Тема 8. преступления в сфере экономической деятельности

Объектом таких преступлений является нормальный порядок осуществления хозяйственной деятельности (свобода предпринимательства, равенство форм хозяйствования, свободная конкуренция, сферы государственной монополии, разрешительный и регистрационный порядок в отдельных сферах деятельности, защита отечественных производителей, защита потребителей, защита отдельных участников хозяйственной деятельности и т.п.). Многие преступления двуобъектны и посягают одновременно на дополнительные объекты.

Классификация преступлений в сфере экономической деятельности является достаточно условной, т.к. зачастую сферы экономических интересов, против которых направлены те или иные преступления, переплетаются между собой. Тем не менее, можно выделить следующие группы преступлений:

1) должностные преступления в сфере экономической деятельности (ст.ст.169, 170 УК РФ);

2) преступления против основ осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.ст.171 – 177 УК РФ);

3) преступления, связанные с нарушением правил свободной конкуренции на рынке (с.ст.178 – 184 УК РФ);

4) преступления против основ функционирования финансового рынка (ст.ст.185 – 187 УК РФ);

5) таможенные преступления (ст.ст.188 – 190, 194 УК РФ); ъ

6) валютные преступления (ст.ст.191 – 193 УК РФ);

7) преступления, связанные с банкротством (с т.ст.195 – 197 УК РФ);

8) налоговые преступления (ст.ст.198, 199, 199-1, 199-2 УК РФ).

В качестве отдельных групп, можно также выделять преступления, совершаемые лишь специальными субъектами - лицами, выполняющими управленческие функции в организациях или индивидуальными предпринимателями (ст.ст.176 – 178, 185, 185-1, 189, 192, 193, 195 – 197, 199, 199-1, 199-2 УК РФ).

На сферу экономической деятельности посягают и некоторые преступления, предусмотренные иными главами УК РФ, в частности, предусмотренные ст.ст.147, 215-1, 238, 253, 256, 258, 260, 289 УК РФ и некоторые другие. Отдельные из преступлений, предусмотренных главой 22 УК РФ, возможно следовало бы поместить в других главах УК РФ: так, к преступлениям против основ государственной власти или против порядка управления предлагается относить ч.2 ст.176 УК РФ (поскольку имеет место посягательство на государственные бюджетные средства), ст.186 УК РФ (в части подделки денежных знаков и государственных ценных бумаг), ст.ст.188 (особенно ч.2), 189, 194, 198, 199, 199-1, 199-2 УК РФ, к преступлениям против интересов службы - ст.184 УК РФ, к преступлениям против общественной нравственности – ст.190 УК РФ.

Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (статья 169)

Данная норма изложена в новой редакции ФЗ от 06.06.2002, введенным в действие с 01.07.2002.

Объект преступления: отношения в сфере разрешительного, контрольно-надзорного, фискального и иного регулирования предпринимательской деятельности государственными органами. Дополнительным объектом являются интересы службы в государственных органах и органах местного самоуправления.

Потерпевшим может быть субъект хозяйственной деятельности:

- индивидуальный предприниматель, т.е. физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если оно зарегистрировано в качестве такового (ст.23 ГК РФ); в части деяний, связанных с отказом или уклонением от регистрации, потерпевшим также может быть гражданин, который желает приобрести статус индивидуального предпринимателя;

- коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее в качестве основной цели деятельности цель извлечения прибыли, созданное в организационно-правовой форме, предусмотренной ГК РФ (хозяйственное товарищество или общество, производственный кооператив, государственное или муниципальное унитарное предприятие); в части деяний, связанных с отказом или уклонением от регистрации, потерпевшей также может быть еще не приобретшая статуса юридического лица (но уже созданная по решению учредителей) организация;

- некоммерческая организация, т.е. юридическое лицо, предусмотренное законодательством, кроме вышеперечисленных коммерческих организаций; в соответствии с ФЗ от 06.06.2002 такая организация может быть потерпевшей в части любого из названных в ст.169 УК РФ деяний.

Объективная сторона состава преступления предполагает совершение одной из 5 альтернативных форм деяния.

1. Неправомерный отказ в регистрации либо уклонение от регистрации.

