Оценка эффективности исполнения работы
При обсуждении оценки исполнения в главе 4 мы рассмотрели все случаи, в которых оценивается качество исполнения работы сотрудником, - и не только через интервью и измерение результатов. Как и при отборе, наилучшими исполнителями будут те сотрудники, которые не только производят то, что организация требует от них, но и работают так, как предписывают корпоративные ценности организации и ее подход к бизнесу.
Компетенции помогут процессу оценки исполнения тем, что дадут модель, по которой исполнение можно оценить с позиции стиля исполнения. Мы специально подчеркнули, что на исполнение влияет множество факторов, и что успех в работе зависит не только от правильности действий в процессе работы. Другими словами: общая оценка и измерение эффективности исполнения работы сотрудником требуют понимания более содержательного контекста, чем поведение сотрудника в процессе работы.
Обучение и развитие
В главе 5 мы исследовали две ключевые цели обучения и развития. Первая - определение достаточности (недостаточности) компетенций работников для выполнения текущих задач организации. Вторая - определение необходимости развития компетенций для выполнения будущих задач. Мы установили и то, каким образом модели компетенций могут помочь на всех основных стадиях обучения и развития: от выявления необходимости обучения и развития до разработки программы обучения и развития и оценки результатов проведенных обучающих мероприятий, а также на стадии определения дальнейшего продвижения человека через структурированные программы. Главный фокус обучения и развития может находиться на уровне компетенций или на уровне компонентов, которые вносят вклад в компетенцию. Но мы повторим нашу точку зрения: использования только компетенций в процессе обучения и развития недостаточно, чтобы сотрудник приобрел необходимые знания и навыки. Приобретение полного набора знаний и навыков зависит от многих факторов.
Оплата и грейдинг
Рассматривая оплату и грейдинг в главе 6, мы связывали эти проблемы. Мы связали оплату и с качеством исполнения работы. Системы грейдинга и оценки работы нередко разрабатываются на основе методик и технологий, которые действовали до того, как были разработаны представления о компетенциях. Из всех применений компетенций, о которых мы рассказывали в этой книге, существенны - оценка работы и те сферы менеджмента, в которых компетенции используются менее всего.
Оплата часто устанавливается по тарифной сетке или по шкале эталонного исполнения и не включает оценку качества работы с позиции компетенций. Модели компетенций наилучшим образом используются и эффективно действуют при ответе на вопрос о размерах реальной оплаты, которую сотрудник должен получить за свою работу. Но если сосредоточиться только на достижении сотрудниками высоких уровней компетенций, то это может привести к превышению бюджета зарплаты, который не обосновывается сравнением зарплат с результатами работы сотрудников в интересах организации. При рассмотрении оплаты и грейдинга, кроме компетенций, необходимо принимать во внимание и множество других факторов.
Вклад компетенций
В этой книге мы показали, что хорошо составленная модель компетенций может внести существенный вклад в приложении к любым областям, которые мы обсуждали. В определенном смысле, верно то, что одна модель компетенций распространяется на все случаи применения.
Мы также показали, как разные сферы менеджмента могут быть усилены введением компетенций в ключевые точки процесса управления персоналом. Модели компетенций могут помочь:
- в сборе информации
- в анализе и оценке исполнения
- в принятии решений.
Модель компетенций может предоставить набор критериев при сборе информации и помочь в создании инструментов и методов сбора. Компетенции могут предложить эталоны сравнения фактического исполнения работы с ожидаемым. Компетенции могут дать информацию и об алгоритмах и правилах принятия решений - при установлении рейтингов исполнения и при определении денежного вознаграждения работников.
Ключевой мыслью, которая проходит через всю книгу, является та, что хотя все обсуждаемые способы применения компетенций в управлении людьми строятся на использовании компетенций описанным нами способом, но в целом компетенции сфокусированы на ограниченном секторе управления: они сосредоточены только на поведенческом аспекте исполнения работы. Поведение - чрезвычайно важный фактор, но и другая информация существенно важна в разных приложениях. «Другая» информация включает следующие моменты:
- что человек делает и каких результатов достигает
- контекст, в котором сотрудник действует
- личные факторы, которые влияют на исполнение работы
- организационные факторы компании, которые влияют на исполнение работ.
