Дисконтирование
В финансовых расчетах часто приходится решать задачу обратную наращению: по известной наращенной сумме FV найти начальную сумму PV. Например, какую сумму положить на депозит, чтобы через 5 лет получить 500 тыс. руб. Для решения этой задачи используется ставка дисконтирования.
Другой пример - финансовая сделка, когда проценты по ссуде удерживаются сразу при выдаче ссуды. Процесс начисления и удержания процентов вперед, до наступления срока погашения ссуды называется учетом, а сами проценты в виде разницы наращенной и первоначальной суммой ссуды называются дисконтом (discount).
В банковской практике задача дисконтирования возникает при покупке денежных обязательств (например, векселей) ранее срока их оплаты. В случае с векселем эта операция называется учет векселя. Если держатель векселя хочет обменять его на деньги раньше срока оплаты, он обращается в банк с просьбой об учете векселя. В этом случае банк выплачивает держателю векселя сумму меньшую номинала. Разница между номиналом и выплаченной суммой называется дисконтом. Его величина рассчитывается по формулам дисконтирования в зависимости от дат учета, погашения и учетной ставки.
Ставка дисконтирования используется при расчете срока окупаемости и доходности инвестиций для вычисления дисконтированной стоимости денежных потоков, иными словами, для перерасчета стоимости потоков будущих доходов и расходов в стоимость на настоящий момент.
185. Типы банковских систем
Международная практика знает несколько типов банковских систем:
· распределительную централизованную банковскую систему;
· рыночную банковскую систему;
· банковскую систему переходного периода.
Распределительная (централизованная) банковская система: государство — единственный собственник, монополия государства на формирование банков, одноуровневая банковская система, политика единого банка, государство отвечает по обязательствам банков, банки подчиняются правительству и зависят от его оперативной деятельности, кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке, руководитель банка назначается центральной или местной властью вышестоящими органами управления. В противоположность распределительной системе банковская система рыночного типа характеризуетсяотсутствием монополии государства на банки. Каждый субъект воспроизводства самой разнообразной формы собственности (не только государственной) может образовать банк. В рыночном хозяйстве функционирует множественность банков с децентрализованной системой управления. Эмиссионные и кредитные функции разделены ими между собой. Эмиссия сосредоточена в центральном банке, кредитование предприятий и населения осуществляют различные деловые банки – коммерческие, инвестиционные, инновационные, ипотечные, сберегательные и др. Деловые банки не отвечают по обязательствам государства, так же как государство не отвечает по обязательствам деловых банков; деловые банки подчиняются своему Совету, решению акционеров, а не административному органу государства.
Различия между этими двумя типами системы представлены в табл.
Таблица. Различия между распределительной и рыночной банковскими системами
Распределительная (централизованная) банковская система | Рыночная банковская система |
/. По типусобственности | |
Государство – единственный собственник на банки | Многообразие форм собственности на банки |
//. По степени монополизации | |
Монополия государства на формирование банков | Монополия государства на банки отсутствует, любые юридические и физические лица могут образовать свой банк |
III . По количеству уровней системы | |
Одноуровневая банковская система | Двухуровневая банковская система |
IV . По характеру системы управления | |
Централизованная (вертикальная) схема управления | Децентрализованная (горизонтальная) схема управления |
V . По характерубанковской политики | |
Политика единого банка | Политика множества банков |
VI . По характеру взаимоотношений банков с государством | |
Государство отвечает по обязательствам банков | Государство не отвечает по обязательствам банков, так же как банки не отвечают по обязательствам государства |
VII . По характеру подчиненности | |
Банки подчиняются правительству, зависят от его оперативной деятельности | Центральный банк РФ подотчетен парламенту, коммерческие банки подотчетны своим акционерам, наблюдательному Совету, а не Правительству |
VIII . По выполнению эмиссионной и кредитной операции | |
Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке (кроме отдельных банков, которые не выполняют эмиссионные операции) | Эмиссионные операции сосредоточены только в Центральном банке РФ; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки |
IX . По способу назначенияруководителей банка | |
Руководитель банка назначается центральной или местной властью, вышестоящими органами управления | Руководитель ЦБ РФ утверждается парламентом. Председатель (Президент) коммерческого банка назначается его Советом |
Современная банковская система России представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель; разделена на два яруса: первый ярус охватывает учреждения Центрального банка РФ, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию), его задачей являются обеспечение стабильности рубля, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков.. Второй ярус состоит из различных деловых банков, задача которых – обслуживание клиентов (предприятий, организаций, населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.).
Банковская система находится в стадии переходной системы: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит из предшествующей, поэтому содержит «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в условиях России еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.