Государственная регистрация осуществляется при принятии физическим лицом статуса предпринимателя и прекращении им деятельности в таком качестве либо при создании нового юридического лица как путем учреждения, так и путем реорганизации существующего юридического лица (ст.ст.23, 51 и 57 ГК РФ), а также при ликвидации юридического лица. Порядок государственной регистрации указанных субъектов определен в ФЗ от 13.07.2001 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (вступил в силу для юридических лиц с 01.07.2002, для индивидуальных предпринимателей - с 01.01.2004), согласно которому регистрацию осуществляют налоговые органы (Постановление Правительства РФ от 17.05.2002 № 319). Особый порядок государственной регистрации установлен рядом федеральных законов для торгово-промышленных палат, общественных объединений, религиозных объединений, политических партий, профессиональных союзов (решение об их регистрации принимается федеральным или территориальными органами юстиции, а налоговые органы только вносят соответствующие сведения в реестр юридических лиц), а также для банков и иных кредитных организаций (решение о регистрации принимается Центральным банком РФ). Для целей данной статьи УК РФ под регистрацией нельзя понимать регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица (ст.52 ГК РФ), постановку организации или индивидуального предпринимателя на налоговый учет и учет в иных государственных органах.

Отказ в регистрации - принятие по установленной форме уполномоченным должностным лицом регистрирующего органа решения об отказе, направляемого (выдаваемого) заявителю. Отказ в регистрации следует признавать неправомерным, если отсутствуют основания для отказа в регистрации, установленные законом. Основанием для правомерного отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя являются: отсутствие полной дееспособности; неуплата государственной пошлины; непредставление заявления по установленной форме и документов, удостоверяющих личность, сведения о дате и месте рождения, адрес места жительства в РФ; отсутствие у иностранного гражданина (лица без гражданства) права временно или постоянно проживать в РФ; признание лица несостоятельным (банкротом), т.к. это исключает регистрацию данного лица в качестве предпринимателя в течение одного года; не более года назад имело место решение суда о прекращении в принудительном порядке деятельности лица в качестве индивидуального предпринимателя; не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. Недопустимость занятия предпринимательской деятельностью, в виду несовместимости с другой деятельностью – государственной или муниципальной службой - не предусмотрена в качестве основания для отказа в регистрации. Основанием для правомерного отказа в государственной регистрации юридического лица (ст.23 ФЗ) является: непредставление необходимых документов на регистрацию (при учреждении – заявление по установленной форме, решение о создании, учредительные документы, предусмотренные ГК РФ, документ об оплате государственной пошлины, а применительно к организациям с иностранными инвестициями – также выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя (ст.12 ФЗ); при реорганизации – заявление по установленной форме, решения о реорганизации, договор о слиянии или присоединении, передаточный акт или разделительный баланс, учредительные документы вновь созданных организаций, документ об оплате государственной пошлины (ст.14 ФЗ); при ликвидации – заявление по установленной форме, ликвидационный баланс (при банкротстве - определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства), документ об уплате государственной пошлины (ст.22 ФЗ)); представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган (регистрация осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа каждого создаваемого юридического лица, а при отсутствии такового – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности). Согласно п.2 ст.59 ГК РФ отсутствие в передаточном акте или разделительном балансе положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица также является основанием для отказа в государственной регистрации вновь возникших организаций. Особые основания для отказа в государственной регистрации установлены для организаций, применительно к которым предусмотрен специальный порядок государственной регистрации, а также для всех некоммерческих организаций (ст.23-1 ФЗ “О некоммерческих организациях”).

Уклонение от регистрации подразумевает неосуществление действий по регистрации в установленные законодательством сроки (выражается в непринятии решения о регистрации или об отказе в ней, а также в истребовании от заявителя не предусмотренных к представлению документов, например, нередко требуемого подтверждения о наличии помещения по месту юридического адреса организации, с 01.07.2002 – документа об оплате не менее 50 % уставного капитала и т.п.). Факт уклонения от регистрации можно констатировать при нарушении 5-дневного срока с момента представления документов на регистрацию. Однако для того, чтобы деяние можно было не считать малозначительным необходимо значительное нарушение указанных сроков.

В ч.1 ст.14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц регистрирующих органов за несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр. В отличие от рассматриваемого состава преступления данное правонарушение совершается при несвоевременном внесении в реестр записей, связанных с регистрацией изменений в учредительные документы юридических лиц, вообще не связанных с государственной регистрацией, либо речь может идти о том, что не смотря на внесение в реестр записи о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя какие-то сведения о нем, подлежащие внесению в реестр, остались не внесенными.

2. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи.

Согласно п.1 ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Основным актом, регулирующим данные отношения, является ФЗ от 13.07.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, который содержит перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию (ст.17), общие правила о порядке ведения лицензионной деятельности. Действие ФЗ не распространяется на некоторые лицензируемые виды деятельности (в частности, банковскую и страховую деятельность, деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржевую деятельность, деятельность в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, в области связи и др.). Порядок лицензирования конкретизируется применительно к различным видам деятельности, т.к. по каждому из них (группе сходных видов деятельности) Правительством РФ (или специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) принимается специальное положение. Лицензирующими органами (исходя из специфики соответствующего вида деятельности) являются различные федеральные органы исполнительной власти (или их территориальные и региональные подразделения), органы исполнительной власти субъектов РФ (Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 № 45 “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности”).

Отказ в выдаче лицензии - принятие специального решения об отказе полномочным должностным лицом лицензирующего органа в форме приказа (с уведомлением соискателя). Будет неправомерным при отсутствии установленных законом оснований для отказа в выдаче лицензии. Основания для отказа в выдаче лицензии предусмотрены статьей 9 ФЗ: отсутствие хозяйственной правосубъектности у заявителя (не зарегистрирован как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель); наличие в представленных документах (заявлении, учредительных документах, документах, предусмотренных в положении о лицензировании конкретного вида деятельности) недостоверной информации; несоответствие соискателя лицензии, объектов для осуществления деятельности лицензионным требованиям и условиям (если применяется упрощенный порядок лицензирования – непредставление договора страхования гражданской ответственности и сертификата соответствия деятельности международным стандартам.

Уклонение от выдачи - непринятие решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии в установленный срок (в том числе истребование не предусмотренных документов, навязывание более коротких сроков действия лицензии), а также не оформление и не выдача лицензии при наличии решения о ее выдаче. Решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче должно быть принято в 45-дневный (при упрощенном порядке лицензирования – 15-дневный) срок с момента представления всех необходимых документов, если более короткий срок не установлен в положениях о лицензировании отдельных видов деятельности. Сама лицензия выдается в 3-дневный срок после представления документа об оплате лицензионного сбора. Для констатации наличия состава преступления необходимо существенное нарушение указанного срока.

3. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности.

Ст. ст. 8, 34 и 35 Конституции РФ, ст. ст.49 и 212 ГК РФ, ФЗ “О защите конкуренции” устанавливают равенство всех форм собственности, форм хозяйствования и хозяйствующих субъектов. Изъятия из этого правила могут устанавливаться лишь в случаях и в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Данное деяние подразумевает, что соответствующее лицо устанавливает по признаку формы собственности или организационно-правовой формы какие-либо ограничения либо, наоборот, льготы. Ограничения (льготы) по иным признакам (размерам активов, количеству работающих, месту нахождения и т.п.) не образуют состава преступления. Деяние, как правило, выражается в издании правового акта (нормативного или индивидуального), не являющегося федеральным законом (это могут быть секретные инструкции, а также устные приказы или распоряжения).

Ограничения могут касаться различных прав и интересов в сфере экономической деятельности соответствующих субъектов, в частности: налоговых обязательств (ст.3 НК РФ запрещает устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности); участия в конкурсах и аукционах (на получение квот на отдельные внешнеэкономические операции, на получение государственных (муниципальных) заказов, на приватизацию отдельных объектов государственной (муниципальной) собственности); получения разрешений на занятие отдельными видами деятельности; мер по различным видам государственного контроля (надзора), его ужесточения или послабления по указанным критериям (санитарного, пожарного, технического, строительного, экологического и т.п.); получения доступа к финансовой, материально-технической, информационной поддержке субъектов предпринимательства, пользования государственным (муниципальным) имуществом.

4. Незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Запрет на такие ограничения вытекает из ст.15 ФЗ “О защите конкуренции”. Деяние также, как правило, выражается в издании правового акта (нормативного или индивидуального, в том числе по порядку проведения отдельного мероприятия).