Но и при разнообразной информации о стандартах поведения нет гарантий в успехе, потому что для успеха в делах требуются:
- соответствующие приемы
- совершенные и эффективные инструменты
- опытные исполнители.
Эти требования особенно важны там, где вводится общая модель компетенций. Этот тип модели по своей природе является предельно общим, построенным на широких обобщениях стандартов поведения. Чтобы общую модель сделать пригодной к использованию, необходимо сопроводить ее уточняющими процедурами и инструментами и приспособить к нуждам конкретной области применения в конкретной организации. Некоторые организации подняли компетенции на господствующую высоту в работе с персоналом. Такая политика приводит к несбалансированному подходу и может сузить или даже подменить истинную цель применения общей модели компетенций.
Важно, чтобы организации уделили достаточно времени и усилий на то, чтобы выстроить полноценный и завершенный процесс, который включал бы в себя все упомянутые факторы. Модель компетенций не должна становиться концентратором всех факторов, оправданных практикой, - они должны усиливать действие модели. Важны цель и процесс применения - именно они должны быть в центре всей деятельности. Применение окажется поставленным под угрозу, если какой-нибудь один фактор будет поднят до единственного и главного, что верно и в отношении компетенций.
Что дальше?
Один из сюжетов, не отраженных в этой книге, - техническая компетенция. Неверно думать, что этот аспект забыт только потому, что техническая компетенция не описывается в терминах поведения. Во многих организациях технические компетенции сведены в тезаурус необходимых знаний и специальных технических навыков. В других организациях технические компетенции изложены в форме технических и академических спецификаций. Последнюю форму компетенций можно встретить в организациях, в которых основу персонала составляют технические специалисты. К таким областям относятся химия и инженерия.
Технические компетенции, которые основаны на конкретных квалификациях, трудно обобщить и применить, но они могут принести пользу в продвижении по «служебной лестнице», которая по большей части выстраивается на основе технического профессионализма. Но во многих ситуациях полезно знать, как человек может с большой эффективностью использовать свои технические навыки и специальные знания. В таких ситуациях можно было бы описать техническую компетенцию в терминах стиля использования работником своих технических и специальных знаний. Например, один стандарт поведения мог бы быть таким: «Применяет знания в специальных областях, чтобы создавать схемы, описывающие взаимодействие систем». Организации, основанные на технологии и пытающиеся усовершенствовать технократическую доминанту, вложение средств в разработку технических компетенций, основанных на стандартах поведения, считают разумным. По нашей информации, очень немногие компании пытались определить техническую компетенцию в терминах стандартов поведения. Но мы подозреваем, что именно эта форма компетенций станет общей моделью в будущем.
В этой книге мы утверждаем, что компетенции могут внести значительный вклад во все ключевые процессы управления персоналом. Мы видим продолжающееся сосредоточение интереса на персонале как главном достоянии фирмы, поэтому компетенции обязательно утвердятся - в той или иной форме. Хорошо выстроенная модель компетенций предлагает общий язык описания любой ситуации или процесса, в которых поведение людей является ключевым моментом. Именно поэтому компетенции будут все больше и больше фигурировать при обсуждении таких вопросов, как:
- совершенствование культуры деятельности
- корпоративные ценности
- стратегия бизнеса
- стандарты качества
- равенство возможностей.
