Задания для самостоятельной работы. 1. Каковы особенности отношения сторонников современ­ных теорий использования государственных финансов для сти­мулирования экономического роста

1. Каковы особенности отношения сторонников современ­ных теорий использования государственных финансов для сти­мулирования экономического роста («функциональных финан­сов», «компенсационного бюджета» и др.) к политике достиже­ния ежегодного равенства доходов и расходов, проводимой правительствами в период до 30-х гг. прошедшего столетия, когда господствовали идеи Дж. Кейнса? Объясните причины такого от­ношения.

2. Сравните содержание и последствия покрытия бюджетного дефицита за счет государственных заимствований и кредитно-де­нежной эмиссии. Сделайте выводы.

3. Объясните причины применения в Российской Федерации двух бюджетных классификаций в отношении внешнего и внут­реннего государственного долга. Обоснуйте возможности объе­динения двух классификаций.

Глава 15

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

Социальное страхование и его роль

В реализации государственных социальных гарантий

Прошедший век ознаменовался большими преобразовани­ями в социальной сфере. Развитие экономики, появление но­вых технологий способствовали росту рисков (потеря трудо­способности в результате травм, заболевания, безработица). Одновременно с индивидуальными способами защиты от таких рисков на основе договоров личного страхования, индивиду­альных накоплений и благотворительной деятельности религи­озных организаций, государство постепенно начало брать на себя обязанность по гарантии компенсации последствий этих рисков.

В рамках социальной политики, проводимой государством, можно выделить систему обязательных гарантий по обеспечению граждан в старости, в случаях болезни, инвалидности, потери ра­боты, а также малообеспеченных семей. Эта система гарантий, а также правовое регулирование взаимоотношений работодателей и работников, защита прав последних составляют понятие соци­альной защиты.В свою очередь, система мер по непосредствен­ному материальному обеспечению нетрудоспособных и мало­обеспеченных граждан в рамках этой защиты составляет понятие социального обеспечения.

Социальное обеспечение может быть основано на механизме: 1) социального страхования, предусматривающего создание страховых фондов и ориентированного на работающих граждан и членов их семей, и 2) социальной помощи, предусматривающей прямое бюджетное финансирование, направленное на доведение доходов малоимущих граждан до прожиточного минимума. От­личия социального страхования и социальной помощи приведе­ны в табл. 15.1.

Таблица 15.1

Сравнительная характеристика социального страхования

И социальной помощи

Признак Для сравнения Социальная помощь Социальное страхование
Источники финансирования Финансируется за счет бюджетов разных уровней Финансирование обычно осуществляется за счет специальных фондов, формируемых на основе взносов работодателей и работников, с возмож­ным участием государ­ства
Степень охвата лиц, нуждающихся в социальном обеспечении В соответствии с законо­дательством выплаты и другие виды помощи производятся определен­ным категориям нуждаю­щихся после обследова­ния их материального состояния Так как участие в соци­альном страховании обя­зательно, то социальное обеспечение охватывает практически всех трудя­щихся и членов их семей
Основание для получения выплат по социальному обеспечению Цель предоставления по­мощи — доведение уров­ня доходов граждан до определенного прожи­точного минимума с уче­том ряда факторов (раз­мер семьи, обязательные выплаты и т.п.). При оценке нуждаемости учи­тываются доходы и раз­меры собственности со­ответствующих лиц Право лица на пособие, как правило, основывает­ся на записях о получе­нии взносов без учета нуждаемости  
Степень зависимости размеров по социальному обеспечению от прежних заработков Размер пособия и другие формы помощи не связа­ны с предшествующими уровнями заработной платы или уровнем жиз­ни Уровень взносов и выплат прямо связан с его преж­ним и настоящим зара­ботком  

Источник. Роик В. Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. – М., 1994. – С. 11-12

В общей системе социальной защиты может превалировать социальное страхование (бисмарковская модель) или социальная помощь (бевериджская модель)[220]. Бисмарковская модель основана на страховом механизме, при котором основной целью является полная или частичная компенсация потери трудового дохода. Ее название связано с историей возникновения социального страхо­вания в конце XIX в. в Германии при рейхсканцлере Бисмарке. В основе бевериджской модели, названной по имени лорда Бевериджа, который в 1940 г. занимал пост министра труда в Великобри­тании и предложил комплекс мероприятий по борьбе с бед­ностью, лежит бюджетный механизм, ориентированный на обес­печение прожиточного минимума.

Преимущества социального страхования (бисмарковской мо­дели) в том, что преодолевается принцип остаточного бюджетно­го финансирования социальных расходов, стимулируется трудо­вая деятельность (выплаты по социальному страхованию будут тем выше, чем выше трудовой стаж и заработная плата), есть воз­можность увеличения социальных выплат за счет инвестирова­ния временно свободных средств в фондах социального страхова­ния. Но эти преимущества бисмарковской модели в полной мере действуют при благоприятном соотношении числа работающих и лиц, получающих выплаты по социальному страхованию. При неблагоприятном изменении такого соотношения (что и проис­ходит в последнее время в большинстве стран мира) должны ли­бо увеличиваться взносы на социальное страхование, либо сни­жаться уровень социальных выплат. Бевериджская же модель из­начально предполагает меньшие по объему государственные гарантии, а значит, и более низкий уровень объема источников финансирования системы.

В отдельных странах, например в США, термин «социальное страхование» используется с некоторой долей условности[221], пос­кольку администрирование взносов на социальное страхование не отличается от налогового администрирования, а выплаты по социальному страхованию осуществляются практически в том же порядке, что и выплаты за счет общих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. Например, системы Medicare (Ме­дицинское обслуживание) и Medaid (Медицинская помощь) предполагают формирование средств за счет обязательных взносов и работодателей, и работников, но выплаты по данным системам производятся только в отношении наиболее уязвимых социальных групп: людей пенсионного возраста и малоимущих

граждан.

