VI. Инвестиционная деятельность
Планирование
Организация
I. Координация,
II. регулирование
Учет,
анализ, контроль
Активизация,
Стимулирование(это все взаимосвязано,по круговоц)
Рисунок 1 - Связь планирования с другими функциями управления
Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование-прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной.
План – это постановка строго определенной цели и четкое предвидение конкретных детальных событий для объекта на определенный срок его функционирования. Ключевыми словами в плане являются: цель, средство и контроль.
Планирование – это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение путей и средств их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития.
Цель внутрифирменного планированиясостоит в обосновании научным образом таких видов, объемов, сроков и других показателей производства и реализации товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг, которые бы при умелом использовании имеющихся ресурсов принесли предприятию наибольший доход.
Функции внутрифирменного планирования:
уменьшение сложности,мотивация,прогнозирование,обеспечение безопасности,оптимизация,координация и интеграция,упорядочения,контроля,документирования..
Принципы внутрифирменного планирования:
1. Принцип необходимости
2. Принцип единства
3. Принцип непрерывности
4. Принцип гибкости
5. Принцип точности
6. Принцип участия
7. Принцип холизма…
Пнап 2 Система планов предприятия, их взаимосвязь.
На сельскохозяйственном предприятии система планов может быть представлена в следующем виде:
а) перспективные планы:
- план организационно-хозяйственного устройства,
- план социально-экономического развития на 3-5 лет.
б) годовые (текущие) планы:
- план производственно-финансовой деятельности с.-х. предприятия
- производственные планы внутрихозяйственных подразделений,
- план маркетинга,
- бизнес-план.
в) оперативные планы:
- технологические рабочие планы по периодам работ,
- декадные, месячные, квартальные задания и планы,
- планы – наряды на выполнение работ.
Основой для разработки годового плана производственно-финансовой деятельности является перспективный план. Годовой план предусматривает к реализации в конкретном году ряд задач, обозначенных на длительный период, он является очередной ступенью в реструктуризации бизнеса, увеличении поголовья скота, строительства зданий и сооружений и т.д.
В свою очередь план производственно-финансовой деятельности предприятия детализируется в годовых производственных планах внутрихозяйственных подразделений, а также оперативных планах по периодам работ.
На всех без исключения сельскохозяйственных предприятиях составляется «План производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия». Документ разрабатывается на основе «Методических рекомендаций по разработке плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия» и бланка «План производственно-2финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия», подготовленных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Бланк «Плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия» состоит из титульного листа и 7 разделов:
I. Юридический статус
II. Организационная структура
III. Основные экономические показатели
IV. Производственная программа
V. Ценообразование
VI. Инвестиционная деятельность
VII. Финансовая деятельность
Пнап3 Организация планирования на предприятии.
План предприятия - совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции.
Основные элементы системы планирования:
1. Плановый персонал, сформированный в организационную структуру.
Высшее руководство
¨ Общее планирование хозяйственной деятельности
¨ Формирование общей стратегии, целей и задач
¨ Установление нормативов и контроля
Плановый отдел
¨ Организация планирования
¨ Разработка перспек. и текущ планов
¨ Анализ работы
¨ Контроль выполнения планов
¨ Нормир- е издержек
Финансовый отдел
¨ Планир-ие прибыли
¨ Финансиро-вание хозяйст-ой деятельности
¨ Бюджетный контроль
¨ Контроль за кредитными операциями
Отдел
маркетинга
¨ Планир-ие маркетинга
¨ Исследование рынка
¨ Планир-ие ассортимента товаров
¨ 3Сбыт и рас-пределение
¨ Реклама и стимулирование сбыта
Производст-венный отдел
¨ Составле-ние планов на смену, сутки и т.д.
¨ Закупка сырья
¨ Контроль качества
¨ Программа движения продукта и товара
¨ Рис. Организационная структура планирования все идет от рук-ва)
¨ на среднем по размеру предприятии
¨
¨ 2. Механизм планирования
¨ это совокупность средств и методов, с помощью которых принимаются плановые решения и обеспечивается их реализация.
¨
¨ 3. Процесс планирования,
¨ который состоит из следующих этапов:
¨ а) Анализ положения объекта планирования (оценка внешней и внутренней среды предприятия),
¨ б) Постановка цели и задач предприятия,
¨ в) Прогнозирование внешней и внутренней среды предприятия,
¨ г) Выбор вариантов развития,
¨ д) Разработка программы действий и составление графика работ,
¨ е) Разработка финансового плана.