Под ограничением самостоятельности следует понимать противоречащие законодательству препятствия в осуществлении хозяйствующими субъектами определенной деятельности, а также самостоятельного принятия ими решений по вопросам их деятельности, в частности: ограничение правосубъектности хозяйствующих субъектов (препятствия к созданию хозяйствующих субъектов, к осуществлению деятельности в какой-либо сфере, к самостоятельному выбору вида деятельности); введение лицензирования (иного разрешительного порядка) отдельных видов деятельности на уровне отдельных субъектов РФ или даже муниципальных образований; ограничение свободного перемещения товаров, работ, услуг, финансовых средств в пределах РФ (запреты на реализацию товаров из других регионов, законно импортированных товаров, на вывоз товаров из региона); указание о первоочередной поставке товаров (оказании услуг и т.п.) определенному кругу контрагентов, о приоритете в заключении договоров с определенными лицами; указание о ценах (тарифах) на реализуемые товары (услуги), если хозяйствующим субъектом не нарушалось законодательство о ценообразовании и антимонопольное законодательство; смещение законного руководства организации при отсутствии к тому оснований и (или) полномочий; назначение новых руководителей.

Издание органами власти субъектов РФ или органами местного самоуправления подобного рода актов весьма распространено (к сожалению, меры уголовного реагирования на них фактически не используются). Примерами могут служить постановление главы администрации Белгородской области от 16.12.1998 № 645 “О чрезвычайных мерах по стабилизации рынка продовольствия области”, которым был ограничен вывоз непереработанного сельскохозяйственного сырья и продовольствия за пределы области; руководителям хозяйствующих субъектов разрешалось производить отпуск готовой продукции по свободным ценам за пределы области только после выполнения заданий на ее поставку по ассортименту и декларированным ценам потребителям области; на территории области вводилось лицензирование деятельности по заготовке сельскохозяйственной продукции (действие было приостановлено Указом Президента РФ от 18.03.1999 № 362), постановление губернатора Тверской области от 28.09.1999 № 856 “О тарифах на электрическую энергию для населения области” (действие приостановлено Указом Президента РФ от 12.06.2000 № 1101), постановление главы администрации Владимирской области от 15.07.1999 “О лицензировании деятельности по производству муки, крупы и других пищевых продуктов из зерна и деятельности по производству хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий” (действие приостановлено Указом Президента РФ от 11.07.2000 № 1280).

Сходный состав правонарушения содержится в ст.14.9 КоАП РФ “Ограничение свободы торговли”, которым предусмотрена ответственность за действия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ или должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на незаконное ограничение свободы торговли, то есть недопущение на местные рынки товаров из других регионов РФ либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы РФ. В подобного рода деянии есть все признаки состава преступления, предусмотренного ст.169УК РФ (а в некоторых случаях – ст.178 УК РФ), более или менее четкие критерии разграничения отсутствуют.

5. Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Вмешательство должно быть незаконным, т.е. совершенным с превышением полномочий соответствующего субъекта, без надлежащих оснований к принятию соответствующего решения или с нарушением установленного порядка его принятия (в частности, с нарушением норм ФЗ от 14.07.2001 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”. Деяние выражается в принятии правового акта или в фактических действиях, т.е. в активном поведении субъекта. Видимо, в первую очередь, речь идет о деянии, совершенном в рамках контрольно-надзорных полномочий государственных и муниципальных органов в отношении хозяйствующих субъектов, и может, в частности, выражаться в принятии решения о приостановлении производственной и иной деятельности предприятия или его подразделения, а также в создании физических препятствий для такой деятельности; отзыве товаров с рынка, снятии продукции с производства; необоснованном принятии решения о приостановлении действия или об аннулировании специального разрешения (лицензии); ограничении возможности пользоваться и распоряжаться денежными средствами и иным имуществом хозяйствующего субъекта (в том числе незаконный арест имущества, приостановление операций по счетам организации и т.п.); недопущении представителей (работников) хозяйствующего субъекта в определенные помещения (на территории) и т.п.; незаконном изъятии (истребовании) каких-либо документов, необходимых при осуществлении хозяйственной деятельности; проведении проверок и иных контрольно-надзорных мероприятий с нарушением правил об их предмете, продолжительности и периодичности и т.п.

