Комиссия таможенного союза
Вопрос № 1. Структура основных таможенных органов
Российской Федерации
Институциональная структура Таможенного союза
Высший орган таможенного союза на уровне глав государств и глав правительств
К функциям данного органа относится определение стратегии и направлений развития таможенного союза. Решения принимаются консенсусом.
Комиссия таможенного союза
Членами Комиссии таможенного союза являются заместители глав правительств сторон.
Данная комиссия является регулирующим органом таможенного союза.
Решения принимаются двумя третями голосов и по отдельным вопросам консенсусом.
В случаях, если одна из Сторон не согласна с принимаемым решением Комиссии или не набрано необходимое количество голосов, вопрос вносится на рассмотрение высшего органа таможенного союза, который принимает решение консенсусом.
Комиссия также вправе принимать решения консенсусом, если это предусматривается международными договорами, формирующими правовую базу таможенного союза.
Государственные органы сторон;
К функциям государственных органов относится непосредственное исполнение решений Комиссии таможенного союза.
Комиссия таможенного союза (КТС) — единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза. Комиссия учреждена Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года.
Местом пребывания Комиссии таможенного союза является город Москва. Комиссия издает нормативно-правовые акты — решения, которые подписываются всем составом Комиссии, состоящим из 3 лиц.
Состав Комиссии таможенного союза
Комиссия состоит из председателя комиссии и её членов:
- Шувалов Игорь Иванович — председатель Комиссии таможенного союза — Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.
- Румас Сергей Николаевич - член Комиссии таможенного союза — Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь
- Шукеев Умирзак Естаевич — член Комиссии таможенного союза — Первый заместитель Председателя Правительства Республики Казахстан
Секретариат Комиссии таможенного союза
Руководство секретариатом осуществляет Ответственный секретарь Комиссии.
Секретариат Комиссии таможенного союза является рабочим органом Комиссии таможенного союза.
Секретариат осуществляет организацию работы высшего органа таможенного союза (Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств)), Комиссии и их информационно-техническое обеспечение.
Структура Секретариата КТС
- Административный департамент
- Департамент таможенного администрирования
- Департамент таможенно-тарифного и нетарифного регулирования
- Департамент торговой политики
- Департамент финансовой политики
- Правовой департамент
- Департамент статистики (Центр таможенной статистики)
- Департамент политики в сфере технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер
- Научно-экспертный совет при Секретариате Комиссии таможенного союза
- Департамент по защитным мерам во внешней торговле
Таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России.
Иными словами, государство с помощью норм права определяет те положения, которые подлежат выполнению физическими и юридическими лицами при перемещении грузов через границу. Совокупность этих норм составляет содержание таможенного законодательства. Таким образом, таможенное регулирование – это деятельность по установлению таможенных правил.
Международная торговля предполагает перемещение грузов через границу из одной страны в другую. Для регулирования этого товарооборота существуют органы государственного управления внешнеэкономической деятельностью, в системе которых особую роль играет служба, занимающаяся таможенным делом.
Таможенное дело непрерывно связано с областью внешней торговли и обслуживает ее участников.
Осуществление внешнеэкономической деятельности невозможно вне применения основ таможенного дела, т.к. пересечение границы и перемещение через нее различных грузов всегда означает взаимодействие с таможенной системой. На мировом уровне таможенное дело выступает в качестве одного из важнейших звеньев внешней торговли.
Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Данное определение позволяет уяснить, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу должны соблюдаться меры таможенно-тарифного регулирования, а так же установленные запреты и ограничения.
Таможенное дело представляет собой специализированную деятельность (таможенную), связанную с порядком перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.
Структура таможенного дела включает в себя:
- принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- таможенные режимы;
- таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;
- таможенное оформление;
- таможенный контроль;
- предоставление таможенных льгот;
- ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры ВЭД;
- правовая регламентация ответственности в сфере таможенного дела;
- международное сотрудничество в сфере таможенного дела.
Таможенное дело ведет единая система таможенных органов, которые, относясь к исполнительной власти:
· имеют конкретные цели формирования;
· осуществляют государственные исполнительно-распорядительные функции;
· наделены определенной компетенцией;
· образуются вышестоящими органами управления;
· подотчетны и подконтрольны им;
· ответственны за свою деятельность перед государством и гражданами.
Таможенные органы России – это государственные органы, регулирующие отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.
Таможенный орган представляет собой федеральный государственный орган исполнительной власти, наделенный специальной компетенцией в области таможенного дела и выполняющий задачу содействия развитию внешней торговли.
Важнейшей отличительной чертой таможенных органов, определяющей их место в общей системе органов исполнительной власти является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.