186. Виды банков
Банк – кредитная организация, наделенная исключительным правом привлекать свободные денежные ресурсы субъектов хозяйствования и населения и размещать их от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности, платности, а также осуществления иных банковских операций.
В зависимости от признаков структуризации банки можно классифицировать следующим образом:
1)Форма собственности - Государственные – капитал полностью принадлежит государству. В условиях функционирования рыночной экономики чаще всего к ним относятся центральные банки, а при административно-командной форме управления народным хозяйством в собственности государства могут находиться и другие банки; Частные – капитал этих банков принадлежит акционерам (учредителям). Значительная часть коммерческих банков обладает такой формой собственности; Смешанные – акционерами (учредителями) банков могут выступать государственные структуры, муниципалитеты.
2)По числу филиалов - Бесфилиальные – банки, не имеющие филиалы; Филиальные – банки, обладающие одним и более филиалами.
3)По характеру деятельности - Универсальные – банки, обслуживающие юридических и физических лиц с предоставлением полного спектра банковских услуг независимо от их отраслевой принадлежности; Специализированные – банки, предоставляющие своим клиентам определенный круг банковских операций. Например, банки внешней торговли, или экспортно-импортных операций и другие отраслевые банки (делятся на: Инвестиционные банки, осуществляющие финансирование и долгосрочное кредитование различных отраслей. Они мобилизуют подавляющую часть ресурсов за счет выпуска собственных акций и облигаций и кредитов коммерческих банков; Ипотечные банки предоставляют долгосрочные ссуды под залог недвижимости: земли и строений. Они мобилизуют ресурсы за счет выпуска особого вида ЦБ – закладных листов, обеспечением которых служит заложенная в банках недвижимость; Сберегательные банки – банки, осуществляющие предоставление услуг, в основном, населению.)
Всю кредитную систему можно разделить на центральный банк, коммерческий банк, инвестиционный банк, сберегательный банк, ипотечный банк, банк потребительского кредита, банковский холдинг, также существует несколько форм банковских объединений.
Каждый из видов банка выполняет свои функции и осуществляет определенные операции.
Центральный банк осуществляет руководство всей кредитной системой страны, ведет все финансовые операции государства. В ЦБ хранятся временно свободные средства и обязательные резервы всех коммерческих и других баков, предоставляем им в случае надобности кредиты для поддержания их ликвидности. Центральный банк обладает монопольным правом эмиссии банкнот, является главным проводником в денежно – кредитной политике государства. Участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства.
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними. В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита).
Коммерческие банки часто называют финансовыми универмагами или супермаркетами кредита, ведь эти кредитные учреждения также осуществляют расчет и организуют платежный оборот в масштабе всего народного хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги.
Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительной деятельностью, проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг и на этом получают доход. Они не имеют право принимать депозиты, поэтому привлекают деньги путем продаж собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для кредитования различных отраслей хозяйства.
Сберегательные банки - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.
Ипотечные банки – учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.
Банки потребительского кредита – тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.
Банковский холдинг представляет собой держательскую (холдинговую) компанию, владеющую пакетами акций и иных ценных бумаг других компаний и осуществляющую операции с этими ценными бумагами.
187. Центральные банки государства и основы их деятельности
Возникновение центральных банков (ЦБ) связано со становлением и развитием кредитной системы отдельных государств, которое сопровождалось концентрацией в относительно немногих банках эмиссии банкнот. Этот процесс впоследствии привел к монопольному закреплению права их выпуска за одним банком, именуемым эмиссионным. В дальнейшем эти банки в различных государствах стали именоваться по-разному: государственные, народные, центральные, резервные, просто Банк того или иного государства и т.д. В любом случае, в каждом из этих названий подчеркивается его верховная, главенствующая роль в кредитной системе. Банкноты, выпускаемые такими банками, пользовались всеобщим доверием у населения и хозяйствующих субъектов, служили всеобщим эквивалентом и обеспечивали полномасштабное использование в платежном обороте.
Из мировой практики известны два пути формирования центральных банков:
Пути формирования ЦБ
- Приобретали свой статус и функции в процессе длительной исторической эволюции (Банк Англии).
- Изначально учреждены государством как эмиссионные институты (федеральные резервные банки США.
Сначала практически все эмиссионные банки были частными, но впоследствии развитие капиталистического производства потребовало государственного регулирования экономики, одним из направлений которого считается денежно-кредитная политика.
Формы организации ЦБ:
Государственные - Капитал полностью принадлежит государству. К ним относятся Банки Англии, России, Франции, Нидерландов, дании, Украины, Латвии и т.д.