4. Вспомогательные средства, обеспечивающие процесс планирования:
¨ техническое, информационное, программное, организационное и лингвистическое обеспечение составления планов на предприятии.
Пнап4Планирование объемов производства и реализации продукции (работ, услуг)
1.Обоснование объемов реализации продукции
2 Производственная программа растениеводства
3.. Производственная программа животноводства
4. Производственная программа промышленных производств
Производственная программа вспомогательных и обслуживающих производств
Рисунок 1 - Последовательность разработки производственной программы сельскохозяйственного предприятия
Для обоснования объемов продаж необходимо иметь информацию о спросе на продукцию предприятия, темпах роста объемов реализации, об использовании производственных мощностей, наличии материальных и трудовых ресурсов.
Планирование производственной программы растениеводства:
1. уточняется состав с.-х. угодий, обосновываются мероприятия по улучшению земель и составляется план их использования;
2. культуры размещаются в полях введенных или осваиваемых севооборотов с учетом предшественников и принятого чередования, после чего составляется сводная таблица размещения культур в севооборотах и определяется возможный размер посевных площадей;
3. обосновывается плановая урожайность с.-х. культур и угодий;
4. на основе посевных площадей в полях севооборотов и плановой урожайности рассчитывается возможный выход валовой продукции растениеводства;
5. определяется общая потребность хозяйства в продукции растениеводства; 6. путем сопоставления возможного производства продукции с потребностью выявляется избыток или недостаток продукции по культурам и группам культур;
7. на основе данных об избытке или недостатке продукции уточняется размер посевных площадей под отдельными культурами;
8. составляется баланс пашни, окончательно уточняются посевные площади и их размещение в полях севооборотов на планируемый год. Планирование производственной программы животноводства:
1. план осеменения, отелов и поступления приплода;
2. план помесячного и годового оборота стада;
3. план валового производства и распределения продукции.
Баланс продукции отражает движение продукции, имеющейся на начало года и производимой за год. Производимые расчеты позволяют определить количество продукции, которой будет располагать хозяйство в планируемом году, определить каналы ее использования, выявить переходящий остаток на конец планируемого года.
4Значение и последовательность планирования вспомогательных производств:
¨ ремонтные мастерские;
¨ ремонт зданий и сооружений;
¨ машинно-тракторный парк;
¨ автомобильный транспорт;
¨ энергетические производства;
¨ водоснабжение;
¨ гужевой транспорт;
¨ службы по тепло-газоснабжению и холодильным установкам.
План каждого из перечисленных вспомогательных производств включает в себя следующие показатели:
¨ объем продукции, оказываемых услуг;
¨ затраты на производство продукции, услуг;
¨ себестоимость единицы продукции, услуг;
¨ реализация продукции, услуг.
При обосновании объемов оказываемых услуг вспомогательными производствами, во-первых, определяют спрос основных производств на их услуги; во-вторых, уточняют возможности (предложение) вспомогательных производств. При сопоставлении этих показателей выявляют, способны ли вспомогательные производства в полном объеме удовлетворить потребности в требуемых услугах. Если предложение превышает спрос, то решается вопрос о возможности предоставления услуг вспомогательных производств на сторону (реализация продукции, услуг). Если ситуация противоположная, возникает необходимость в услугах сторонних организаций.
Пнап5 Планирование потребности в матриальных ресурсах.
Планир.потр.в сырье и матер.
*метод прямого счета(исп.при расчете потр.в сырье и мат.для выпуска готовой продукции путем умножения нормы расхода материалов на соотв. Обьемные показатели
*метод аналогии
*по типовлму представлению
*динамических коэфициентов
Различают:
*Потребность к расходу устанавливает колич-во матер.,которые необх.предпр.для выполнения плана плана объема продаж и других работ, связанных с производством и 5 5реализацией продукции, для ремонтно-эксплуатационных нужд и др.
- Потребность к завозу
показывает, сколько предприятие должно получить материалов из внешних источников.
2.Планирование потребности в ТОПЛИВЕ И ЭНЕРГИИ:
Нормативный метод планирования
3. Планирование потребности в ОБОРУДОВАНИИ,
где выбор методов планирования зависит от назначения оборудования:
· Укомплектование строящихся производственных объектов.
· Замена физически и морально устаревшего оборудования.
· Пополнение парка машин действующих предприятий.
На сельскохозяйственных предприятиях при планировании потребности в кормах, семенах, нефтепродуктах, а также при планировании потребности в тракторах, комбайнах, с.-х. машинах и других видах материально-технических ресурсов используют нормативный метод планирования, где плановые показатели обосновывают с помощью соответствующих норм и нормативов.