Выбор и утверждение темы выпускной квалификационной работы

Студент, как правило, выбирает тему работы из рекомендуемого кафедрой перечня (Приложение 1), но он может предложить и свою тему с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Задача преподавателей на этом этапе – прокомментировать темы выпускных работ, интересующие студентов, помочь им выбрать тему с учётом их способностей и склонностей. Из предложенного перечня каждый студент выбирает тему, которая соответствует его научным интересам, приверженности к определённому направлению бухгалтерской и финансово-экономической деятельности, связана с базами практики и будущей или настоящей работой. Студент может предложить собственную тему бакалаврской работы, исследование которой имеет теоретическую и практическую значимость, выполнять работу по заказу предприятия, где он собирается работать или уже работает.

Закрепление темы выпускной работы за студентом производится на основании его личного заявления, написанного на имя заведующего кафедрой и согласованного с руководителем (Приложение 2). На основании заявления утверждается приказ о темах выпускной работы и руководителе. После выхода приказа изменение темы и смена руководителя не допускаются.

Кафедра разрабатывает единый план-график подготовки, написания и представления работы, который утверждает заведующий кафедрой. В установленные сроки сдачи студент представляет ВКР на выпускающую кафедру в бумажном и электронном виде для проверки работы в системе «Антиплагиат». Отчёт о проверке в системе «Антиплагиат» прилагается к работе вместе с отзывом научного руководителя и рецензией. Данный отчёт представляет собой распечатанную с данного сайта стандартную регистрационную форму. Доля оригинального текста ВКР бакалавра должна составлять не менее 60%.

Законченная и полностью оформленная работа должна быть представлена заведующему кафедрой не менее чем за 10 дней до начала работы Государственной комиссии по защите бакалаврских работ.

К выпускной квалификационной работе необходимо приложить отзыв научного руководителя и внешнюю рецензии.

4. СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЁМ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Выпускная квалификационная работа как оригинальное теоретико-прикладное исследование должна иметь определенную логику построения, последовательность и завершенность. Общий объем магистерской дипломной работы должен быть в пределах 80-90 машинописного текста формата А4.

Рекомендуется следующая структура бакалаврской выпускной квалификационной работы:

- содержание;

- введение;

- первый (теоретический) раздел;

- второй (аналитический) раздел;

- третий (конструктивный, проектный) раздел;

- заключение (конечная часть);

- список использованных источников;

- приложения.

Содержание (Приложение 6) или план бакалаврской работы может занимать 1 страницу. В нем записываются названия всех разделов и подразделов (параграфов) с указанием начальных страниц. План работы должен отражать сущность проблемы, ее сложность и логику исследования. Названия разделов и подразделов должны быть сжатыми и понятными, литературно грамотными, тесно связанными с названием работы, но не повторять его.

Во введении (2-3 страницы) формируется восприятие бакалаврской работы в целом: обосновывается актуальность выбранной темы, формулируются цель и задачи исследования, даётся краткая характеристика объекта и предмета исследования, указывается период исследования, указываются теоретические источники и методы исследования, даются краткие пояснения к содержанию бакалаврской работы.

Цель исследования в бакалаврской работе – это стратегический итог, который планируется достичь в результате выполнения бакалаврской работы.

Например: Разработать рекомендации по совершенствованию организации управленческого учёта на предприятии.

На основе поставленной цели формулируются основные задачи, которые должны быть решены в ходе исследования. Поставленные задачи соответствуют пунктам плана ВКР, описание их решения составляет содержание разделов бакалаврской работы.

Задачи обычно формулируются в форме перечисления: изучить …; исследовать …, установить …, выявить …, дать…, разработать, …и т.п.

Кроме того, необходимо указать и методы исследования. Например: методы сравнения, табличный, графический, статистические: относительных показателей, динамики, индексный, корреляционно-регрессионный и т.д..

Первый раздел (23-25 страниц) структурно состоит из 2-3 подразделов. В нем следует раскрыть состояние теоретических наработок по выбранной теме, проанализировав существующие различные взгляды, в том числе собственные, на те или иные аспекты, выявить нерешенные проблемы, которые требуют решения, как в теоретическом, так и в методическом и прикладном плане.

В первом разделе особую значимость имеет правильная современная трактовка понятий, обзор действующей на данный момент нормативной правовой базы по данному вопросу; отечественная и международная практика учёта, отчётности, аудита, налогообложения; содержание и методы анализа. В первой главе раскрываются основные теоретические положения по учёту, определяется значение и важность рациональной постановки учёта на исследуемом участке, затрагиваются дискуссионные вопросы, и при этом следует обязательно излагать собственную позицию. Можно также обосновывать специфические подходы и методики анализа, если таковые являются оригинальными и определяются особенностями темы и объекта исследования.

Важное место в данном разделе занимает изложение методик бухгалтерского учета, анализа и аудита определенных проблем, которые будут использоваться в следующих частях работы. Автор должен продемонстрировать свои знания методов анализа и аудита и на основе их критического обзора обосновать свой выбор наиболее приемлемого для выбранного направления исследования.