Акционерные - Капитал принадлежит акционерам (федеральная резервная система США – капитал принадлежит банкам-членам ФРС, Банк Италии – капитал принадлежит банкам и страховым компаниям).
Смешанные - Часть капитала принадлежит государству. Такие банки существуют в Швейцарии (43% находится у частных лиц, 57% – в собственности кантонов), Японии (55% у государства, 45% - у частных лиц), Австрии (50% - у государства, 50% - в собственности физических и юридических лиц-резидентов).
Независимо от формы собственности центральные банки являются юридически самостоятельными и подотчетны, как правило, законодательному органу. Несмотря на то, что Центральный банк решает те же общегосударственные задачи, что и правительство, последнее не может оказывать неограниченное влияние на проводимую им политику. Его самостоятельность определяется законом о Центральном банке и связана с необходимостью разграничения государственных финансов от банковских ресурсов, т.е. ограничивается доступ правительства к ресурсам банков.
Значимость центральных банков в решении общегосударственных задач через денежно-кредитную политику определяется той степенью независимости, которой они наделены государством.
Основными целями деятельности Центрального банка России (ЦБР) являются :
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования системы расчетов.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
188. Функции центральных банков
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, зашитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам: развитием и укреплением банковской системы страны: обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.
Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:
• эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
• банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
• банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;
• главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
• органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.
При решении пяти задач центральный банк выполняет три основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.
1)К регулирующей функции относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики.
2)С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.
3)Всем центральным банкам присуща информационно-исследовательская функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.
Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне.
Функции Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:
• во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
• монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
• быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
• устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
• устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
• проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;
• осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
• регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;
• выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;
• регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;
• организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;
• в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;
• осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.
Детальный перечень функций Центрального банка Российской Федерации не противоречит международной практике работы центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.
189. Коммерческие банки и их деятельность (операции и услуги)
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Коммерческие банки выполняют следующие основные функции:
Посредничество в кредите - Оно проявляется в способности банков выступать посредниками между теми хозяйствующими субъектами и населением, которые обладают временно свободными денежными ресурсами, и теми, кто в них нуждается. Высвобождаемые в процессе кругооборота средства предприятия, сбережения и накопления населения аккумулируются банками, превращаются в ссудный капитал и с соблюдением основных принципов кредитования передаются заемщикам.
Посредничество в платежах между клиентами - Коммерческий банк осуществляет по поручению своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей в безналичной форме. Учитывая то, что с каждым годом их объем растет, на банки возлагается дополнительная ответственность, связанная со своевременным проведением расчетов и платежей. Стремление субъектов хозяйствования наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы заставляет коммерческий банк искать новые технологии расчетно-платежных операций.
Выпуск кредитных денег - Коммерческий банк осуществляет выпуск кредитных орудий обращений посредством депозитно-чековой эмиссии. Суть ее сводится к тому, что коммерческие банки, выдавая кредит, зачисляют его на счет субъекта хозяйствования, представляющий собой счет до востребования. При этом происходит наращивание обязательств банка. Владелец счета вправе получить в коммерческом банке наличные деньги в пределах установленных лимитов и величины вклада. Тем самым создаются условия для увеличения денежной массы, а при возврате ее величина уменьшается. Кроме того, выпуск кредитных денег в обращение сводится к эмитированию векселей, чеков, пластиковых карт, которые замещают действительные деньги кредитными, снижая при этом издержки обращения.
Операции коммерческих банков
Операции коммерческих банков: пассивные; активные; комиссионные
1)Пассивными операциями называются такие, которые направлены на формирование ресурсов банка, необходимых для предоставления услуг.
Ресурсы коммерческих банков могут быть сформированы за счет собственных, привлеченных и эмитированных средств.
*К собственным ресурсам КБ относятся уставный капитал, резервный и специальные фонды, страховые резервы и нераспределенная прибыль.
Уставный капитал банка формируется за счет собственных средств участников и служит обеспечением его ликвидности. Размер минимального уставного капитала определяется Центральным банком России. С 1 июля 1999 года приняты следующие требования к минимальному уставному капиталу КБ: для вновь создаваемого, кроме дочернего банка, иностранного банка он установлен на уровне не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро. Он может создаваться либо путем взноса паевых взносов в уставный капитал его учредителями (паевые банки), либо путем эмиссии акций и дальнейшего выкупа учредителями банка (акционерные банки).
Резервный фонд банков формируется за счет отчислений от прибыли и служит для покрытия убытков, возникших при его основной деятельности. Его величина определена в 25% от величины уставного капитала. Если при ежегодных отчислениях она достигает величины уставного капитала, то резервный фонд перечисляется вуставный, а его формирование производится заново.