В качестве правоохранительных органов таможенные органы:
- защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации,
- права и законные интересы физических и юридических лиц,
- таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями и принимают решения в области таможенного дела.
Решая правоохранительные вопросы, таможенные органы обладают статусом органов дознания, субъектов оперативно-розыскной деятельности, а также вправе осуществлять производство по делам об административных правонарушениях.
В этой связи следует иметь в виду, что таможенные органы, осуществляя таможенное дело, могут быть участниками не только таможенных, но и иных правоотношений. Все зависит от выполняемых функций.
Например, при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления и взимании таможенных платежей таможенные органы являются участниками таможенных правоотношений, поскольку данные отношения регулируются ТК РФ.
В случае выявления преступлений в области таможенного дела (например, факта контрабанды) таможенные органы проводят дознание, являясь участниками уголовно-процессуальных правоотношений, которые регулируются уже не ТК ТС, а Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
Если таможенные органы оказывают услуги по хранению товаров на складах временного хранения или таможенных складах, они соответственно выступают участниками гражданских правоотношений, руководствуясь в своей деятельности Гражданским кодексом РФ.
Таможенные органы действуют под общим руководством Президента и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.
Таможенные органы составляют единую, федеральную централизованную систему, в которую входят:
1. Федеральная таможенная служба (ФТС) России;
2. Региональные таможенные управления (РТУ) РФ;
3. Таможни РФ;
4. Таможенные посты РФ.
В таможенную систему входят также учреждения, подведомственные непосредственно Федеральной таможенной службе (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.).
В ведении Федеральной таможенной службы могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов Федерации, органам местного самоуправления и общественным объединениям.
Каждый нижестоящий таможенный орган подчинен по вертикали только вышестоящим таможенным органам, контролирующим его деятельность.
Места нахождения таможенных органов определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, транспортных организаций, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, потребностей экспортеров, импортеров, других участников внешнеэкономической деятельности, а также иных факторов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ, является Федеральная таможенная служба РФ (ФТС РФ).
ФТС находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.
Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов, а также компетенция конкретных таможенных органов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности таможенных органов определяется ФТС РФ.
Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
РТУ, таможни и таможенные посты действуют на основании положений, утверждаемых ФТС.
Таможенные органы выполняют следующие основные функции:
осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу;
обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;
ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;
осуществляют в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
ведут таможенную статистику внешней торговли;
проводят научно-исследовательские работы в области таможенного дела и т.д.
Федеральная таможенная служба РФ.
ФТС России – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
Служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ. Общее руководство осуществляет Президент РФ и Правительство РФ.
ФТС России осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает ведение и опубликование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, подготовку, утверждение и опубликование решений по вопросам, связанным с толкованием Товарной номенклатуры;
2) выдает квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению;
3) осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов.
Федеральная таможенная служба в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией РФ,
- Федеральными конституционными законами;
- Федеральными законами;
- указами, распоряжениями Президента РФ;
- постановлениями и распоряжениями Правительства РФ
- международными договорами РФ;
- нормативными и правовыми актами Минфина, Банка России, Минэкономразвития и торговли, а также Положением о службе.
ФТС России в целях реализации своих полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
Ü по согласованию с Министерством экономического развития и торговли:
- создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
- определять регион деятельности таможенных органов;
- утверждать общие и индивидуальные положения о таможенных органах;
Ü организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
Ü запрашивать сведения, необходимые для прин7ятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
Ü осуществлять контроль, в том числе финансовый, за деятельностью таможенных органов и представительств службы за рубежом;
Ü Применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
Ü разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды.
ФТС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению Министерства экономического развития и торговли.
Руководитель службы имеет заместителей, назначаемых на должность по представлению его Министром экономического развития и торговли РФ.
ФТС РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, штампы, бланки установленного образца, а также различные счета в банках и органах федерального казначейства. ФТС РФ имеет геральдический знак – эмблему, флаг, вымпел, утверждаемые в соответствующем порядке.
Региональные таможенные управления.
Региональное таможенное управление входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет непосредственное руководство таможенным делом на территории подведомственного ему региона. В непосредственном подчинении РТУ находятся все расположенные на территории подведомственного ему региона таможенные органы, за исключением непосредственно подчиненных ФТС РФ.
