Сущность некоммерческой организации

Признаки некоммерческой организации.В российском законода­тельстве в зависимости от права вести экономическую деятельность и цели деятельности юридические лица подразделяются на коммерче­ские и некоммерческие организации. В ст. 50 Гражданского кодекса РФ говорится: «Юридическими лицами могут быть организации, пресле­дующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятель­ности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение при­были в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)». При таком подхо­де понятие некоммерческой организации дается в виде противопостав­ления с коммерческой организацией. Сама некоммерческая организа­ция наделяется двумя признаками, состоящими в том, что, во-первых, основная цель деятельности не связана с извлечением прибыли и, во-вторых, полученную прибыль запрещается распределять между уча­стниками.

Федеральный закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ак­центирует внимание на том, что «некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культур' ных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охра-

нЫ здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовле-тВорения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, за­шиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ». При этом не­коммерческая организация наделяется следующими признаками: а) на­личие миссии, цели, не связанной с коммерческой деятельностью; б) ос­новная деятельность осуществляется в непроизводственной сфере; в) направленность деятельности на достижение общественных благ. Та­кой подход к определению сущности некоммерческих организаций как создателей общественных благ является концептуально правильным, поскольку увязывает определение со специфическими конечными ре­зультатами их деятельности. Вместе с тем он требует характеристики общественных благ.

Понятие общественного блага.В целях выявления содержания фи­нансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций всю совокупность создаваемых благ следует подразделить на частные, общественные и смешанные. В условиях рыночной экономики частные блага предстают как товары. Важнейшие характеристики таких част­ных благ — поступление в частную собственность и индивидуальное по­требление через рыночный обмен. Их производство нацелено на реали­зацию, т. е. обмен на возмездной основе и, как следствие, присвоение прибыли. Производство и реализация частных благ в условиях рыноч­ной конкуренции осуществляются коммерческими организациями с ис­пользованием механизма спроса и предложения.

Среди истинных пионеров в разработке концепции общественного сектора экономики и общественных благ особо следует выделить вы­дающегося российского ученого Э. Р. Вредена1. Вреден предлагал раз­граничить в теории и на практике частное (рыночное) и общественное хозяйство, осуществляющее производство общественных благ. Причем на практике «отнесение производств в общественное хозяйство должно иметь место не только в том случае, когда посредничеством последнего Удовлетворение известным потребностям становится для всех доступ­нее, легче приобретается, другими словами, дешевле, но и в том случае, и в то время, когда частное хозяйство еще не желает, не может и не уме­ет взяться за выгодные предприятия, которых общеполезность несо-

1 Эдмунд Романович Вреден (1835—1891) получил образование в бывшем Глав­ном педагогическом институте. С 1866 г., защитив магистерскую диссертацию, стал чи-Тать лекции но политэкономии в Санкт-Петербургском университете. Одна из важней­ших научных заслуг Э. Р. Вредена состояла в разработке спецкурса по теории общест-Венных займов или, как это называют сегодня, по теории общественного сектора •национальной экономики. В 1870 г. защитил докторскую диссертацию «Страховые ар­тели и долевая рабочая плата». В 1891 г. утвержден заслуженным профессором по ка-Федре политической экономии. Подробнее см. в работе [Очерки истории финансовой ■Цуки].

Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru 582 Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

мненна и способы осуществления которых уже выработаны другими народами» [Вреден, с. 74].

К общественным благам Вреден относил прежде всего «охранение внутреннее и внешнее, юстицию и военное дело». Он отмечал следую­щие особенности общественного производства, в нем: 1) господствует неприбыльность, «безбарышность»; 2) отсутствует конкуренция; кон­куренция теряет экономическое оправдание; не допускается продажа блага для пользования; законодательно закрепляется государственный монополизм; 3) элементы и факторы производства привлекаются не пу­тем предложения и спроса, а в виде повинности или налогов, путем пря­мого заимствования ресурсов из предпринимательской сферы. Таким образом, некоммерческие организации, составляющие общественное производство, по своей сути являются финансовыми, их функциониро­вание связано с однонаправленными потоками денежных средств. Об­щественное производство вследствие того, что оно обладает названны­ми чертами, имеет специфический результат — общественное благо, ко­торое является: а) нерыночным, бесплатным и б) общедоступным, по­скольку поступает в безвозмездное пользование [Вреден, с. 78].