Коммерческие банки могут формировать отдельные специальные фонды (экономического стимулирования, производственного назначения). Порядок их формирования и использования определяется внутренними банковскими положениями. К специальным фондам относятся средства, полученные в результате переоценки основных средств, проводимой по решению правительства, а также фактической разницы между национальной валютой и валютой других стран.
Страховые резервы. Их формирование носит обязательный характер и включается в себестоимость оказываемых банковских услуг. Страховые резервы создаются под возможное обесценение вложений в ценные бумаги и потери по выданным кредитам.
Нераспределенная прибыль. Часть прибыли, остающаяся после отчислений в резервный капитал, специальные фонды и выплаты дивидендов.
*К привлеченным средствам относятся средства, передаваемые во временное пользование банкам субъектами хозяйствования и населением. Они составляют значительную часть их ресурсов. ЦБ осуществляет регулирование объема привлекаемых ресурсов посредством нормативов, которые выражаются соотношением между собственным капиталом и величиной привлекаемых ресурсов.
Основу привлекаемых ресурсов составляют депозиты (в переводе с латинского – depositum – вещь, отданная на хранение). По сути - это услуга банка, связанная с привлечением во вклады временно свободных средств субъектов хозяйствования и населения. Характерной чертой депозитных операций является то, что в качестве заемщиков выступают банки и соответственно они выплачивают ссудный процент кредиторам. В качестве кредиторов выступают владельцы свободных денежных средств – субъекты хозяйствования и население.
В зависимости от сроков использования депозиты подразделяются на:
депозиты до востребования;
срочные депозиты;
причем в отдельную самостоятельную группу, как правило, выделяют депозиты, привлекаемые от населения.
Депозиты до востребования представляют собой денежные средства, которые вносятся клиентами банка на специальные банковские счета и могут быть изъяты ими в любой момент без предварительного уведомления банка
Срочные депозиты – это денежные средства, привлекаемые банком на конкретный срок. Срочные депозиты оформляются договорами, где четко фиксируется срок, на который передаются средства во временное пользование банку. По ним банки выплачивают повышенные проценты, но их величина ставится в зависимость от срока и размера передаваемых в пользование ресурсов.
К привлеченным средствам могут быть отнесены и те ресурсы, которые привлекаются данным банком у других коммерческих банков и центрального банка РФ. Такого рода передача средств носит название межбанковского кредита. Проценты, начисляемые по ним, ниже, чем проценты по выдаваемым ссудам, и, как правило, находятся на уровне учетной ставки Центрального банка. Сроки их предоставления составляют 1 день и более.
*К эмитированным средствам относятся денежные ресурсы, привлекаемые банком в результате эмиссии сертификатов, векселей, акций, облигаций и т.д.
2)Активные операции – это такие операции банков, которые связаны с размещением собственных и привлеченных ресурсов с целью получения прибыли и обеспечения ликвидности.
Основу активных операций составляют кредитные операции. Они являются наиболее высокодоходными, но в то же время наиболее рисковыми. Поэтому при выдаче кредита банк требует от потенциального заемщика комплект документации, характеризующей материальную гарантированность кредита и его юридическую правомочность.
3)Комиссионные операции - это такие операции, которые банк выполняет по поручению своих клиентов и взимает с них плату в виде комиссионных. Эти операции достаточно многообразны, и их число постоянно растет. К ним можно отнести такие услуги, как расчетно-кассовое обслуживание клиентов, трастовые операции, операции с иностранной валютой, информационно-консультационные услуги, выдача гарантий и поручительств, сдача в аренду сейфов индивидуального хранения ценностей и т.д.
Расчетно-кассовые операции банков связаны с ведением счетов в рублях и иностранной валюте, осуществлением расчетов и платежей клиента, а также получением и зачислением перечисленных ему средств на счет в безналичной форме, с выдачей наличных денег со счета, внесением их на счет, хранением и перевозкой. Они оформляются соответствующими договорами о банковском обслуживании. За выполнение данных операций банк взимает определенную комиссию. Они оформляются соответствующими договорами о банковском обслуживании.
Трастовые операции
К ним можно отнести инвестиционное консультирование, покупку, продажу и хранение ценных бумаг клиента, ведение реестра акционеров и т.д. В развитых странах основу трастовых услуг составляют операции, связанные с управлением капиталов клиентов.
