Исследование спроса на основе анкетирования

МАРКЕТИНГ

Содержание:

1. Принципы маркетинга. 1

2. Функции маркетинга. 2

3. Исследование спроса на основе анкетирования. 3

4. Маркетинговая формула товара. 5

5. Конкурентоспособность товара. 7

6. Конкурентоспособность фирмы.. 8

7. Стратегии конкурентоспособности. 9

8. Затратный метод ценообразования. 10

9. Ценообразование по целевой рентабельности инвестиций. 11

10. Факторы доли рынка. 12

Принципы маркетинга.

1. Производить только то, что нужно потребителю;

2. Выходить на рынок не с предложением товаров и услуг, а со средствами решения проблем потребителей;

3. Организовывать производство товаров после исследования потребностей и спроса;

4. Концентрировать усилия на достижении конечного результата производственно-экспортной деятельности предприятия;

5. Использовать программно-целевой метод и комплексный подход для достижения поставленных целей, что предполагает формирование маркетинговых программ на основе применения комплекса маркетинговых средств, их сочетания, а не отдельные маркетинговые действия, так как только взятые во взаимосвязи и взаимообусловленности средства маркетинга могут обеспечить синергетический эффект;

6. Применять тактику и стратегию активного приспособления производства товаров к требованиям рынка с одновременным целенаправленным воздействием на него в целях охвата маркетингом всех звеньев в цепи продвижения товара к потребителю;

7. Ориентировать деятельность предприятия в целом и маркетинговой службы в частности не на сиюминутный результат, а на долговременную перспективу эффективных коммуникаций на основе осуществления стратегического планирования и прогнозирования поведения товаров на рынке;

8. Учитывать социальный и экономический факторы производства и распределения товаров на всех стадиях их жизненного цикла;

9. Помнить о первичности рынка (но не противопоставляя его) по отношению к планам организаций и отраслей;

10. Придерживаться взаимодействия и межотраслевой координации планов в целях сбалансированности спроса и предложения;

11. Стремиться к активности, наступательности, в определенных ситуациях к агрессивности в процессе поиска и формирования конкурентных преимуществ и имиджа предприятия или товаров на рынке.

Функции маркетинга

1.Аналитическая функция : исследование рынков продукции; выявление целевых рынков; исследование собственных возможностей в соответствии с требованиями рынка и собственными целями; анализ требований и предпочтений потребителей относительно товара, цен, сбыта, коммуникаций.

2.Стратегическая функция: сегментирование целевых рынков; замеры и прогнозирование спроса на продукцию; выбор целевых сегментов рынка и стратегии поведения предприятия; обеспечение прибыли от реализации товаров и услуг и финансовой стабильности функционирования предприятия.

3.Производственная функция: позиционирование товара на рынке; разработка новых товаров и усовершенствование уже выпускающихся (их дизайн, внешний вид и др.) в соответствии с принятой стратегией управления качеством и конкурентоспособностью готовой продукции; изготовление повторной партии пользующейся спросом продукции; организация материально-технического снабжения; формирование затрат на производство товаров с учетом ценовых предпочтений потребителей и издержек конкурентов.

4.Сбытовая функция: организация системы товародвижения; организация сервисного обслуживания; организация целенаправленной товарной, сбытовой и ценовой политики с учетом результатов сбыта.

5.Стимулирующая функция: организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта; выбор видов рекламы, темы и девиза рекламной кампании, средств рекламы; создание образа предприятия; планирование личной продажи; выбор наиболее эффективного продвижения.

6.Функция управления и контроля: организация стратегического и оперативного планирования на предприятии; информационное обеспечение управления; организация контроля: обратные связи, контроль всех мероприятий, пробный маркетинг; контроль за издержками на всех этапах производства и сбыта.

Исследование спроса на основе анкетирования

Выборочные опросы - наиболее распространенная форма полу­чения информации о мнениях, потребностях, поведении потребителей. Различаются индивидуальные интервью - опросы по заранее подго­товленной программе (их вариант телефонные интервью) и групповые интервью - свободная беседа в непринужденной обстановке. которую направляет интервьюер, подсказывая темы обсуждения. Выявляется психология потребителей, мотивация их потребностей и т.д. К особо­му виду опроса относятся тесты, проводящиеся по научно разрабатываемой программе. Успех опроса зависит от разработки программы и квалификации интервьюера, часто опросы проводятся во время выста­вок-продаж или сочетаются с пробным маркетингом. Самостоятель­ной и наиболее распространенной формой опроса является анкетирование.

Анкета - таблица с перечнем вопросов, на которые должен ответить респондент.Анкетирование - опрос с помощью анкеты.

Анкета представляет собой вопросник, на который отвечает опрашиваемое лица (респондент). Составление анкеты - сложная ис­следовательская работа, включающая постановку целей, выдвижение гипотез, формулирование вопросов, разработку выборки, определение способа анкетирования и т.д. Анкетный опрос может быть осущест­влен в устной форме, когда регистратор сам заполняет бланк со слов респондента (экспедиционный способ). Другая форма - письменная (метод саморегистрации), когда респондент заполняет анкету собствен­норучно, а анкета рассылается по почте (корреспондентский способ). Недостатком этого (более дешевого) метода является определенный процент неправильно заполненных анкет. Кроме того, часть анкет во­обще не возвращается. Иногда даже проводятся контрольные выбо­рочные обходы опрашиваемых. Метод анкетирования применяется также при организации панелей, работе с торговыми корреспондента­ми. Анкеты заполняются экспертами, специалистами и т.д.

Обычно анкета имеет форму таблицы с напечатанными вопросами и свобод­ным местом для ответа (анкета может быть многостраничной). Тради­ционная схема включает:

- введение (цель опроса, сведения об опрашивающих: название, ха­рактеристика, адрес), гарантия анонимности опроса и доверитель­ность ответов;

- перечень вопросов, характеризующих предмет опроса;

- сведения об опрашиваемых.

Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечи­вающим полноту информации, но не чрезмерным, что удорожает об­следование (необходим разумный компромисс). Вопросы должны быть составлены в тактичной форме, чтобы не обидеть или не встревожить респондентов и не вызвать негативной реакции с их стороны.

Вопросы анкеты классифицируются по степени свободы, харак­теру ответов и форме вопросов. Они подразделяются на открытые, ког­да ответ дается в свободной форме, без ограничений, и закрытые, ког­да предлагается перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько (веер ответов). Часто даются альтернативные во­просы, на которые отвечают: да, нет, не знаю. Важную роль в опросе играют вопросы о намерениях и мнениях, в ответах на них допускается большая степень свободы, чем в вопросах о фактах и действиях. Ино­гда задаются фильтрующие вопросы, которые имеют целью отсечь часть опрашиваемых, например, если на вопрос "имеется ли у Вас ка­кое-то изделие" респондент отвечает "нет", то вопросы об оценке его свойств излишни. И, наконец, в любой анкете содержатся контрольные вопросы, используемые для оценки достоверности ответов. Формули­ровка запросов - трудоемкая исследовательская работа, требующая высокой квалификации и эрудиции, знания основ социометрии. Это творческая деятельность, не допускающая механического копирова­ния. Вопросник должен быть увязан с планом разработки анкеты, ма­кетами таблиц, вариантами моделей. В разработке анкет используются статистические методы (группировки, корреляционно-регрессионный анализ и т.д.).

Наши рекомендации