При совершении преступления (в любой из 5 форм) лицом используется служебное положение, т.е. преступления совершается с использованием лицом полномочий и возможностей, вытекающих из его должностного положения (в частности, самой возможности принятия определенных юридически значимых решений (о регистрации юридического лица, о выдаче лицензии и т.п.), возможности не совершать в отношении хозяйствующего субъекта определенные действия и т.п.). Состав данного преступления формальный, т.е. наличие каких-либо последствий не является обязательным.

Субъективная сторона выражается в умысле: лицо сознает, что его действия или бездействие противоречат закону и интересам соответствующего хозяйствующего субъекта, препятствуют в осуществлении им законной предпринимательской деятельности.

Субъект преступления специальный - должностное лицо. При расшифровке понятия “должностное лицо” следует, видимо, применять определение, данное в примечании 1 к ст.285 УК РФ, т.е. считать должностным лицом лицо, постоянно временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти (т.е. должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости) либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Соотношение:

Данный состав является специальной формой злоупотребления должностными полномочиями или их превышения (ст.ст.285 и 286 УК РФ), хотя сопоставление санкций ст.ст.169, 285 и 286 УК РФ указывает на то, что за первую ответственность значительно ослаблена, что вряд ли можно признать обоснованным. В то же время, получение взятки (ст.290 УК РФ) и служебный подлог (ст.292 УК РФ) данным составом преступления не охватываются.

Три последние формы деяния, очевидно, не должны одновременно представлять собой ограничение конкуренции в виде раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен, т.к. последние должны квалифицироваться по ч.2 ст.178 УК РФ. В то же время, ст.169 УК РФ может применяться при отсутствии последствий, предусмотренных ст.178 УК РФ.

Квалифицирующие признаки (часть 2)

Деяние совершено в нарушение вступившего в законную силу судебного акта:

- имеется судебный акт, т.е. приговор, решение, постановление или определение суда общей юрисдикции или арбитражного суда, который в соответствии с нормами процессуального законодательства вступил в законную силу;

- данным судебным актом соответствующее действие (бездействие) органа (должностного лица) признано неправомерным (недействительным); в части отказа или уклонения от регистрации (выдачи лицензии) - судебный акт об обязании соответствующего органа совершить указанные действия;

- по содержанию действие должностного лица (из числа перечисленных выше) противоречит названного судебному акту.

Здесь не идет речи обязательно о повторном преступлении, поскольку судебный акт может касаться действия, совершенного другим чиновником, но в отношении соответствующего потерпевшего. Ч.2 ст.169 УК РФ является специальной нормой по отношению к ст.315 УК РФ.

Деяние причинило крупный ущерб(признак последствия):

- в результате соответствующих действий (бездействия) должностного лица соответствующему хозяйствующему субъекту причинен ущерб в имущественной форме, включая упущенную выгоду, а также неправомерное извлечение дохода в результате совершенного преступления иными субъектами;

- по размеру ущерб является крупным, т.е. согласно примечанию к данной статье (действует с 12.12.2003) его размер превышает 250 тысяч рублей;

- по отношению к последствию в виде крупного ущерба у виновного должно быть психическое отношение в форме умысла.

Регистрация незаконных сделок с землей (статья 170)

Объектом преступления является установленный порядок гражданского оборота земли, порядок государственной регистрации сделок с землей и прав на нее, ее учета, землепользования и платы за землепользование. Дополнительными объектами являются: финансовые интересы государства, интересы государственной и муниципальной службы.

Объективная сторона состава преступления предусматривает 3 альтернативных формы деяния.

1. Регистрация незаконных сделок с землей.

Должна иметь место сделка, т.е. действие граждан и юридических лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Не подпадают под действие данной статьи различные виды правоприменительных актов (административных и судебных), хотя их зачастую сложно отличить от сделок (если одной из сторон отношения является орган государственной власти или орган местного самоуправления). Так, нельзя признать сделками акты передачи земли в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, бесплатной передачи земли в собственность из государственного или муниципального земельного фондов, передачу государственных или муниципальных земельных участков в собственность в порядке выкупа, если при этом не заключается договор, судебные акты о признании прав на земельный участок, об обращении взыскания на него, нотариальные акты о праве на наследство.