Вся территория России поделена на таможенные регионы, в границах которых региональные таможенные управления осуществляют деятельность по руководству и координации работы нижестоящих звеньев таможенной системы. Всего их в РФ создано 8 (по числу федеральных округов):
v Дальневосточное таможенное управление;
v Приволжское таможенное управление;
v Северо-западное таможенное управление;
v Сибирское таможенное управление;
v Уральское таможенное управление;
v Центральное таможенное управление;
v Южное таможенное управление.
v Северо-кавказское таможенное управление
РТУ в своей деятельности руководствуется:
- Конституцией РФ,
- международными договорами РФ;
- Федеральными конституционными законами;
- ТК РФ и другими федеральными законами;
- нормативно-правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ;
- нормативными и правовыми актами Минэкономразвития и торговли и Федеральной таможенной службы России, а также Положением о Региональных таможенных управлениях.
Региональное управлении решает возложенные на него задачи непосредственно, через подчиненные таможенные органы, а также организации системы ФТС России во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органами МСУ, физическими и юридическими лицами.
Финансирование РТУ осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных законодательством источников.
Являясь юридическим лицом, РТУ имеет самостоятельный баланс, печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати и штампы, счета в органах федерального казначейства и в банках.
В качестве правоохранительного органа РФ РТУ обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и законодательства об административных правонарушениях. Как орган дознания РТУ осуществляет свою деятельность в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Основными задачами РТУ в регионе деятельности являются:
Ü реализация таможенной политики России на подведомственной территории;
Ü организация таможенного дела;
Ü разработка и реализация в пределах своей компетенции в подведомственном регионе мер, направленных на обеспечение экономической безопасности страны;
Ü обеспечение своевременного перечисления в полном объеме таможенных платежей в федеральный бюджет;
Ü организация и осуществление в подведомственном регионе борьбы с контрабандой, иными преступлениями в сфере таможенного дела и т.д.
Таможни.
Таможня входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под общим руководством:
- Федеральной таможенной службы России
- и под непосредственным руководством соответствующего регионального таможенного управления, которому она подчинена.
Решением ФТС по согласованию с Минэкономразвития и торговли России отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно Федеральной службе.
Таможни создаются, как правило, по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона.
Таможни подразделяются на:
1. пограничные (располагаются преимущественно в приграничной зоне в районах транспортных узлов: портов, аэропортов и железнодорожных станций);
2. внутренние (располагаются в глубине таможенной территории страны, в местах концентрации участников внешнеторговой деятельности).
Деление таможен РФ на пограничные и внутренние соответствуют мировой практике, способствуют ускорению грузооборота через таможенную границу и делает таможенный контроль более эффективным.
Таможня является юридическим лицом со всеми присущими юридическому лицу атрибутами.
Правовой основой деятельности таможни являются:
- ТК РФ;
- Общее положение о таможне от 12 января 2005 г.;
- специальными нормативными актами Правительства РФ и ФТС РФ могут определяться специфические особенности деятельности отдельных таможен, а также деятельность специализированных таможен.
Таможня решает возложенные на нее задачи непосредственно и через таможенные посты во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, органами МСУ, юридическими и физическими лицами.
Таможня, являясь правоохранительным органом РФ, обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и законодательства об административных правонарушениях. Являясь органом дознания, таможня осуществляет свою деятельность в соответствии с УПК РФ.
Основные задачи таможни:
Üнепосредственное осуществление таможенного дела на территории подведомственного режима;
Üосуществление мер по реализации таможенной политики РФ в регионе деятельности;
Üреализация в пределах своей компетенции мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории РФ, экономической безопасности РФ в части, относящейся к таможенному делу;
Üобеспечение в пределах своей компетенции в регионе защиты экономических интересов России;
Üобеспечение соблюдения применения таможенного законодательства;
Üосуществление борьбы с преступлениями в сфере таможенного дела и т.д.
Таможенные посты.
Таможенный пост входит в единую систему таможенных органов РФ и осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни РФ либо регионального таможенного управления в случае непосредственного подчинения управлению.
Территория региона деятельности таможенного поста определяется РТУ (в отношении таможенного поста, непосредственно подчиненного таможне, по представлению таможни) либо ФТС России по согласованию с Минэкономразвития и торговли.
Таможенный пост финансируется за счет средств федерального бюджета, а также иных предусмотренных российским законодательством источников.
Правовой основой таможенного поста является ТК ТС и Общее положение о таможенном посте от 10 октября 2002 г.
В отличие от других таможенных органов таможенный пост не является юридическим лицом. Однако таможенный пост может быть образован и как юридической лицо решением ФТС РФ по согласованию с Минэкономразвития и торговли. По согласованию с данным министерством ФТС специальными нормативными актами может определять специфические особенности деятельности отдельных таможенных постов.
Основные задачи таможенного поста:
Üнепосредственное осуществление таможенного дела в регионе деятельности;
Üтаможенное оформление и таможенный контроль;
Üборьба с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.