Операции с иностранной валютой
Развитие рыночных отношений и свободный выход отечественных субъектов хозяйствования на международные рынки предопределили масштабы операций с иностранной валютой. К ним относятся операции банков по обмену иностранной валюты. Они могут осуществляться как в налично-денежной, так и безналичной формах. Участниками операций могут быть юридические и физические лица. Банки покупают иностранную валюту двумя способами:
спот (spot), означающий немедленное осуществление;
форвард (forward) - проведение операции по заранее оговоренной дате в будущем.
Кроме того, банки осуществляют оплату и выставление денежных аккредитивов, покупают и оплачивают дорожные чеки иностранных банков, эмитируют и обслуживают пластиковые карты, осуществляют международные расчеты.
Информационно-консультационные услуги
Банки за определенную плату могут предоставлять своим клиентам находящуюся у них информацию как коммерческого, так и некоммерческого характера, давать финансово-экономические консультации, связанные с деятельностью субъектов хозяйствования.
190. Международные финансовые и кредитные институты
Международные кредитно-финансовые институты представляют собой международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений в целях регулирования валютно-кредитных и финансовых отношений для обеспечения стабилизации мировой экономики.
Возникновение международных финансово-кредитных институтов обусловлено главным образом развитием процесса глобализации в мировом хозяйстве и усилением нестабильности мировой валютной системы и мировых финансовых рынков. Они были образованы в основном после второй мировой войны и в настоящее время играют значительную роль в развитии сотрудничества стран в области валютно-кредитных и финансовых отношений и в межгосударственном регулировании этих отношений.
К международным кредитно-финансовым институтам относятся Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Банк международных расчетов и региональные банки развития Азии, Америки, Африки и др.
1)Международный валютный фонд (МВФ).Орган международного валютного регулирования, был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в июле 1944 г. Его устав (Статьи соглашения МВФ) вступил в силу в декабре 1945 г. В мае 1946 г., когда МВФ начал свою деятельность, в его составе насчитывалось 39 стран. В настоящее время в число его членов входит 183 страны мира.
МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН. Основными целями его деятельности являются: содействие международному валютному сотрудничеству и стабильности мировой валютной системы и обменных курсов валют; создание благоприятных условий для сбалансированного роста международной торговли; оказание помощи в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами — членами МВФ и устранении валютных ограничений, тормозящих рост международной торговли; предоставление своим членам на временной основе финансовых ресурсов для корректировки их платежных балансов без использования ограничительных мер в области внешней торговли и расчетов; содействие сокращению продолжительности и масштабов дефицита платежных балансов стран — членов МВФ.
МВФ является межправительственной валютно-финансовой организацией, членом которой может стать любая страна, но сроки и условия ее вступления определяются МВФ. Обязательные условия — уплата квоты в установленном размере, согласование режима валютных операций по международным торговым расчетам и предоставление информации об экономическом и валютном положении страны.
2)Всемирный банк (ВБ). Этот банк является специализированным учреждением ООН, деятельность которого направлена на снижение уровня бедности и повышение качества жизни, а также призвана содействовать устойчивому экономическому росту в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. ВБ оказывает помощь этим странам в таких областях, где трудно получить финансирование за счет других источников. В частности, это касается развития сельского хозяйства, защиты окружающей среды, улучшения образования и здравоохранения, увеличения производства электроэнергии, расширения сетей связи и т.д.
Различают Группу Всемирного банка и Всемирный банк. Группа Всемирного банка состоит из ряда тесно связанных между собой межправительственных финансово-кредитных организаций: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной ассоциации развития (MAP), Международной финансовой корпорации (МФК), Международного агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ) и Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). МБРР и его дочернее предприятие MAP образуют Всемирный банк.
ВБ является крупнейшим в мире инвестиционным институтом, имеющим 40 отделений по всему миру. Он осуществляет кредитование экономики развивающихся стран, однако, в отличие от других банков, ВБ также консультирует страны по вопросам эффективного использования полученных средств, оказывает им техническую и консультационную помощь в реструктуризации и развитии экономики, а также содействует привлечению частных иностранных инвестиций в экономику кредитуемых стран.
Всемирный банк, как и МВФ, был создан в 1944 г. решением Бреттон-Вудской международной валютно-финансовой конференции. Общей целью этих институтов является содействие стабильному развитию мировой экономики. Их деятельность является взаимодополняющей. Банк предоставляет в основном среднесрочные и долгосрочные кредиты для помощи странам в создании долгосрочных условий экономического роста и повышении жизненного уровня. Он сотрудничает с МВФ по многим направлениям, причем в последнее время это сотрудничество становится все более тесным.
Правом членства в ВБ обладают только страны, являющиеся членами МВФ. Каждая страна—член ВБ вносит свой вклад в капитал ВБ, при этом ее доля в капитале банка зависит от величины ее квоты в МВФ.