Сделка совершается с землей, т.е. сделка, объектом (предметом) которой является земля, т.е. земельный участок, его часть, если участок является делимым (ст.6 ЗК РФ), а также доля в праве общей собственности на земельный участок (ст.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”). В результате такой сделки в отношении земельного объекта устанавливаются, изменяются или прекращаются гражданские права. Можно выделить 2 категории сделок с землей: влекущие переход права собственности на землю (купля-продажа, мена, дарение, внесение в уставный (складочный) капитал юридического лица, внесение в качестве вклада по договору простого товарищества); влекущие возникновение обязательств (обременений) в отношении земельного участка (ипотека, аренда, безвозмездное срочное пользование, доверительное управление, договорной сервитут, рента и др.). Очевидно, не может считаться сделкой с землей договор купли-продажи недвижимого имущества, в котором не решается судьба земельного участка, занятого недвижимостью (ст.552 ГК РФ). Не понятна позиция законодателя, почему выпадают из сферы действия данной нормы УК РФ сделки с иным недвижимым имуществом, нежели земельные участки.

Незаконность сделки означает совершение ее в противоречие с нормами гражданского и земельного законодательства, регулирующего оборот земли. Под незаконными следует понимать сделки, указанные в ст.ст.168 и 169 ГК РФ. К ним могут относиться следующие случаи: нарушение правил приобретения земель из государственной или муниципальной собственности в собственность иных лиц, установленных п.5 ст.20, п.3 ст.21, ст.ст.30, 34, 36 ЗК РФ; передача в собственность или аренду других лиц земель, которые изъяты из оборота или ограничены в обороте, если иное не установлено федеральными законами (п.п.2, 4,5ст.27 ЗК РФ); несоблюдение при совершении сделки целевого назначения (категории) земель (изменение допускается лишь по решению компетентного органа в соответствии со ст.8 ЗК РФ), несоблюдение минимальных размеров земельных участков; передача некоторых земельных участков (перечень определяется Президентом РФ) в собственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц (п.3 ст.15 ЗК РФ); выход за рамки имеющихся правомочий участниками сделки (п.4 ст.20, п.2 ст.21 ЗК РФ); совершение сделки при наложенном на земельный участок аресте (ст.ст.140 ГПК РФ, ст.91 АПК РФ, ст.115 УПК РФ, ст.51 ФЗ “Об исполнительном производстве”); совершение сделки с земельным участком, в отношении которого не осуществлен государственный кадастровый учет (п.1 ст.37 ЗК РФ).

Под регистрацией незаконной сделки понимается совершение юридического акта признания государством совершения соответствующей сделки, который является одним из условий действительности или заключенности договора с землей (ст.ст.164, 433 ГК РФ). В ст.170 УК РФ речь идет не о регистрации прав на землю, а лишь о регистрации сделки, тогда как регистрации подлежат не всякие сделки с землей, а лишь прямо указанные в законе (п.п.1 и 2 ст.25 ЗК РФ): к ним отнесены лишь договор ипотеки земельного участка (п.3 ст.339 ГК РФ), договор продажи предприятия, в состав которого входят земельные участки (п.3 ст.560 ГК РФ), договор дарения земельного участка (п.3 ст.574 ГК РФ), договор, предусматривающий отчуждение земельного участка под выплату ренты (ст.584 ГК РФ), договоры аренды (субаренды) земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок не менее 1 года (п.2 ст.651 ГК РФ, п.2 ст.26 ЗК РФ), договор доверительного управления земельным участком (п.2 ст.1017 ГК РФ). Договор же купли-продажи земельного участка государственной регистрации не подлежит. Сделки с землей регистрируются в порядке, определенном ст.131 ГК РФ и ФЗ от 17.06.1997 “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, территориальными органами Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации), а до 2005 года - учреждениями юстиции по регистрации прав. Непосредственно регистрацию осуществляет регистраторправ на недвижимое имущество. Регистрация выражается во внесении записи о соответствующей сделке в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и удостоверении регистрации сделки посредством совершения специальной регистрационной надписи на договоре (ином документе).

Оконченным преступление будет считаться с момента совершения указанных регистрационных действий (формальный состав).