Классическая форма организации социального страхования[222] предполагает создание на конкурентных началах специальных страховых организаций (больничных касс), которые полностью контролируют движение средств по социальному страхованию с момента уплаты страховых платежей работодателями (последние выступают также агентами по платежам самих работников), ка­питализацию временно свободных денежных средств и выплаты социальных пособий, а также оплату предоставленных медицин­ских услуг. Больничные кассы применяют систему скидок или надбавок в зависимости от частоты наступления страховых собы­тий, конкурируют на основе выбора схем инвестирования резер­вов и временно свободных денежных средств. В конечном счете такая организация социального страхования оказывается менее затратной, чем тогда, когда управление средствами социального страхования осуществляют специально созданные государствен­ные органы (например, во Франции). В некоторых странах, так же, как это было в СССР, средствами социального страхования управляют профсоюзы. Рассматривая разные модели управления этими средствами, нельзя не отметить, что сочетание негосудар­ственной формы управления с функциями по реализации госу­дарственных гарантий достигается на основе четко организован­ной системы государственного контроля, а также использования механизма бюджетных субсидий в периоды финансовой неустой­чивости системы социального страхования.

Страховой метод социальной защиты предполагает предва­рительную оценку вероятности наступления события, связан­ного с утратой заработка. Как правило, законодательством раз­мер пенсий или пособий по социальному страхованию, которые призваны полностью или частично возместить утраченный заработок, определяется в процентном соотношении к средней заработной плате. На основе вероятностной оценки предстоя­щих выплат должен осуществляться расчет тарифов страховых взносов, которые рассматриваются как «отложенная заработная плата».

Таким образом, социальное страхование — это механизм соци­альной защиты, который предполагает формирование специального денежного фонда за счет обязательных страховых взносов, расходы которого связаны с осуществлением гарантированных государ­ством социальных выплат, предназначенных для полного или час­тичного возмещения заработной платы в результате утраты тру­доспособности или потери работы, а также основного дохода после потери кормильца.

В соответствии с требованиями Международной организации труда (МОТ), Международной ассоциации социального обеспе­чения (МАСО) средства социального страхования должны быть обособлены от бюджетов бюджетной системы. Риски[223], подлежа­щие социальному страхованию, включают в себя: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособ­ность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материн­ство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или не­трудоспособных членов его семьи, находящихся на его ижди­вении.

Социальное страхование делится на виды в зависимости от сочетания указанных рисков, такое деление дифференцируется по странам. Например, во многих европейских государствах в рамках социального страхования на случай временной утраты трудоспособности в результате общего заболевания предусмотре­на также оплата медицинских услуг[224], страхование на случай ин­валидности может быть выделено в отдельный вид социального страхования. В Норвегии отказались от обязательного социаль­ного страхования на случай временной нетрудоспособности — за­конодательством предусмотрена обязанность работодателя сохранять полностью заработную плату работников в результате их заболеваний, но при этом сам работодатель определяет механизм финансового обеспечения таких выплат.

В целом в большинстве стран обычно выделяют четыре ос­новных вида социального страхования:

• пенсионное страхование;

• страхование на случай безработицы

• страхование на случай общего заболевания (здесь обычно включены риски, связанные с материнством, а также оплатой ме­дицинских услуг);

• страхование от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний.

Во многих государствах в формировании фондов социально­го страхования принимают участие в качестве страхователя не только работодатель, но и сами наемные работники. Участие ра­ботников в уплате страховых взносов рассматривается как реали­зация одного из принципов рыночной экономики — персональ­ной ответственности каждого индивидуума за сохранение тру­доспособности, правильность оценки востребованности будущей профессии. При этом разные виды рисков по социальному стра­хованию предполагают разную степень распределения ответ­ственности между работниками и работодателями как основны­ми участниками отношений по социальному страхованию.

В Российской Федерации право граждан на социальное стра­хование гарантировано ст. 39 Конституции РФ. Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 2, 21, 22, 57) относит право на обяза­тельное социальное страхование работников к основным поло­жениям правового регулирования трудовых отношений.

Принципы социального страхования в Российской Федерации сформулированы в Федеральном законе от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», к которым относятся:

• устойчивость финансовой системы обязательного социаль­ного страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;

• всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социаль­ных гарантий;

• государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

• государственное регулирование системы обязательного со­циального страхования;

• паритетность участия представителей субъектов обязатель­ного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

• обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;

• ответственность за целевое использование средств обяза­тельного социального страхования;

• обеспечение надзора и общественного контроля;

• автономность финансовой системы обязательного социаль­ного страхования.

Организационно-правовыми формами социального страхо­вания в Российской Федерации являются государственные соци­альные внебюджетные фонды. С введением в 2001 г. единого со­циального налога возникли некоторые противоречия в организации социального страхования. Налог — это обезличенный и безвозмездный платеж, в то же время поступления в систему со­циального страхования связаны с обеспечением возможности получения компенсации потери заработной платы в результате наступления страховых случаев, которые должны иметь целевой характер и быть возмездными. Единый социальный налог нахо­дится одновременно в поле и налогового, и социального законо­дательства, это потенциально создает конфликт интересов, когда в рамках снижения налогового бремени, снижаются и размеры социальных выплат. В последнее время большое число выплат по социальному страхованию фиксируется российским законода­тельством в абсолютной сумме, без привязки в размеру заработ­ной платы. Все это говорит о том, что в Российской Федерации происходит некоторое тяготение к бевериджской модели соци­альной защиты.

Общая характеристика

Наши рекомендации