3)МБРР предоставляет займы развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Банк дает кредиты этим странам под более низкий процент и на более длительные сроки, чем коммерческие банки. Заемщиками МБРР выступают правительства, а также правительственные организации и частные предприятия (при условии гарантий со стороны правительства по возврату средств). Займы МБРР предоставляются, как правило, на сроки 12—20 лет, при этом льготный период (отсрочка платежа) составляет 3—5 лет. Уровень процентных ставок по займам зависит от стоимости привлеченных банком ресурсов, а предельная маржа не превышает 0,5 %.
Кредит, выдаваемый МБРР, обычно покрывает около 30 % стоимости финансируемого проекта, причем эти средства предназначены, прежде всего, на покрытие валютных расходов, так как развивающиеся страны, как правило, испытывают острый недостаток иностранной валюты. Остальная часть финансирования проекта должна осуществляться за счет национальных финансовых ресурсов.
4)Международная ассоциация развития (MAP). Это дочернее предприятие МБРР, созданное в 1960 г. У них общий штат сотрудников, президент МБРР является одновременно президентом MAP. Деятельность обоих институтов направлена на кредитование проектов развития, однако различаются порядок формирования ресурсов и условия предоставления займов.
Ресурсы MAP формируются за счет переводов из прибыли МБРР, взносов промышленно развитых стран (пополнение средств осуществляется, как правило, каждые три года), а также возвращенных кредитов.
На получение ссуд MAP имеют право беднейшие и наименее кредитоспособные страны с очень низким уровнем дохода — большинство кредитов выдается странам с годовым доходом на душу населения в среднем 800 USD.
Кредиты MAP предоставляются только правительствам государств — членов MAP, их срок составляет 35—40 лет, а погашение начинается по истечении 10-летнего льготного периода. Кредиты выдаются в национальной валюте кредитуемого государства. Проценты по этим кредитам не выплачиваются, взимается только комиссия на покрытие административных расходов.
Проекты, которые кредитуются за счет ресурсов MAP, должны соответствовать тем же стандартам, что и проекты, финансируемые МБРР. Каждый кредитуемый проект проходит политико-экономическую экспертизу, целью которой является наиболее эффективное использование выделенных средств.
5)Международная финансовая корпорация (МФК). Эта организация создана в 1956 г. в целях содействия экономическому росту в странах-участницах путем стимулирования развития предпринимательства в производственной сфере. Основное внимание в ее деятельности уделяется поддержке частного предпринимательства и стимулированию притока частных иностранных инвестиций в кредитуемые страны.
Ресурсы МФК формируются главным образом за счет взносов государств-членов в уставный капитал, кредитов МБРР, отчислений от прибылей, средств возвращенных кредитов, а также займов на международных финансовых рынках.
6)Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 г. в целях содействия иностранным инвестициям на производственные цели в развивающиеся страны путем страхования от некоммерческих рисков.
МАГИ помогает стране сформировать благоприятный инвестиционный климат и страхует инвесторов от таких некоммерческих рисков, как: невозможность конвертирования местной валюты в иностранную для ее перевода из страны; экспроприация правительством страны инвестированных средств; войны и политические перевороты; отказ правительства страны от выполнения обязательств по контракту.
Источником финансирования МАГИ является его капитал, сформированный из взносов стран-участниц.
МАГИ предоставляет гарантии инвесторам, вкладывающим средства в страны, являющиеся его членами. Срок гарантий — 15—20 лет, они покрывают до 90 % общего объема инвестиций. МАГИ также осуществляет операции по совместному страхованию и перестрахованию, при этом агентство дополняет национальные системы страхования и координирует свою деятельность с национальными страховыми компаниями.
Наряду с гарантиями и страхованием МАГИ оказывает техническую помощь и проводит консультирование, содействуя развивающимся странам в их усилиях по привлечению иностранных инвестиций. В этих же целях проводятся встречи между правительствами и потенциальными инвесторами, учебные семинары, организуются ознакомительные поездки.
Кроме того, МАГИ предоставляет рекламные услуги по распространению информации об инвестиционных возможностях и создании условий для содействия инвестированию в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
7)Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). Создан в 1966 г. и с тех пор выполняет функции международного арбитра по урегулированию споров между иностранными инвесторами и странами-заемщиками.
Для этого МЦУИС осуществляет согласования или арбитражные разбирательства между сторонами. В настоящее время положение об обращении по спорным вопросам в МЦУИС является стандартным пунктом международных инвестиционных соглашений и договоров.