Методики разработки компетенций со временем могут улучшиться, но вряд ли будут разработаны радикально новые - не в самую последнюю очередь из-за того, что пришло время продвигаться вперед за счет совершенствования деятельности как таковой, а не различных аспектов исполнения деятельности. Еще важнее, чтобы организации развивали и осуществляли процессы, которые обеспечивают внедрение разных приложений компетенций, и чтобы компетенции работали на бизнес. Кроме того, следует уделить внимание тому, чтобы области и способы приложения моделей компетенций к делу были хорошо продуманы и осуществлены. В приложениях, в которых используются хорошо сконструированные и значимые компетенции, следующим шагом будет разработка лучшего понимания и улучшенных методик определения и использования пока не выявленных факторов, влияющих на качество исполнения работы. Это та область, в которой возможны главные изменения и значительные приобретения. Мы знаем, что наши попытки предсказать стиль исполнения деятельности в будущем хотя и полезны, но представляют только малую часть действительной картины бизнеса.
Специальное исследование могло бы обеспечить намного лучшее понимание того, как различные факторы взаимодействуют в процессе совершенствования качества исполнения работы. Со временем более точный контроль за исполнением - и даже более точный прогноз исполнения - будут возможны. Но, как подчеркивалось на протяжении всей книги, существует очень много неосознанных исследователями факторов, влияющих на качество исполнения, поэтому работа с массивом информации чрезвычайно сложна. Компьютерные системы, способные обучаться на примерах эффективного менеджмента исполнения деятельности, могут помочь пользователям справляться с огромным объемом разнообразных данных и управлять объектами громадной сложности.
Компетенции, безусловно, внесут огромные вклады в практику и методы управления людьми. Размер и ценность этих вкладов зависят от совершенства композиции моделей компетенций и искусного использования этих моделей.
Объемное представление о факторах, которые влияют на контекст и результат деятельности, является важным моментом в практическом приложении компетенций к достижению высокой цели. С другой стороны, игнорирование «простых» стандартов поведения при исполнении деятельности испортит любую идею и любую работу.
Первоначальная задача, возложенная на компетенции как общий набор критериев, в некоторой степени нами выполнена. Наступило время снова посмотреть на компетенции как на перспективную проблему, наряду с другими факторами, критически необходимыми для эффективного управления качеством исполнения работы (performance).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ (пример)
РАБОТА С ЛЮДЬМИ: управление отношениями | Уровень 1: Строит отношения внутри группы Приспосабливает личный стиль к развитию отношений с коллегами. Приспосабливает форму представления информации к потребностям аудитории. Устанавливает и поддерживает постоянный контакт с людьми, от которых зависит и которые влияют на его собственную работу. |
Уровень 2: Строит отношения вне группы Учитывает свое влияние на установление внешних контактов. Поддерживает регулярные двусторонние внешние связи. Устанавливает и поддерживает внешние контакты, которые могут быть полезны для бизнеса. | |
Уровень 3: Поддерживает внешние связи Учитывает различные культурные стили и ценности во внешних отношениях. Активно управляет внешними контактами в бизнес-сети. Организует и использует любой случай, любые события для развития внешних связей. | |
РАБОТА С ЛЮДЬМИ: работа в команде | Уровень 1: Является членом команды Вдохновляет коллег на внесение вклада в работу команды. Замечает и отдает должное вкладам других людей в команду. Делится опытом и информацией с коллегами. |
Уровень 2: Поддерживает членов команды Вдохновляет всех членов команды вносить полезный вклад в обитую работу. Определяет, какая поддержка требуется членам команды, и оказывает такую поддержку. Положительно реагирует на вклад в команду коллег. | |
Уровень 3: Предлагает направление команде Использует знание сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе. Регулярно представляет обратную связь членам команды. Добивается понимания членами команды личной и коллективной ответственности. | |
