Факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг)
Прибыль от реализации товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов. Приведем методику формализованного расчета факторных влияний на прибыль от реализации продукции.
1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации продукции:
∆Р = Р1 – Р0,
где Р1 — прибыль отчетного года;
Р0 — прибыль базисного года.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию (∆Р1):
,
где: NР1 = - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р — цена изделия; q - количество изделий);
NР0 = — реализация в отчетном году в ценах базисного года.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции (∆Р2) (собственно объема продукции в оценке по плановой (базовой) себестоимости):
∆Р2 = Р0К0 – Р0(К1–1),
где: Р0 — прибыль базисного года;
К1 — коэффициент роста объема реализации продукции
K1 = S1,0/S0,
где S1.0 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах и тарифах базисного периода;
S0 — себестоимость базисного года (периода).
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции (∆Р3):
∆Р3 = P0(K2 – K1),
где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам
K2 = N1.0 /N0,
где N1.0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0 – реализация в базисном периоде.
5. Расчет влияния на прибыль экономии и от снижения себестоимости продукции (∆Р4):
∆Р4 = S1.0 – S1,
где S1.0 – себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;
S0 — фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного периода.
6. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции (∆Р5):
∆Р5 =S0K2 – S1.0.
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменений цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7). Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
∆Р = P1 – P0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 +∆Р4 +∆Р5 +∆Р6 +∆Р7,
или
,
где Р — общее изменение прибыли;
Рi — изменение прибыли за счет i-го фактора.
В табл. 10.3 приводятся исходные данные и цифровой пример факторного анализа прибыли от реализации продукции.
Таблица 10.3
Анализ прибыли по факторам
(млн. руб.)
Показатели | По базису | По базису на фактически реализованную продукцию | Фактические данные по отчету | Фактические данные с корректировкой на изменение цен |
1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг | 3232.6 | |||
2. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг | ||||
3. Прибыль (убыток) от реализации | 708,6 |
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
а) изменение отпускных цен на продукцию. Это влияние определяется как разность между выручкой от реализации по отчету в фактически действующих ценах (графа. 4) и ценах базисного периода (графа 3). В нашем примере она составляет 421,6 млн. руб. (3232,6 - 2811) и отражает рост цен в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета позволит раскрыть причины и величину завышения (снижения) цен в каждом конкретном случае (по видам товаров, продукции, работ, услуг).
б) изменение цен на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее. Для этого используют сведения о себестоимости продукции. В нашем примере влияние данных факторов составило 374 млн. руб. (2150-2524).
в) нарушение хозяйственной дисциплины. Влияние устанавливается с помощью анализа данных учета о доходах и расходах вследствие нарушений стандартов, технических условий, рецептур, невыполнения мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере не выявлена дополнительная прибыль, полученная за счет перечисленных нарушений;
г) увеличение объема реализации продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции). Для расчета влияния данного фактора исчисляют коэффициент роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. В нашем примере он равен
1,067 (2230 : 2090).
Затем корректируют базисную прибыль на данный коэффициент и вычитают из нее базисную прибыль:
514 х 1,067 - 514 = 34,4 млн. руб.
д) увеличение объема реализации продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Для расчета влияния данного фактора базисная величина прибыли корректируется на разность между коэффициентом роста объема реализации в оценке по отпускным ценам и коэффициентом роста объема реализации продукции в оценке по базисной себестоимости. Приведем результат расчета:
е) уменьшение затрат на 1 руб. продукции.
Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и факторов, связанных с нарушениями хозяйственной дисциплины. В нашем примере это влияние составило
(2230 - 2150) = 80 млн. руб.;
ж) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Влияние данного фактора определяется как разность между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объема реализации продукции, и базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:
2090 х 1,0795 - 2230 = 26,2 млн. руб.
Общее отклонение по прибыли составляет 194,6 млн. руб. (708,6 — 514), что балансируется по сумме факторных влияний:
194,6 = 421,6 - 374 +34,4 + 6,4 + 80 +26,2.
Результаты анализа представлены ниже в сводке влияния факторов на отклонение прибыли от реализации продукции
Показатели | млн. руб. |
Отклонение прибыли — всего | 194,6 |
В том числе за счет а) изменения отпускных цен на продукцию | 421,6 |
б) изменения цен на материалы и тарифов | |
в) нарушений хозяйственной дисциплины | - |
г) изменения объема реализации продукции | 34,4 |
д) изменения структуры продукции | 6,4 |
е) снижения уровня затрат (режима экономии) | |
ж) изменения структуры затрат | 26,2 |
Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только 17,7% (34,4:194,6), тогда как структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 80 млн. руб., что составляет 41,1% общего отклонения по прибыли.