Во втором разделе (32-35 страниц) студент должен выполнить глубокий анализ фактического состояния исследуемой проблемы исключительно на материалах конкретной организации.

В этом разделе можно выделить 3-5 относительно самостоятельных подразделов, которые содержат анализ и оценку конкретных сфер деятельности и объекта исследования. Во втором разделе необходимо показать особенности деятельности хозяйствующего субъекта и их влияние на организацию и методологию учёта по теме исследования. Второй раздел в обязательном порядке начинается с характеристики объекта исследования, в которой необходимо указать следующие аспекты его деятельности:

- организационно-правовую форму;

- время создания и сроки деятельности организации;

- основные направления деятельности;

- основные экономические показатели деятельности в динамике за 2 или за 2-3 года (выручка, себестоимость продаж, прибыль от продаж, чистая прибыль, рентабельность, средняя численность, средняя заработная плата, среднегодовая стоимость основных средств и т.п.) и дать их краткий анализ;

- особенности организации бухгалтерского учёта (учётной работы) (форма учёта, степень автоматизация учётных процессов, структура бухгалтерского аппарата, график документооборота и т.д.).

Описывать историю возникновения и развития организации нецелесообразно.

Основными источниками данных при выполнении бакалаврской работы профиля «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» являются:

- учётная политика базы исследования;

- формы бухгалтерской финансовой отчётности (Бухгалтерский баланс предприятия, Отчёт о финансовых результатах, Отчёт об изменениях капитала, Отчёт о движении денежных средств, Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах);

- первичные учётные документы и регистры бухгалтерского учёта в соответствии с выбранной темой выпускной квалификационной работы;

- данные бухгалтерского финансового и управленческого учёта - плановые показатели и отчёты;

- материалы аудиторских проверок, аудиторское заключение;

- пояснительная записка к бухгалтерской финансовой отчётности и другие источники.

При изучении состояния бухгалтерского учёта на предприятии студент должен ознакомиться с общими правилами и выявить специфические особенности в организации бухгалтерского учёта.

К общим вопросам состояния бухгалтерского учёта на предприятиях относятся: первичные документы и группировка отражённой в них информации, применяемая корреспонденция счетов, последующее отражение учётной информации в регистрах синтетического и аналитического учёта и автоматизация учёта по теме исследования.

Специфические особенности изучения состояния бухгалтерского учёта определяются непосредственно темой дипломной работы. Их можно выявить на основе глубокого и всестороннего изучения литературных источников и внимательного ознакомления с инструктивным и практическим учётным материалом непосредственно на предприятии.

При этом особое внимание должно быть направлено на выявление положительного опыта и недостатков на соответствующем участке учётно-аналитической работы, а также на выявление того, насколько учёт обеспечивает оперативной и полной информацией руководителей всех уровней предприятия для принятия экономически обоснованных управленческих решений.

Отбор данных производится за последние 3 года в сопоставимых показателях. Собранный материал даёт возможность рассмотреть динамику, установить определённые тенденции, выявить закономерности. При сборе практического материала следует обращать особое внимание на те данные, которые позволят сформулировать и обосновать предложения по ликвидации недостатков, разработать конкретные рекомендации по совершенствованию учётной работы, улучшение организации и методологии учёта, повышению эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Раздел должен быть максимально насыщен фактической информацией (таблицы, графики, диаграммы, схемы).

Следует чётко разграничивать источники происхождения использованной при анализе информации: что заимствовано из литературы, что получено из документов организации, а какие данные получены путем собственных наблюдений, экспериментов, расчетов, социологических опросов и т.д. Раздел завершается оценкой полученных результатов.

Третий раздел(17-19 страниц) должен содержать обоснованные предложения студента, направленные на достижение цели, поставленной во введении. Структурно содержит 2-3 подраздела. Характер и содержание предлагаемых мероприятий должны основываться на анализе, проведенном во втором разделе бакалаврской работы. Неотъемлемой частью обоснования предложенных студентом мероприятий должен быть расчет экономической эффективности. За результаты расчетов и сделанные на этой основе выводы ответственность несет студент – автор выпускной квалификационной работы.

Одним из признаков высокого качества бакалаврской работы является применение экономико-математических методов и компьютерных технологий, как при проведении анализа, так и при обосновании предложенных мероприятий.

Заключение является итоговой частью ВКР. Оно содержат сжатое изложение достигнутых результатов, предложений автора и их экономической эффективности. Ознакомление с текстом заключения должно сформировать у читателя представление о степени реализации автором выпускной квалификационной работы поставленной цели и задач исследования. Объем выводов - 3-4 страницы. Список использованных источников включает составленный по действующим правилам список использованных литературных источников - не менее 30 источников.

В приложение выносятся документы первичного учета, отчетные данные, громоздкие таблицы вспомогательного характера, блок-схемы, образцы форм таблиц и анкет и т.д. Нумерация приложений от 1 и далее.

Наши рекомендации