Воздействие финансового рычага на доходность собственного капитала
Задача 1
Исследовать воздействие финансового рычага на доходность собственного капитала при следующих условиях.
А – Доходность капитализации 20%
В – Доходность капитализации 12%
С – Доходность капитализации 5 %
Стоимость заемного капитала 4% годовых или выплата процентов по ставке 34% годовых.
Заданы 5 вариантов соотношения заемного «Д» и собственного «Е» капитала.
1. Д = 0 тыс. руб. Е=100 тыс. руб.
2. Д = 25 тыс. руб. Е=75 тыс.руб.
3. Д=50 тыс. руб. Е=50 тыс. руб.
4. Д=75 тыс. руб. Е=25 тыс. руб.
5. Д=90 тыс. руб. Е=10 тыс. руб.
Формула для определения доходности собственного капитала
R=
r, I – подставлять в долях, т.е. %/100.
Например для варианта «А» - (кривая А)
1. R1=
2. R2=
3. R3=
4. R4=
5. R5=
Когда доля долга в структуре капитала увеличивается, ставка доходности собственного капитала растет, так как в каждом случае доходность инвестиций намного превосходит стоимость уплаченных кредиторам процентов (рис. 1).
Решение к задаче 1.
А=20%, В=12% , С=5%, i=4% годовых.
D тыс. руб | Е тыс. руб | R, % | ||
A | B | C | ||
|
|
|
Рис.1 Изменение ставки доходности собственного капитала фирмы из-за финансового рычага
А: Доходность капитализации 20%
В: Доходность капитализации 12%
С: Доходность капитализации 5%
i – ссудный процент
(стоимость заемного капитала).
Задача 2
Исследовать воздействие финансового рычага на доходность собственного капитала.
Определить ставку доходности собственного капитала при следующих условиях:
«А» - Доходность капитализации 20%
«В» - Доходность капитализации 12%
«С» - Доходность капитализации 5%
Ставка ссудного процента превосходит ставку доходности инвестиций (капитализации) и составляет 30% годовых.
Заданы пять вариантов соотношения заемного «Д» и собственного капитала «Е».
1. Д= 0 тыс. руб. Е=100 тыс. руб.
2. Д= 25 тыс. руб. Е=75 тыс. руб.
3. Д= 50 тыс. руб. Е=50 тыс. руб.
4. Д= 75 тыс. руб. Е=25 тыс. руб.
5. Д= 90 тыс. руб. Е=10 тыс. руб.
Формула для расчета
R=
R,I – подставлять в долях, т.е. %/100.
Расчет для кривой «А» - (r=20%)
1. R1=
2. R2=
3. R3=
4. R4=
5. R5=
D тыс. руб | Е тыс. руб | R, % | ||
A | B | C | ||
16.7 | -3/3 | |||
-6 | -20 | |||
-10 | -42 | -70 | ||
-70 | -150 | -220 |
|
|
|
Рис. 2. Изменение ставки доходности собственного капитала фирмы
Выводы:
Если ставка ссудного процента выше доходности капитализации, то доходность собственного капитала резко падает, становится отрицательной с увеличением доли заемного капитала (потери собственного капитала). В этом случае следует отказаться от заемного капитала, так как потеряете и собственный заемный капитал.
Задача 3
Исследовать воздействие финансового рычага на доходность собственного капитала (построить график).
Определить ставку доходности собственного капитала при следующих условиях:
А – Доходность капитализации 30%
В – Доходность капитализации 18%
С – Доходность капитализации 10%
Ставка ссудного процента – 16% годовых (стоимость заемного капитала) i=16%.
Пять различных вариантов соотношений заемного «Д» и собственного «Е» капитала.
1) Д=0 т.р. Е=300 т.р.
2) Д=75 т.р. Е=225 т.р.
3) Д=150 т.р. Е=150 т.р.
4) Д=225 т.р. Е=75 т.р.
5) Д=270 т.р. Е=30 т.р.
Задача 4
Исследовать воздействие финансового рычага на доходность капитализации (построить график).
Ставка доходности собственного капитала остается неизменной – 30%.
Ставка ссудного процента – 10%.
Заданы следующие варианты соотношения заемного и собственного капитала:
Заемный капитал Собственный капитал
1) Д=0 т.р. Е=400т.р.
2) Д=100 т.р. Е=300т.р.
3) Д=200 т.р. Е=200т.р.
4) Д=300 т.р. Е=100т.р.
5) Д=360 т.р. Е=40т.р.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ф.Котлер Основы маркетинга 2000г. М.С.-П, Киев, из-во "Вильяме" – 836 с.
2. А.М. Годин Маркетинг. Учебно-методическое пособие М.2001 "Дашков и К°" – 236 с.
3. В.И. Дорошев Введение в теорию маркетинга М.2000, "Инфра-М" – 325 с.
4. Э.А. Уткин Маркетинг учебник М.2001 г., "Тандем" – 236 с.
5. X. Херсиген Маркетинг М.2000, "Инфра-М" – 136 с.
6. Н.Т. Савруков и др. Основы маркетинга. Курс лекций С-П. 2000г. "Политехник" – 136 с.
7. Бендина Н.В. Маркетинг пособие для подготовки экзаменов М. 2001г. "Приор" - 205 с.
8. Г.Д. Крылова и др. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций М. "Юнити" 2000г. – 126 с.
9. Г.А. Черчиль Маркетинговые исследования, М.2001 г. "Питер" – 264 с.
10. В.П. Федько и др. Маркетинг 100 экз. ответов, М.2001г., "Матр" – 326 с.
11. Б.М. Энис и др. Классика маркетинга М.,2001г. "Питер" – 56 с.
12. Попов "Региональный менеджмент" М: 2001 "Юнити" – 326 с.
13. Н.В. Родионова "Американский менеджмент" М:2001 "Юнити" -256 с.
14. Под ред. Данилова-Данильяна "Современный менеджмент" Москва Н.Новгород 92г. – 656 с.
15. Уткин "Инновационный менеджмент" М: 96г. "Экономикс" – 326 с.
16. Уткин "Профессия менеджер" М: "Экономикс" 92г. – 450 с.
17. О.С. Виханский "Менеджмент" Москва 98г. "Юнити" - 536 с.
18. И.Н Герчикова "Менеджмент" "Юнити" 94г. – 654 с.
19. Е.П. Голубков, Е.Н. Голубкова. Маркетинг. Выбор наилучшего решения. М.Экономика 1993г. – 86.
20. Федосова Р.Н. и др. Методические указания к Н.Р. "Основы менеджмента" 1999 ВлГУ – 73 с.
21. Федосова Р.Н. и др.Задания к П.З. по дисциплине основы менеджмента 1999 ВлГУ- 56 с.
22. А.А. Марченко "Маркетинг" учебное пособие, ВлГУ 1997г. – 100 с.
23. А.А. Марченко "Маркетинг: эффективность работы на рынке" ВлГУ 1997г. уч. Пособие – 120 с.
24. И.Н. Герчикова "Менеджмент" учебник "Юнити" 1995г. – 756 с.
25. Р. Ланкар, А. Дайман "Академия рынка(маркетинг)" М. Экономика 1993г. – 500 с.
26. А.Э. Уткин и др. Сборник ситуационных задач по курсу «Менеджмент». – М.: Финансы и статистика, 1999. – 190 с.
27. А.П. Егоршин. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 1999. – 624 с.