8)Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В 1990 г. 40 стран, а также ЕЭС (в настоящее время ЕС) и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) учредили ЕБРР. Акционерами этого международного финансово-кредитного института могут быть как европейские, так и неевропейские государства, являющиеся членами МВФ. В настоящее время акционерами ЕБРР являются 60 стран, включая все европейские страны, а также ЕС и ЕИБ. Целями деятельности ЕБРР являются содействие странам Центральной и Восточной Европы в создании рыночной экономики и поддержка развития частного предпринимательства в государствах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.
9)Банк международных расчетов (БМР). Создан в 1930 г. и является старейшим международным финансово-кредитным институтом, деятельность которого направлена на развитие международного сотрудничества в сфере валютных отношений. Учредителями МБР выступили Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Франция и Япония. В настоящее время его членами являются 34 государства. Месторасположение БМР — Базель (Швейцария).
Основными целями деятельности БМР являются содействие сотрудничеству между центральными банками, обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций, а также выполнение функций доверенного лица или агента при проведении международных расчетов его членов.
10)Региональные банки развития Азии, Америки и Африки были учреждены в 60-е годы XX в. после распада колониальной системы. Причинами их образования послужили изменение роли развивающихся стран в связи с обретением ими политической независимости и необходимость коллективного решения национальных и региональных проблем развития.
В число региональных банков развития входят Азиатский банк развития, Американский банк развития, Африканский банк развития, Исламский банк развития, Карибский банк развития, Восточноафриканский банк развития, Банк развития государств Центральной Африки и др.
Членами региональных банков развития являются как государства региона, так и нерегиональные государства, в том числе промышленно развитые. Развитые страны составляют примерно треть членов региональных банков развития, им принадлежит значительная часть уставных капиталов, что дает возможность этим странам оказывать достаточно сильное воздействие на деятельность банков.
Целями деятельности региональных банков являются содействие экономическому развитию, сотрудничеству и социальному прогрессу стран региона, снижение уровня задолженности и нищеты, улучшение положения женщин, поддержка развития частного сектора, обеспечение рационального природопользования.
191. Содержание и развитие банковских операций: динамика и структура привлеченных ресурсов, динамика и структура активов, финансовые результаты деятельности банковского сектора
В настоящее время банки придают большое значение управлению пассивами, так как они влияют на объем доходных операций банка и играют определяющую роль по сравнению с активами. Анализируя ликвидность банка, в первую очередь, производится анализ пассивов, поэтому их структура должна быть наиболее оптимальной.
Банковские ресурсы представляют собой средства, которыми банк распоряжается и которые он использует для активных операций. К ним относятся уставный капитал, различные фонды и средства, которые банк привлек при проведении пассивных операций.
В структуре банковских ресурсов выделяют собственные средства, депозиты, межбанковское привлечение, а также другие привлеченные средства.
Собственные средства образуются из уставного капитала, который состоит из номинальной стоимости акций, а также фондов и нераспределенной прибыли.
На размер собственного капитала оказывает влияние объем и характер активных операций. Чем больше риск, тем больше должен быть размер собственного капитала.
К привлеченным средствам банка относятся, в первую очередь, депозиты – денежные средства клиентов, которые хранятся на счетах в банке. Помимо депозитов банки применяют такие формы привлечения средств, как евродолларовые займы, выпуск ценных бумаг, облигаций, векселей.
На доход банка непосредственное влияние оказывает объем приобретенных ресурсов. Поэтому особое значение отводится проведению грамотной депозитной политики.
Самые высокие риски связаны с использованием кредитных ресурсов. Это объясняется сложной экономической ситуацией, спадом производства, отсутствием обоснованной политики в отношении реального сектора. Больше всего проблемы касаются региональных банков. Но следует отметить, что за несколько последних лет кредиты стали более доступными. Правда, процентные ставки вновь начали расти.
Выдача кредитов, особенно крупных, затруднена для региональных банков, что объясняется небольшими размерами их активов и неравномерным их распределением. В результате наблюдается нехватка кредитных ресурсов.
У населения возникает опасность потери средств из-за нестабильной банковской системы, что отражается на объемах вкладов. Это снижает стабильность ресурсной базы.
Банкам следует вести усиленную политику по привлечению вкладов.