РАБОТА С ЛЮДЬМИ: влияние | Уровень 1: Создает положительный образ Представляет четкую устную и письменную информацию с учетом ее влияния на реципиента. Ведет себя в манере, соответствующей ситуации. Положительно относится к организации, ее структуре и ее службам. |
Уровень 2: Влияет на образ мыслей других Представляет убедительные и обоснованные аргументы. Убедительно излагает собственную точку зрения. Для достижения желаемых результатов адаптирует и развивает аргументы. | |
Уровень 3: Изменяет мнения других В переговорах стремится к достижению обоюдовыгодного результата. Старается, чтобы любая новая деятельность развивала активность людей. Выявляет и использует взгляды коллег для развития контраргументов или новых позиций. | |
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: сбор и анализ информации | Уровень 1: Собирает и сохраняет информацию Находит и использует плодотворные источники информации. Точно определяет тип и форму необходимой информации. Получает нужную информацию и сохраняет ее в удобном для работы формате. |
Уровень 2: Проверяет и анализирует информацию Устанавливает точность и актуальность информации. Извлекает ключевые фрагменты и основное содержание из всего массива информации. Определяет связи между разными блоками информации. Упрощает информацию для ясности понимания и представления. | |
Уровень 3: Использует информацию для анализа бизнеса Использует обширную информацию для оценки состояния бизнеса. Определяет новые возможности в бизнесе. Разрабатывает варианты совершенствования деятельности на основе тенденций развития бизнеса и маркетинговой информации. | |
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ: принятие решений | Уровень 1: Ежедневные решения Следует заранее установленным процедурам принятия решений. Собирает и использует всю информацию, необходимую для принятия решений. Регулярно пересматривает и согласовывает пределы принятия решений в соответствии со своей ролью. Делегирует решения другим, если это возможно. |
Уровень 2: Обеспечивает выполнение решений Ищет различные варианты выполнения решений. Принимает непопулярные решения, если этого требует ситуация. Берет ответственность за принятие решений на себя, если необходимо продвинуть дело вперед. | |
Уровень 3: Высокий уровень принятия решений Решения содержат допустимый уровень риска. Решения принимаются и при ограниченной информации. Доказывает необходимость поддержки исполнения решений на всех уровнях менеджмента. | |
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА: личное развитие | Уровень 1: Развивает себя Выстраивает собственное знание об организации, ее людях и службах. Ищет возможности развития собственных навыков. Позитивно относится к обратной связи. Регулярно анализирует и совершенствует планы личного развития. |
Уровень 2: Развивает других Согласовывает и внедряет планы действий по развитию персонала по стандарту "SMART'. Стремится установить и предоставить положительную обратную связь. Поддерживает людей в их желании внедрить в практику полученные знания. Регулярно оценивает прогресс в личном развитии. | |
Уровень 3: Развивает культуру обучения Обеспечивает, чтобы планы обучения и развития вносили полезный вклад в бизнес. Обеспечивает, чтобы процессы и процедуры деятельности вдохновляли персонал на обучение. Собирает ресурсы для поддержки обучения на всех уровнях организации. | |
РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА: генерирование и обоснование идей. | Уровень 1: Участвует в генерировании идей Активно участвует в мероприятиях по генерированию идей. Вносит положительные сомнения в ценность освоенных методов исполнения. Активно воспринимает и обдумывает идеи, выдвинутые другими. |
Уровень 2: Развивает идеи в решения Развивает новые методы и практику претворения в дело новых идей. Оценивает реальность осуществления идей в бизнесе. Продвигает опережающие идеи с энергией и энтузиазмом. | |
Уровень 3: Вдохновляет окружающих на развитие идей Создает возможности и собирает ресурсы, необходимые для того, чтобы люди проникались новыми идеями. Обеспечивает плодотворную обратную связь, продвигающую идеи. Поддерживает индивидуалов, дающих конструктивную критику новых и уже установившихся идей. | |
ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ: планирование | Уровень 1: Расставляет приоритеты в ежедневной работе Разрабатывает ежедневные планы работы, исходя из целей работы. Корректно расставляет ключевые задачи по приоритетам. Избегает негативного влияния собственных действий на других. |
