Федеральная служба страхового надзора
Минфин России в лице Федеральной службы страхового надзора также осуществляет полномочия по надзору за страховой деятельностью. Основными функциями данной федеральной службы в соответствии с «Положением о Федеральной службе страхового надзора», утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330, являются:
1) осуществление контроля и надзора за:
- соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности на местах;
- выполнением иными юридическими и физическими лицами требований страхового законодательства;
- достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности;
- обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
- составом и структурой активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика;
- выдачей страховщиками банковских гарантий;
- соблюдением страховыми организациями требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
2) принимает решения о выдаче или отказе в выдаче, аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий субъектам страхового дела, за исключением страховых актуариев;
3) проводит аттестацию страховых актуариев;
4) ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр объединений субъектов страхового дела;
5) получает, обрабатывает и анализирует отчетность и иные сведения, предоставляемые субъектами страхового дела;
6) выдает в соответствии с законодательством РФ предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;
7) обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.
Противодействием легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также координацией деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти занимается Федеральная служба по финансовому мониторингу. В соответствии с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу», утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 337, в целях реализации возложенных на неё функций данная служба:
- осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
- осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;
- осуществляет проверку полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации;
- выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
- осуществляет контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
- получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и Центрального банка РФ информацию по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);
- ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
- формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;
- издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
- разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- принимает в пределах компетенции, установленной законодательством РФ, решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ;
- координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;
- взаимодействует с Центральным банком РФ по вопросам установленной сферы деятельности;
- взаимодействует в соответствии с международными договорами РФ с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществляет с ними информационный обмен;
- взаимодействует в установленном порядке и в пределах установленной сферы деятельности с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в РФ, так и за рубежом;
- направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;
- создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;
- формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;
- участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров РФ, в том числе межведомственного характера, по вопросам установленной сферы деятельности;
- изучает международный опыт и практику по вопросам установленной сферы деятельности;
- обобщает практику применения законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и вносит в Минфин России предложения по совершенствованию законодательства.
Рассмотрим каким образом классифицируется финансовый контроль.