Финансовые результаты деятельности банка являются отражением целого комплекса внешних и внутренних факторов, в связи с чем изучать и анализировать их следует с помощью системы экономических показателей. Основное назначение системы показателей финансовых результатов деятельности банков состоит во всесторонней, комплексной оценке итогов деятельности банков, адекватно отражающей происходящие в них процессы. Деятельность банка, а следовательно, и требования по учету и отчетности банков отличаются от требований, предъявляемых к другим коммерческим компаниям. В связи с этим в качестве финансовых показателей деятельности банка выступают доходы, расходы, а также прибыль (убыток). Важно отметить, что к финансовым результатам деятельности банка относятся доходы и расходы, что обусловлено спецификой деятельности банков, принятыми методами управления активами и пассивами, и, соответственно, методами расчета финансового результата по каждой сделке, услуге (продукту).
Методика формирования доходов, расходов, а также прибыли банка обусловлена составом и содержанием статей отчетности, составляемой банками. В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (МСФО) 30 «Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов», в отчет о прибылях и об убытках банков должны включаться, как минимум, следующие позиции:
· проценты и аналогичные доходы;
· процентные и аналогичныерасходы;
· доход в формедивидендов;
· доход в форме комиссионных и гонораров;
· расходы на выплату комиссионных и гонораров;
· прибыль за вычетом убытков по коммерческим бумагам;
· прибыль за вычетом убытков по инвестиционным ценным бумагам;
· прибыль за вычетом убытков от валютных операций;
· прочий операционный доход;
· убытки по ссудам и авансам;
· общие административные расходы;
· прочиеоперационныерасходы.
192. Банковские риски: кредитный риск, рыночный риск, риск ликвидности , достаточность собственных средств (капитала)
Банковский риск — присущая банковской деятельности возможность (вероятность) понесения кредитной организацией потерь и (или) ухудшения ликвидности вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними факторами (сложность организационной структуры, уровень квалификации служащих, организационные изменения, текучесть кадров и т.д.) и (или) внешними факторами (изменение экономических условий деятельности кредитной организации, применяемые технологии и т.д.).
1)Кредитный риск (англ. creditrisk) — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора. Можно выделить четыре основных причины возникновения кредитного риска:
1. Неблагоприятные изменения в экономической системе страны, региона; кризисные ситуации в отдельных отраслях экономики, ведущие к снижению деловой активности заемщиков.
2. Неспособность заемщика достичь запланированного финансового результата в связи с изменениями в экономической, деловой, политической или социальной сферах.
3. Изменения в рыночной стоимости или потеря качества обеспечения (в первую очередь залога).
4. Недобросовестность заемщика, злоупотребление в использовании кредита, в том числе ухудшение деловой репутации заемщика (гудвила).
2)Рыночный риск (англ. marketrisk) — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночной стоимости финансовых инструментов торгового портфеля и производных финансовых инструментов кредитной организации, а также курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов. Рыночный риск включает в себя фондовый риск, валютный и процентный риски.
*Фондовый риск
Фондовый риск (англ. equityrisk) — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения рыночных цен на фондовые ценности (ценные бумаги, в том числе закрепляющие права на участие в управлении) торгового портфеля и производные финансовые инструменты под влиянием факторов, связанных как с эмитентом фондовых ценностей и производных финансовых инструментов, так и общими колебаниями рыночных цен на финансовые инструменты.
*Валютный риск
Валютный риск (англ. currencyrisk) — риск убытков вследствие неблагоприятного изменения курсов иностранных валют и (или) драгоценных металлов по открытым кредитной организацией позициям в иностранных валютах и (или) драгоценных металлах.
*Процентный риск
Процентный риск (англ. interestraterisk) — риск возникновения убытков вследствие неблагоприятного изменения процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам кредитной организации.
Основные источники процентного риска:
· несовпадение сроков погашения активов, пассивов и внебалансовых требований и обязательств по инструментам с фиксированной процентной ставкой;
· несовпадение сроков погашения активов, пассивов и внебалансовых требований и обязательств по инструментам с изменяющейся процентной ставкой (риск пересмотра процентной ставки);
· изменения конфигурации кривой доходности по длинным и коротким позициям по финансовым инструментам одного эмитента, создающие риск потерь в результате превышения потенциальных расходов над доходами при закрытии данных позиций (риск кривой доходности);
· для финансовых инструментов с фиксированной процентной ставкой при условии совпадения сроков их погашения - несовпадение степени изменения процентных ставок по привлекаемым и размещаемым кредитной организацией ресурсам; для финансовых инструментов с плавающей процентной ставкой при условии одинаковой частоты пересмотра плавающей процентной ставки - несовпадение степени изменения процентных ставок (базисный риск);
· широкое применение опционных сделок с традиционными процентными инструментами, чувствительными к изменению процентных ставок (облигациями, кредитами, ипотечными займами и ценными бумагами и пр.), порождающих риск возникновения убытков в результате отказа от исполнения обязательств одной из сторон сделки (опционный риск).