Использование демонстрационно-наглядных материалов
Наглядные материалы помогают как выступающему, так и аудитории запомнить основные пункты выступления. Большинство формальных речей и презентаций включают в себя использование наглядных пособий.
Существует два вида демонстрационных материалов:
· Текстовые. Помогают слушателю следить за ходом развертывания аргументов. Используют зрительную память аудитории, помогая при этом в запоминании.
· Графические. Иллюстрируют главные пункты выступления, создают образы, которые влияют морально и создают более глубокое и основательное впечатление от презентации. Помогают в запоминании.
Визуальная помощь для документов ограничена бумагой, но когда вы делаете презентацию выбор средств для визуализации ваших идей довольно широк. Вот некоторые из них:
1.Тексты. Даже во время презентации полезно предоставить публике план вашего выступления, чтобы она следила за ходом разворачивания презентации. Тексты особенно хороши при небольшой аудитории активно участвующей в процессе, но они могут принести и негативный эффект, т. к. вовлекают слушателей в чтение материалов, отвлекая их от вашей речи.
2. Визуализация. Когда вы адресуете выступление небольшой группе людей и хотите нарисовать главную мысль, то доски (для мела или маркера) являются здесь наилучшим средством. Хотя иногда это просто отнимает время от вашего выступления.
3. Диаграммы. Большие Диаграммы наиболее эффективны, когда они яркие и простые. Как общее правило: не помещайте более 4-х графиков на одну диаграмму.
4. Проекторы, компьютерные презентации и другие технические средства широко используются в презентации, но следует отметить, что они требуют специального оборудования и профессиональной подготовке материалов. Содержанием видеопрезентации может быть текст, диаграммы, графики, схемы, картинки, фотографии.
Вид средства визуализации выступления напрямую зависит от размера аудитории. В таблице приведены возможные средства визуализации, использование которых подходит для аудитории.
Тексты | Доска | Проектор | Слайды | |
Оптимальный размер аудитории | До 100 | До 25 | Около 100 | Несколько сотен |
Уровень формальности | Неформальная обстановка | Неформальная обстановка | Формальная или неформальная обстановка | Формальная обстановка |
Требования к дизайну | низкие | низкие | Довольно высокие | Очень высокие |
Оборудование и требования к залу | Напечатанный текст | Доска, маркеры или мел | Текст, ксерокс, проектор, экран | Слайды, слайд-проектор, экран |
Время на изготовление материалов | Время на подготовку текста | Время на рисование на доске | Дизайн, фотографирование, разработка структуры слайдов | Дизайн, фотографирование, разработка структуры слайдов |
Оценка презентации проекта проходит по следующим критериям:
Критерии оценки блока «Презентация»:
1. Внешний вид участника конвейера;
2. Внятность речи (дикция);
3. Культура речи (отсутствие жаргонизмов и междометий);
4. Последовательность и структурированность речи (логичность презентации);
5. Соблюдение временных рамок (1,5 – 2 мин.);
6. Связь с аудиторией (с экспертом);
7. Умение удержать внимания;
8. Наглядные материалы (презентация, лист с текстом для эксперта, графики, рисунки);
9. «Вход» и «Выход» презентации (представление себя и проекта, заключительные резюмирующие слова);
10. Умение заинтересовать и привлечь к участию в проекте.
Создание и удержание команды
На пути становления эффективной и действенной команды каждая группа проходит несколько этапов. Команда должна преодолеть внутренние противоречия и сомнения, прежде чем получится действительно слаженный коллектив.