

Для того, чтобы определить, как изменилась себестоимость всего объема услуг и продукции, то есть всей изучаемой совокупности, по предприятию, по отрасли, исчисляется общий индекс себестоимости

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru . (10.3)

Данный индекс показывает, как изменился уровень полной себестоимости в целом по всему объему услуг и продукции изучаемого объекта в отчетном периоде по сравнению с базовым.

Абсолютное изменение уровня полной себестоимости услуг и продукции определяется как DZ = S q1 z1 - S q0 z0 , при этом, если DZ получается со знаком «-«, то наблюдается экономия денежных затрат, если со знаком «+» – то перерасход.

Для выявления влияния производственных факторов на сумму полной себестоимости исчисляются факторные индексы себестоимости с помощью которых выявляется влияние двух факторов:

1. Влияние изменения физического объема на себестоимость услуг и продукции;

2. Влияние изменения себестоимости единицы продукции или услуги на уровень себестоимости всей продукции (услуг).

Для определения влияния изменения физического объема (выпуска в натуральном выражении) услуг и продукции исчисляется индекс

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru . (10.4)

Абсолютное изменение полной себестоимости под влиянием изменения объема услуг и продукции определяется как DZ(q) =S q1 z0 - S q0 z0 (руб.).

Для определения влияния изменения себестоимости единицы продукции или одной услуги на уровень себестоимости всего объема оказанных услуг и выпущенной продукции исчисляется индекс

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru . (10.5)

Это основной индекс при анализе динамики себестоимости сравнимой продукции и услуг.

В абсолютном выражении влияние изменения себестоимости единицы продукции или услуги на себестоимость всего объема услуг и продукции исчисляется следующим образом: DZ(Z) = S q1 z1 - S q1 z0(руб.).

Все указанные индексы I(Z), IZ(q), IZ(Z) связаны между собой: IZ = IZ(q) · IZ(Z).

В абсолютном выражении общее изменение себестоимости определяется суммированием долей изменения себестоимости под влиянием изменения физического объема и под влиянием изменения себестоимости услуги или единицы продукции. То есть: DZ = DZ(q) + DZ(Z).

Иногда при проведении такого анализа производится сравнение себестоимости изделия в предыдущем периоде – Z0, себестоимости изделия по плану – Zпл. и фактической себестоимости изделия в отчетном периоде – Z1, исчисляя индекс планового задания:

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru , (10.6)

индекс выполнения плана:

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru (10.7)

и индекс динамики:

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru . (10.8)

Между этими индексами существует взаимосвязь:

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru , (10.9)

которая сохраняется и по абсолютным разностям:

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru . (10.10)

При этом (Z1 – Z0) – фактическая экономия (перерасход); (Zпл. – Z0) – плановая экономия (перерасход); (Z1 – Zпл.) – сверхплановая экономия (перерасход).

Аналогично для всего выпуска фактическая экономия от снижения себестоимости:

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru ; (10.11)

плановая экономия

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru ; (10.12)

сверхплановая

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru . (10.13)

Учитывая, что плановая экономия рассчитывается исходя из qпл., а фактическая и сверхплановая – исходя из q1, возникает экономия (перерасход), вызванная отклонением фактического объема от объема планового задания, которая может быть определена как (Zпл. – Z0) (q1 – qпл.).

Тогда общая сумма фактической экономии для всего выпуска продукции данного вида определяется как сумма трех слагаемых

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru . (10.14)

При изучении динамики себестоимости по совокупности подразделений, производящих продукцию одного и того же вида используют индексы переменного состава, фиксированного состава и структурных сдвигов.

Для оценки среднего изменения себестоимости единицы продукции по совокупности определяют индекс переменного состава

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru . (10.15)

Влияние изменения непосредственно себестоимости продукции в отдельных структурных звеньях изучаемой совокупности на средний уровень себестоимости оценивают с помощью индекса фиксированного состава

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru . (10.16)

Влияние структурных сдвигов, т.е. увеличение либо уменьшение доли выпуска продукции отдельными структурными подразделениями в общем выпуске исследуют при помощи индекса структурных сдвигов

Статистическое изучение себестоимости сравнимой продукции - student2.ru . (10.17)

Однако все рассмотренные методы анализа можно использовать лишь при анализе уровня себестоимости сравнимой продукции и услуг.

Сравнимой продукцией считается такая продукция, которая вырабатывается в данном периоде, и вырабатывалась в базовом периоде.

Критерий сравнимости – сохранение потребительских свойств, а именно: если частично меняется технология производства, конструкция изделия или потребляемое сырье, но сохраняются потребительские свойства, то такая продукция считается сравнимой.

Если же продукция производится впервые в отчетном периоде (то есть не имеет базисной себестоимости) или в базисном периоде выпускалась как опытная (то есть имела высокий уровень себестоимости), то такая продукция считается несравнимой.

Для характеристики изменения себестоимости всего объёма продукции, в т.ч. и несравнимой, используют показатель затрат на рубль продукции.

Наши рекомендации