Нерыночностъ, бесплатность блага означает, что после процесса производства оно не принимает форму товара, не поступает в сферу ры­ночного обращения, не связано с отношениями возмездного обмена. Следовательно, организации, его создающие, не имеют доходов от реа­лизации продукции, связанной с основной деятельностью. Поэтому для теоретического анализа производства общественных благ неприменим инструментарий рыночной экономики, в частности механизм рыночно­го равновесного спроса и предложения. И это вполне понятно. Напри­мер, механизм рыночного равновесного спроса и предложения между работником ГИБДД и водителем, нарушившим правила дорожного движения, имеет явно криминальный характер.

Общедоступность блага означает, что на него распространяются от­ношения общественной, а не частной собственности. После процесса производства оно поступает в безвозмездное пользование. Удовлетво­рение потребности в общественном благе происходит без ограничений, по мере необходимости до полного насыщения. Наглядный пример -использование тротуара пешеходами. Потребление блага одним челове­ком не исключает его потребления другим: если один человек прошел по уличному тротуару, то и другие по нему могут пройти. Товарное про­изводство ведет к удовлетворению потребностей ограниченного круга лиц, только тех, кто предъявляет платежеспособный спрос. По тротуару можно ходить, не задумываясь над содержимым своего кошелька. В ка­честве примеров общественных благ в научной литературе называют национальную оборону, маяки, пожарную охрану, охрану общественно­го порядка, регулирование дорожного движения, библиотеки, благоуст­ройство городов (мощение иосвещение улиц, утилизация отходов и пр.), экологический контроль и т. д.

18. Основы финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации 583

Созидание общественных благ служит не только достижению соци­альных, благотворительных, культурных, образовательных, научных управленческих целей, но и способствует умножению производства частных благ. По мнению Ф. Листа, «христианство, единоженство, уничтожение рабства и крепостного права, престолонаследие, изобрете­ние книгопечатания, пресса, почта, монетарная система, меры веса и длины, календарь и часы, полиция безопасности, введение свободного землевладения и пути сообщения — вот богатые источники производи­тельных сил» [Лист, с. 189].

Кроме частных и общественных благ существуют смешанные блага. Чтобы понять причину их существования, следует достаточно условно разграничивать общественные блага по природе и по закону. В том слу­чае, если между ними имеется коллизия, то блага могут создавать ком­мерческие и некоммерческие организации. Это касается услуг в области образования, здравоохранения и др.

Блага, которые создают коммерческие и некоммерческие организа­ции, вследствие чего они способны принимать форму как обществен­ных, так и частных благ, называются смешанными благами. Смешанные (иногда называют мнимые общественные) блага предоставляются по­требителям на товарной и нетоварной (безвозмездной) основе. Приме­ром смешанного блага служит работа общественного транспорта: для одних закон предоставляет право бесплатного проезда в нем, для дру­гих — проезд осуществляется за плату. Поскольку часть граждан поль­зуется льготами при потреблении подобных благ, то для их создания предприятиям выделяются финансовые средства. В целях воспроизвод­ства смешанных благ используются и методы, присущие рыночной эко­номике, и методы финансирования общественных благ в виде дотаций, субсидий, субвенций, государственного и муниципального кредита и др. Наличие смешанных благ показывает, что граница между частны­ми рыночными и общественными благами подвижна, не является уста­новленной раз и навсегда на все времена.

Специфические субъекты организационной и финансово-хозяй­ственной деятельности некоммерческой неправительственной орга­низации.Коммерческие и некоммерческие организации различаются между собой по субъектам деятельности. Основными субъектами эко­номической, т. е. приносящей прибыль, деятельности коммерческих ор­ганизаций в условиях развитой рыночной экономики являются два ос­новных класса современного общества: предприниматели и наемные ра­бочие. Некоммерческая организация, осуществляя финансово-хозяйст­венную деятельность, также может иметь в своем составе наемный Управленческий персонал и наемных рабочих. Наряду с ними специфи­ческими субъектами деятельности некоммерческой неправительствен-нои организации являются благотворители, спонсоры, попечители, доб­ровольцы (волонтеры).