Уровень 2: Строит планы, отвечающие целям отдела Точно оценивает ресурсы выполнения планов. Выстраивает варианты альтернативных действий на случай возникновении непредвиденных ситуаций. Сообщает планы всем сотрудникам, кого это касается. | |
Уровень 3: Корректирует план отдела с планами организации Определяет вклад, который отдел может внести в достижение целей организации. Выстраивает деятельность и собирает ресурсы, соответствующие новым целям. Согласовывает планы своего отдела с деятельностью других отделов. | |
Уровень 4: Развивает планы организации Вносит персональный вклад в разработку образа организации. Определяет стратегию деятельности по достижению положительного образа организации. Непрерывно оценивает и при необходимости совершенствует стратегию организации. | |
ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ: четкость менеджмента | Уровень 1: Берет на себя ответственность за выполнение задач Берет на себя ответственность за то, чтобы все обязательства были выполнены. Регулярно оценивает продвижение в выполнении задач. Постоянно информирует персонал о прогрессе в ключевых задачах. Оценивает выполнение комплексных задач. |
Уровень 2: Эффективно использует ресурсы Осведомляет других об ожиданиях, которые связываются с ними, и об ответственности за соответствие этим ожиданиям. Информирует другие отделы о взаимных обязательствах. Согласовывает изменения с принятыми планами. | |
ДОСТИЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ: постановка целей | Уровень 1: Вносит вклад в постановку индивидуальных целей Обеспечивает, чтобы цели были достижимыми в пределах согласованных обязательств. Находит корректные критерии успеха и оценки. Вскрывает и освещает вероятные обстоятельства при достижении целей. |
Уровень 2: Определяет ответственность Определяет и устанавливает ясные цели. Устанавливает критерии успеха и оценки деятельности. Учитывает поддержку других при достижении целей. Пересматривает цели и адаптирует их к изменяющимся условиям. | |
Уровень 3: Связывает повседневные задачи и цели организации Ориентирует на цели организации, чтобы оценить и расставить задачи по приоритетам. Непрерывно оценивает достижение целей на всех уровнях. Разумно поручает задачи конкретным исполнителям. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ПАРНЫЕ СРАВНЕНИЯ (пример)
При сравнении компетенций для выявления их относительной важности в работе каждая компетенция последовательно сравнивается с каждой другой компетенцией деятельности. В этом примере сравнения сделаны только для одной ключевой деятельности (КД 1).
Вначале делается сетка, которая содержит все компетенции (К) на каждой оси. Например, так:
Клетки по диагонали заштрихованы, так как компетенции не могут сравниваться сами с собой. Дальше начинается сравнение. Вначале компетенция 1 (К1) сравнивается с компетенцией 2 (К2) путем постановки вопроса: «Для успеха в этой ключевой деятельности, что важнее иметь работнику для успеха в этой ключевой деятельности - компетенцию 1 или компетенцию 2?» Если К1 - более важна, то она получает балл 2; если обе компетенции одинаково важны, то К1 получает балл 1; если менее важна, то К1 получает балл 0. Важно, чтобы каждый раз, когда задается вопрос, первая компетенция, к которой он обращается, находилась выше, а сравнение необходимо проводить с компетенциями, расположенными рядом. То есть компетенция, с которой сравнивают, должна располагаться по боковой оси - иначе произойдет большая путаница. Балл помещается в соответствующей ячейке, ниже компетенции, упоминаемой первой (для которой и выставляют балл). Например: если К1 в конкретной ключевой деятельности КД1 важнее К2, то балл 2 надо поставить в решетке таким образом:
Сравнение продолжается, пока вся решетка не заполнится баллами. Затем баллы в каждой колонке складываются и получаются суммарные баллы компетенций.
В приведенном примере К5 - наименее важная компетенция для КД1. Когда решетка заполнится, общий итог подсчитывается для каждой компетенции. Важно запомнить: баллы указывают сравнительную важность компетенций. Низкий балл не обязательно означает, что компетенция не важна или что она не существенна. На самом деле этот пример представлен только как иллюстрация и не предназначен для замены прочтения всей книги или прохождения специального тренинга.