2. Искажение учетных данных государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр (ст.70 ЗК РФ, ст.1 ФЗ от 24.11.1999 “О государственном земельном кадастре”) представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Согласно ст.1 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” по данным кадастра земельный участок приобретает характеристики, позволяющие выделить его из других объектов (с присвоением ему кадастрового номера). Ведется кадастр органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Учетные данные Государственного земельного кадастра представляют собой данные, содержащиеся в документации кадастра и касающиеся (ст.14 ФЗ “О государственном земельном кадастре”): правового режима земель, т.е. разделения на объекты (земельные участки) с их кадастровыми номерами, местоположением и площадью, субъектов собственности на землю и землепользования, категории земель и разрешенного использования земельных участков, описания границ земельных участков, зарегистрированных в установленном порядке вещных прав и ограничений (обременений), наличия объектов недвижимого имущества; количества и качества земель(в т.ч. с подразделением по степени ценности продуктивных земель, с выделением нерационально используемых, нарушенных, малопродуктивных и зараженных земель, включая земельно-кадастровое районирование, классификацию земель, характеристику по экологическим, технологическим, градостроительным свойствам, группировку почв, показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель); экономических характеристик земель (их оценки, производимой с помощью системы натуральных и стоимостных показателей по специальным методикам).

Искажение учетных данных означает, что в специальные формы документации кадастра вносятся не соответствующие действительности сведения.

Оконченным преступление будет считаться с момента внесения соответствующих данных в официальные кадастровые документы (формальный состав).

3. Занижение размеров платежей за землю.

Платежи за землю- установленные законодательством формы платности землепользования (устанавливаются ст.65 ЗК РФ, Законом РСФСР от 11.10.1991 “О плате за землю”, главой 31 НК РФ): земельный налог (облагаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения); арендная плата (плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, переданные в аренду юридическим или физическим лицам).

Размеры платежей за землю устанавливаются в порядке, определенном ЗК РФ и НК РФ, и не зависят от результатов хозяйственной деятельности. Налоговая база и предельные ставки земельного налога определены в ст.ст.391 и 394 НК РФ. Органы местного самоуправления вправе понижать ставки налога или устанавливать льготы для категорий налогоплательщиков (земельный налог относится к числу местных налогов). При этом юридические лица – плательщики налога, а также индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых для осуществления предпринимательской деятельности) рассчитывают подлежащие уплате в бюджет суммы налога самостоятельно (состава преступления, совершаемого должностными лицами, здесь быть не может). Для иных физических лиц сумма земельного налога рассчитывается налоговым органом и указывается в налоговом уведомлении (п.4 ст.391, п.4 ст.397 НК РФ). Арендная плата указывается в договоре аренды земельного участка (является его существенным условием). Порядок определения размера арендной платы за земли, находящиеся в собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (п.3 ст.65 ЗК РФ).

Занижение размеров платежей за землю, т.е. фактическое уменьшение сумм причитающихся с плательщика. В части земельного налога - при расчете и указании налоговым инспектором в направляемом гражданину налоговом уведомлении. В части арендной платы - при указании должностным лицом органа по управлению государственным или муниципальным имуществом, ответственным за подготовку договора аренды, заниженных сумм арендной платы, а также соответствующее внесение изменений в договор.

Оконченным преступление будет считаться с момента внесения заниженных сумм в документы, являющиеся основанием для платежей (формальный состав).

При совершении преступления (в любой из 3 форм) лицом используется служебное положение, т.е. преступление совершается с использованием лицом полномочий и возможностей, вытекающих из его должностного положения (в частности, самой возможности определения размеров платежей за землю, регистрации сделок, доступа к кадастровой документации и т.п.).

Субъективная сторона выражается в умысле: лицо сознает, что его действия или бездействие противоречат закону (что оно регистрирует незаконную сделку, что оно недостоверно отражает в документации учетные данные Государственного земельного кадастра, что оно занижает платежи за землю).

Кроме того, необходим специальный мотив (один из 2 альтернативных):

- корыстная заинтересованность, т.е. желание получить в результате такого деяния материальную выгоду (в том числе за взятку);

- иная личная заинтересованность, т.е. желание получить личную выгоду (удовлетворить личные интересы) нематериального характера (из мести, протекционизма, карьеризма, семейственности, желания взаимной услуги, сокрытия своей некомпетентности или своих неправомерных действий и т.п.)

Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. комментарий к ст.169 УК РФ).

Соотношение с другими составами преступлений:

- данный состав является специальным по отношению к ст.285 УК РФ и ст.292 УК РФ (в части внесения недостоверных данных в реестр прав на недвижимое имущество, кадастровую документацию);

- не охватывает получения должностным лицом взятки (ст.290 УК РФ).

Наши рекомендации