Раздел IV. Финансы некоммерческих организаций

18. Основы финансово-хозяйственной деятельности некоммерческой организации 585



Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Сущность некоммерческой организации - student2.ru Благотворители — лица (физические и юридические), оказываю­щие безвозмездную помощь некоммерческим организациям бескорыст­но. Спонсоры — лица (физические и юридические), осуществляющие безвозмездную помощь, руководствуясь коммерческими интересами. Попечители — физические лица, являющиеся представителями юриди­ческих лиц или органов власти, входящие в попечительский совет и осуществляющие в его рамках управленческие функции, связанные прежде всего с поиском источников финансирования некоммерческой организации. Добровольцы (волонтеры) — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в инте­ресах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной ор­ганизации. Волонтеры в некоммерческих организациях осуществляют: а) социальное служение (уход за пожилыми и инвалидами на дому, за больными в специализированных медицинских учреждениях); б) пра­возащитную деятельность (адвокатская помощь, работа с заключенны­ми, помощь освободившимся из мест заключения); в) сопровождение (при посещении организаций, способных оказать помощь в решении проблемы, помощь призывникам); г) сбор материальных и финансовых средств для благотворительной деятельности; д) охрану окружающей среды; е) работу с молодежью (в дошкольных учреждениях, в школах и детских домах, в молодежных клубах).

Правительственные и неправительственные некоммерческие ор­ганизации.Отличительной чертой некоммерческой организации явля­ется то, что она создает общественные блага. Однако такое утверждение должно быть конкретизировано. Во-первых, существует множество не­коммерческих неправительственных организаций, которые созданы ни­как не в целях оказания услуг всему обществу (например, элитные заго­родные клубы, профсоюзы и т. п.). Различие становится более ясным, если сравнить некоммерческую неправительственную организацию с государственными организациями, работающими в той же области. Хотя некоммерческие организации, как правило, в своей миссии заяв­ляют о служении обществу, вовсе не обязательно, что они должны со­блюдать всеобщности наряду с принципом равенства (т. е. предостав­лять услуги всем на равных основаниях), как это призваны делать госу­дарственные организации. Круг лиц, пользующихся услугами неправи­тельственных некоммерческих организаций, может быть значительно более узким, чем клиентура государственных учреждений, работающих в той же области. Во-вторых, только частично верно оказывается утвер­ждение, что отличительной чертой некоммерческой организации явля­ется то, что она не призвана получать прибыль. Многие некоммерче­ские неправительственные организации ведут активную предпринима­тельскую деятельность.

Большое количество некоммерческих организаций задействовано в осуществлении разнообразных коммерческих проектов, непосредст­венно связанных с деятельностью коммерческих организаций, которые

понуждены конкурировать с некоммерческими организациями, ведя борьбу за клиентов. Разделение некоммерческих организаций на прави­тельственные и неправительственные следует учитывать при статисти­ческих сопоставлениях, оценке степени развития некоммерческого сек­тора в различных странах, его вкладе в национальную экономику.

Место некоммерческих организаций в национальной экономике.Определяя место некоммерческих (правительственных и неправитель­ственных) организаций в национальной экономике, прежде всего отме­тим, что данный сектор весьма значителен в различных странах мира. Так, в США (население 286 млн чел., 2005 г.) действовало 1,2 млн не­коммерческих организаций, в Индии (население 1,025 млрд чел., 2001 г.) — 1 млн, в Китае (население 1,3 млрд чел., 2003 г.) — 280 тыс., во франции (население — 61,35 млн чел., 2007 г.) — 800 тыс. При этом в 2001 г. насчитывалось более 40 тыс. международных НКО

На 1 октября 2006 г. в Российской Федерации было зарегистриро­вано 665 623 некоммерческие организации, из которых 306 603 пред­ставляли собой учреждения, включая органы государственной и муни­ципальной власти. Остальные 359 020 единиц — это структуры граж­данского общества, оформленные в качестве зарегистрированных не­коммерческих организаций. Их число довольно быстро увеличивается. Так, с начала 2001 г. оно возросло на 34%. В России в расчете на 1000 жителей приходится 2,5 зарегистрированных НКО. В сравнении с дру­гими постсоциалистическими странами это относительно высокий по­казатель. Так, в Польше на 1000 жителей приходится 1,4 НКО, в Болга­рии — 1,1.

Вместе с тем по официальным данным в Российской Федерации в 2006 г. фактически действовали лишь 70 тыс. некоммерческих органи­заций. Вклад российских некоммерческих организаций в ВВП с 2002 по 2006 г. снизился с 0,8 до 0,4%. Это значительно меньше, чем в США (7,2% - в 2005 г.), Японии (5,2%), Франции (4,2%) или Чехии (1,5%). По оценкам совместного исследования Высшей школы экономики и института «Общественный договор», в работе российских НКО при­нимают участие около 10 млн чел., около 7% населения, тогда как во Франции - 43%, в США - около 35%>.

Наши рекомендации